Ошибки договоров на продвижение сайта, или «)&%$*@*, как я мог это подписать?!»
«Весёленькая» подборка договорных конструкций, которые могут обернуться проблемами.
Юристам SEO-студий часто приходится анализировать договоры конкурентов, искать в них «скользкие» места и иногда заимствовать удачные идеи и решения.
Чаще клиенты приходят с просьбой помочь расторгнуть договор с минимальными потерями — и тут-то выясняется, что клиент не читал договор, когда его подписывал. И озвученные в тексте пункты воспринимаются как что-то невероятное. Иногда раздаётся фраза: «Как я вообще это подписал?» или многозначительное «OMG!.. x__x» по скайпу.
За годы моей работы собралась «весёленькая» подборочка интересных договорных конструкций, которые рано или поздно обязательно «выстреливают» для заказчика проблемами. Примеры для статьи брала из реальных договоров на продвижение. Выбрала самые частые. Орфография и пунктуация сохранены.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Не указаны поисковые системы и регионы продвижения
Как распознать в договоре
— 1.1 Продвижение сайта ___ в поисковых системах Интернета по тематическим ключевым запросам, указанных в приложении № 2 к Договору.
Либо
— 1.1 Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по оптимизации Сайта Заказчика в Поисковых системах по ключевым запросам, указанным в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Чем грозит: Будьте готовы к продвижению в msn.com, baidu.com и личной поисковой системе программиста (да-да, бывает и такое). Хотя возможно, вы хотели бы в «Яндекс» и Google.
Такой пункт позволит подрядчику продвигать сайт по запросу «пластиковые окна» в msn.com по региону Урюпинск, и при этом будут выполнены условия договора. Не удивляйтесь, когда не найдёте себя в регионе «Москва» — читать договор следовало до его подписания. Поэтому обязательно указывайте и регионы тоже. Продвигать по Москве сложнее — высока конкуренция.
Заведомо короткие сроки для оплаты, обязательная неустойка
Как распознать в договоре
— 7.3 При просрочке Заказчиком оплаты услуг в соответствии с п. 3.3.1 настоящего договора, Заказчик выплачивает Исполнителю неустойку в размере 0,2% от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Выплата неустойки не освобождает Заказчика от оплаты стоимости оказанных услуг.
— 3.3.1 Начиная со второго расчётного периода и далее Заказчик перечисляет Ежемесячную абонентскую плату за расчётный период не позднее 2 (второго) числа данного расчётного периода в размере, указанном в п.п. 3.1. настоящего Договора. При этом, если второе число расчётного периода попадает на выходной/праздничный день, днём окончания срока оплаты считается ближайший, следующий за ним, рабочий день.
Чем грозит: Хороший подрядчик заботится о лояльности и не требует неустойку, когда заказчик задерживает платежи (если это не постоянная практика). А недобросовестный специально слегка опаздывает выслать счёт. И как только клиент решил уйти — ему выкатывается счёт на всю просрочку за годы работы.
Иногда Заказчик счёт получить не успевает, а неустойку уже обязан оплатить.
Непонятный пункт
Как распознать в договоре?
— Ежемесячная стоимость работ по оптимизации, продвижению и оптимизации Заказчика с момента заключения настоящего Договора составляет 38 000 рублей в месяц.
Чем грозит: понятия «оптимизация» и «продвижение» общеупотребимы, но нигде не закреплены. И понимать пункт каждый может по-своему. Два юриста — три мнения.
Если в договоре есть определение понятия — хорошо. Если нет, то не стоит потом удивляться, что оптимизировали вас для «Директа», а не для поисковых систем.
Прежде чем подписывать договор — убедитесь, что вы понимаете все его положения. Лучше лишний раз спросить и понять, чем по факту наличия проблемы очень сильно удивиться.
Не прописан порядок предоставления отчетности
Как распознать в договоре?
— 2.2.1 Заказчик вправе осуществлять контроль за оказанием услуг, не вмешиваясь в область профессиональной компетенции Исполнителя.
— 2.2.2 Заказчик вправе запросить информацию в виде отчёта о результатах работ. Отчет может предоставляться устно и/или письменно по усмотрению Исполнителя.
