Что нужно знать о CRM-маркетинге
Интересная ситуация — про одно из самых интересных направлений работы с массовым потребителем в России знают чуть ли не меньше всего.
Группа RUWARD совместно с CRM-агентством InBrief выпустила обзор рынка CRM-маркетинговых услуг, а мы подготовили по его следам небольшой справочник об этом направлении.
Что такое CRM-маркетинг?
Это работа с массовым потребителем, опирающаяся на информацию о нём. То есть, вы обращаетесь к выборке, сегментированной по определённому принципу — например: «женщины с детьми», «автовладельцы», «люди с купоном», «купившие три товара за неделю» и так далее.
Мы внедрили CRM-ку, значит, мы занимаемся CRM-маркетингом?
Не совсем. CRM-маркетинг — это, в первую очередь, массовые коммуникации. Если вы в своей CRM-системе обрабатываете клиентскую базу в десятки тысяч клиентов, регулярно сегментируя их и предлагая по выделенным сегментам какие-то промоактивности — то да, это CRM-маркетинг. А если работаете с небольшим клиентским списком, выстраивая индивидуальные отношения с каждым клиентом — то это просто хороший маркетинг.
Идет регистрация агентств-участников в рейтинги RUWARD 2024!
До 8 декабря идет этап регистрации диджитал-агентств/продакшенов в серии из 46 рейтингов узких диджитал-специализаций Руварда. Поторопитесь! =)
Какие активности можно отнести к CRM-маркетингу?
Накопительные бонусные программы (участники программы получают бонусы, которые в дальнейшем могут быть конвертированы во что-то полезное. Классический пример — «бонусные мили» в программах авиаперевозчиков)
Промокампании (широкий круг активностей, подразумевающий адресное обращение к определённому сегменту клиентов. Например, имеющих машину, детей определённого возраста, покупавших туры в определённые страны и пр.)
Скидочные кампании (персональное предоставление и накопление скидок)
Это самые популярные, но далеко не единственные форматы CRM-активностей.
Нужен ли мне CRM-маркетинг?
CRM-маркетинг для вас, если:
- У вас большое количество конечных клиентов или потребителей, практически исключающее персональную работу с ними через менеджеров. Чаще всего такая ситуация наблюдается в B2C-бизнесе, но и в B2B-модели может присутствовать большое количество мелких клиентов.
- Финансовая ценность вашего клиента оправдывает персональные коммуникации. Расходы на сбор данных и взаимодействие с каждым отдельным потребителем должны окупаться получаемой от него выгодой. Поэтому, если ваш потребитель раз в год покупает баночку обувного крема за 25 рублей, то, скорее всего, CRM-маркетинг не для вас. И наоборот — покупатели детского питания, табака, товаров для животных или автомобилей дают отличные возможности для использования CRM-маркетинга.
- Вы можете собирать по этим клиентам информацию, в том числе — контактную. Либо напрямую (как, например, в банках или у страховщиков), либо какими-то дополнительными способами (регистрация пользователей на специальных площадках, участие их в конкурсах компании и пр.) Если же информации о потребителе нет, то и возможности CRM-маркетинга будут крайне ограничены.
CRM-маркетинг — это агентский бизнес, или компании делают его сами?
И так и так. Некоторые компании выстраивают собственные отделы CRM-маркетинга, некоторые — работают с агентствами. Комбинированный вариант — самостоятельно разрабатывать CRM-стратегию, но арендовать у агентства специализированный софт.
Много ли в России CRM-агентств?
Нет. Пока что этот рынок очень компактен, на нём работает около четырёх десятков компаний, при этом только часть из них специализируется только на CRM-маркетинге.
Как можно узнать больше о CRM-маркетинге?
Рынку CRM-маркетинга посвящён большой спецпроект группы RUWARD.
Сейчас опубликовано две части: подробный FAQ по CRM-маркетингу и обзор рынка CRM-маркетинговых услуг.
В ближайшее время ожидается публикация каталога агентств и наиболее показательных CRM-маркетинговых кейсов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.