Маркетинговые планы веб-студий: исследование 2017 года
В феврале этого года компании Workspace, CMS Magazine и Рейтинг Рунета провели опрос 400 веб-студий об их маркетинговых планах и потребностях. Рассказываем о полученных результатах.
Среднестатистический портрет веб-студий
Среднестатистический оборот компаний, для которых веб-разработка является приоритетным направлением, за прошлый год составил 19 млн рублей.
При этом общий объем рынка заказной веб-разработки по данным CMS Magazine постепенно сокращается. Так, если в 2013 году он составлял порядка 17,7 млрд рублей, то в 2016 — уже 16,4 млрд.
Треть студий (33,6%) обладает штатом из 8-15 сотрудников, около четверти (25,4%) — 4-7 сотрудников, 11,8% — 16-20 сотрудников, 8,6% — 21-30 сотрудников. Более 2% опрошенных — компании со штатом более 100 человек.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Отрасль, определенно, взрослеет: 27,3% опрошенных представляют компании с 10-летней (и более) историей, 23,5% — существуют на рынке 7-9 лет, 27,3% — 4-6 лет, 15,9% — 2-3 года, 6% — около года.
Почти четверть (24,2%) опрошенных компании имеют головной офис в Москве, 9% — в Санкт-Петербурге, около 5% (4,8%) — в Екатеринбурге, 3,1% — в Самаре. 2-2,4% процента респондентов находятся в Минске, Ярославле, Киеве, Ульяновске, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Челябинске.
По оценке организаторов исследования, полученная в ходе опроса картинка в целом вполне корректно отображает реалии рынка.
Основные статьи расходов на продвижение веб-студий
Организаторы опроса также поинтересовались, каковы основные статьи расходов веб-студий на собственное продвижение.
60,4% призналось, что отдают предпочтение SEO, 52,8% — медийной и контекстной рекламе, столько же (52,1%) — SMM. 44,1% студий существенно тратятся на участие в конференциях и других профильных оффлайн-мероприятиях, 31,3% — на PR в интернете и печатных СМИ, 26,4% по-прежнему занимаются «холодными» звонками и продажами и лишь 1% тратят весомую часть маркетингового бюджета на рекламу в печатных СМИ.
Популярность поисковой оптимизации можно объяснить ее «долгоигранием»: если все было грамотно сделано изначально, эффект наблюдается и после сокращения бюджетов или даже полной приостановки SEO-деятельности.
Как следует из проведенного анкетирования, чем меньше оборот студий, тем более активно они прибегают к SEO, медийным и контекстным форматам. Чем оборот выше, тем охотнее студии участвуют в профильных мероприятиях и даже порой обращаются к печатным форматам рекламы.
Основные информационные источники информации для клиентов веб-студий
Откуда клиенты узнают о студиях?
Подавляющее большинство опрошенных призналось, что клиентов к им приводит банальное «сарафанное радио» — 84,2%. 58,2% студий уверены, что ссылка с разработанных ими сайтами тоже весьма эффективна. На третьем месте по популярности (42,1%) — поисковая выдача, на четвертом (33%) — рейтинги и отраслевые порталы. 16,8% видят тендеры основным источником привлечения клиентов.
Интересно, что если 44,1% респондентов тратят существенные суммы на участие в оффлайн-мероприятиях, то лишь 16,1% отмечают этот канал как эффективный в плане привлечения новых клиентов. Это говорит о том, что этот канал переоценен. Причин этому много и большинство из них субъективны: это и общий уровень качества мероприятий, и умение студий работать с аудиторией в оффлайне, и значительные трудозатраты на подготовку.
Если посмотреть, как изменилась ситуация за последние четыре года, можно отметить сразу несколько моментов. Для студий ссылка с разработанных проектов стала иметь меньшее значение: 58,2% в 2016 году против 64,1% в 2012. Снизилась популярность и SEO-оптимизации (42,1% против 50,4%). А интерес к рейтингам/тематическим порталам, тендерам, контекстной рекламе и выставкам, наоборот, вырос.
Возвращаясь к 2016 году, интересно сравнить, как меняются источники информации для потенциальных клиентов в зависимости от оборота студий.
На диаграмме ниже сразу бросается в глаза, что чем выше оборот студий, тем важнее для них такие каналы как тематические порталы и рейтинги и тем меньшее значение имеют поисковые выдачи и такой формат как «рекомендация знакомых». Тем не менее, именно «сарафанное радио» наиболее полезно для всех студий.
Алексей Соловьев Директор по развитию рекламного интернет-агентства x10, подтверждает общую «температуру по больнице»: |
«Cамые неэффективные способы размещения рекламы сегодня — это каналы СМИ в офлайне. Мы использовали бизнес-журналы, радио, телевидение — результат нулевой. Да, постоянные клиенты видели, но новых клиентов привлечь не удалось.
Из наиболее эффективных и бесплатных каналов работает классика жанра: рекомендации довольных клиентов, размещение копирайта разработчика на сайте, участие в рейтингах и конкурсах. Не менее эффективно выступление в качестве эксперта на семинарах и тренингах, размещение в справочниках».
Ключевые моменты и выводы
Подводя итоги, можно особо отметить следующие моменты:
На основе полученных и уже имеющихся у организаторов данных, они выделили несколько наиболее важных моментов, которые могут быть интересны, в первую очередь, PR-агентствам, пиарщикам и маркетологам, а также самим веб-студиям:
-
Бо́льшая часть рынка веб-разработки представлена небольшими компаниями со штатом 4-15 человек. Обороты соответствующие;
-
Рынок веб-разработки заметно стареет. Так, 23,5% рынка — это веб-студии в возрасте 7-9 лет, 27,3% — от 10 лет и выше. Ещё 27,3% — это студии с опытом работы в 4-6 лет. Получается, что большая часть рынка за свою уже успела получить всевозможный маркетинговый опыт и оценить эффективность различных каналов и форматов;
-
Всё больше крупных корпораций вместо того, чтобы обращаться за услугами в веб-студии, организуют собственные отделы разработки и это очень заметно влияет на способы продвижения веб-студий;
-
Чем меньше оборот и ценник студий — тем чаще они прибегают к SEO-продвижению собственных услуг;
-
Чем выше ценник студий — тем большее для них значение имеют рейтинги и упоминания на отраслевых порталах;
-
Примерно 10,7% опрошенных студий активно ищут пиарщиков и маркетологов в штат, а еще почти 2% — руководителей по данным направлениям. При этом уровень зарплат, которые студии готовы платить таким сотрудникам, обычно не ниже, а иногда и выше других ключевых специалистов;
-
Все большее количество студий задумывается о расширении собственной линейки услуг. В частности, за счет поискового продвижения, мобильной разработки и контекстной рекламы;
-
Основные каналы привлечения клиентов для веб-студий — бесплатны (рекомендации довольных клиентов и гиперлинк с разработанных проектов). Но их эффективность напрямую зависит от возраста компании, объема ее портфолио и уровня качества работы с каждым клиентом;
-
Так как в работе с клиентами многие веб-студии идут по пути предоставления все новых и новых услуг, полученные компетенции позволяют им заниматься собственным продвижением самостоятельно. Яркий пример — то же SEO или контент-маркетинг;
-
Всё вышесказанное косвенно говорит о том, что веб-студии будут всё меньше и меньше нуждаться во внешних подрядчиках для собственного продвижения.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.