Чем грозит: вы попросили прислать отчёт, вам на словах отчитались. Вы просите в письменном виде, вам говорят, что уже предоставили. Вы знаете, что происходит что-то «мутное», но вам велели не вмешиваться. В результате — вы получили «непонятно-что-и-сбоку-бантик». Вуаля, все довольны... кроме вас.
Устный отчёт к делу не пришьёшь. Если компания не выполнит условия договора, то доказывать этот факт придется вам — документы лишними не будут.
Чётко не оговорен результат
Как распознать в договоре?
— Заказчик предупрежден о том, что в результате оказания Услуг могут быть получены результаты, не соответствующие ожиданиям Заказчика в отношении Сайта.
Чем грозит: Заказчик хочет узнаваемость, а Исполнитель разместил на сайте компрометирующие видео, которые точно сделают Заказчика «известным». Результат получен — хотя и не совсем тот, на который рассчитывал Заказчик.
Не должно быть такого, когда заказчик платит за результаты, не соответствующие его ожиданиям. Все ожидания и конечный результат (либо процесс) должны быть оговорены и прописаны в договоре.
Предоставление документов в неподобающем виде
Как распознать в договоре?
— Стороны по настоящему договору признают юридическую силу документов, исполненных в простой письменной форме с использованием факсимильного воспроизведение подписи уполномоченных лиц Исполнителя, включая:
a) уведомления о досрочном расторжении Договора;
b) претензии;
c) Акт приёма-передачи выполненных работ и оказанных услуг.
Чем грозит: дело в том, что на первичных документах для целей налогового учёта нельзя ставить факсимиле. Такие документы попросту не будут приняты налоговиками и это повлечёт за собой дополнительные проблемы. (Письмо Минфина России от 15 марта 2010 г. № 03-02-08/13, письмо МНС России от 1 апреля 2004 г. № 18-0-09/000042).
Шлёт вам компания месяц за месяцем такие акты, а тут подходит срок сдачи налоговой отчетности. А у вас ОСНО и возмещение НДС. А бухгалтерия договор не читала, акты не видела до дня Ч. Приготовьте пустырника главбуху. Придётся откачивать.
Непонимание юридического характера отношений. Потерпевшей стороной может оказаться не только клиент, но и исполнитель
Как распознать в договоре
— В случае досрочного прекращения оказания услуг по настоящему договору Заказчик обязан принять от Исполнителя по Акту приёма-сдачи оказанных услуг результат работ по степени его готовности на момент прекращения оказания услуг.
Чем грозит: Исполнители могут подставить сами себя. Результат работ в договорах оказания услуг (здесь про разницу между гл. 37 и гл. 39 ГК) не предусмотрен (бывают исключения, но здесь не тот случай).
Поэтому, заявляя в договоре про результат работ, в суде договор может быть признан договором подряда, по которому предусмотрен именно результат, а не процесс оказания услуг.
И если Исполнитель этого результата не достиг, то в дело вступит ст. 715 ГК:
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счёт подрядчика, а также потребовать возмещения убытков).
В данном случае недобросовестный Заказчик потребует от вас результат. Вы сделаете какой-никакой отчёт. Заказчик наймет крутых юристов (самых дорогих, представительские расходы тоже взыскиваются) и оставит вас голого с договором в руках.
Вывод
- Внимательно читайте документы, которые подписываете, либо доверьте их проверку доверенному лицу (желательно, лицу с высшим юридическим).
- Если есть вопросы относительно содержания — задавайте их. Пусть вам разъяснят значение каждого пункта.
- Обращайтесь к проверенным поставщикам услуг. Не гонитесь за низкой ценой.
- Помните: договор это соглашение. Не нужно подписывать кабальные условия. Если какой-либо пункт не устраивает, попросите, чтобы его изменили или вовсе убрали. Либо ищите подрядчика с приемлемыми условиями.
Компании сами выбирают оптимальный способ взаимодействия. Кому-то спокойнее с договором на 10 листов, кому-то достаточно основных положений на 1 страницу. Но в любом случае это всегда должны быть исчерпывающе-понятные страницы текста, отражающие суть отношений.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.