Как блокировка Роскомнадзора помогает бизнесу: brand awareness, трафик, продажи
По ту сторону реестра запрещённых сайтов: как мы действовали до и после блокировки, и что нам это дало.
Блокировка сайта в России — дело неприятное, но не удивительное. Поэтому когда Роскомнадзор заблокировал наш VPN-ресурс HideMe.ru (теперь HideMy.name), мы не стали паниковать, а с холодной головой занялись решением возникшей проблемы. В итоге нам удалось почти полностью восстановить трафик, увеличить продажи и создать хороший инфоповод.
Предыстория
В ноябре 2016 года мы получили судебное решение Учалинского районного суда республики Башкортостан с требованием удалить форму анонимного посещения сайта. Мы исполнили судебное решение оперативно и более радикально: по факту, мы могли просто ограничить доступ. Но чтобы избежать эскалации конфликта, мы полностью удалили анонимайзер, о чём сообщили в Роскомнадзор, и попросили убрать нас из реестра запрещённых сайтов. Однако в ответ мы получили ещё одно письмо с просьбой ограничить доступ через наш VPN-ресурс к сайтам из реестра.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Отметим, что в России не запрещено заходить на сайт из реестра, ответственность несут только провайдеры, которые не заблокировали доступ к запрещённым сайтам. Мы не являемся провайдерами, соответственно, нашу деятельность не регламентирует ни один закон.
По факту, РКН вышел за рамки правового поля, судебного решения и даже собственных полномочий.
12 января 2017 года мы получили письмо о том, что Роскомнадзор всё-таки заблокировал наш ресурс. Мы могли бы пойти в суд и попытаться опротестовать решение, но посчитали, что наши трудозатраты будут не рентабельны. Вместо этого мы решили создать зеркала сайта. И рассказать СМИ нашу историю.
История о том, как быстро восстановить трафик
Первое правило: быть технически готовыми к блокировке и знать несколько важных правил. Они помогут не паниковать, сделать всё по уму и восстановить основной трафик.
Ниже пошаговый рассказ о том, что мы делали после блокировки нашего ресурса.
Создали зеркала и рассказали о них своим пользователям
Ещё за полгода до блокировки мы создали два зеркала, о чём оповестили наших клиентов по почте. Мы завели домены HideMe.one и HideMe.wtf. Причём второй был не зеркалом, а сайтом, где стояла кнопка, которая перенаправляет пользователя на зеркало. По сути, вероятность блокировки второго домена была минимальной. Так и получилось — HideMe.wtf выстоял.
Мы быстро поменяли ссылки на всех форумах, в социальных сетях, в рекламных текстах. Поэтому нам удалось сохранить пользователей и рекламные бюджеты.
Второе правило: оперативно меняйте ссылки и оповещайте своих клиентов, используя всевозможные способы и средства.
Пошумели в СМИ
Блокировка, тем более незаконная — отличный инфоповод. Даже несмотря на то, что мы не были готовы к интенсивной работе с медиа, нам удалось получить много публикаций на таких ресурсах, как Meduza, vc.ru, the Village, «Интерфакс» и т. д. Мы лишь рассказали свою историю — и одним этим рассказом привлекли много трафика на наш новый сайт.
Третье правило: создайте из возникшей проблемы хороший инфоповод и поделитесь им с журналистами. Так вы увеличите awareness.
Заменили домен, IP-адрес и сменили домен в выдаче поисковиков
Мы заменили домен и IP-адрес с установкой 301-го редиректа и сохранили пути всех старых ссылок. Если пользователь пытался перейти по адресу hideme.ru/vpn, то попадал на правильный раздел нового домена hidemy.name/vpn.
Это позволило поисковикам правильно связать старые и новые ссылки, перенести их «вес» и вернуть прежние позиции всем страницам. Помимо этого, используя функцию «переезда сайта» в панелях вебмастера Google и «Яндекс», мы помогли поисковикам быстрее понять, какой домен теперь показывать в выдаче.
Четвёртое правило: замените домен, IP-адрес и измените домен в выдаче поисковых систем. Таким образом, вы не растеряете ваших потенциальных новых и старых пользователей.
Что в итоге
В течение двух суток нам удалось закончить полный переезд на новый сайт. Примечательно, что мы не просто полностью восстановили трафик на новый ресурс, но ещё и увеличили продажи на 10%.
Почему блокировка — это не страшно?
Если ваш сайт заблокирован, по большому счёту, у вас есть два варианта.
-
Пойти в суд и попробовать опротестовать решение. Это имеет смысл, если ваш ресурс очень известный и нет законных оснований для блокировки.
-
Создать зеркало сайта и перевести весь трафик на новый ресурс.
Выбирайте тот вариант, который кажется вам менее трудозатратным и более эффективным. Помните, что блокировка может принести свои плюсы. За счёт созданного инфоповода и шума в СМИ можно повысить узнаваемость площадки, привлечь новых пользователей и увеличить продажи. Поэтому попробуйте посмотреть на сложившуюся ситуацию ещё и с позитивной стороны.
Любая крупная блокировка — это новая ступень к расширению количества клиентов.
Например, недавно Ульяновский суд заблокировал испанский интернет-магазин хамона, который доставлял свою продукцию на территорию России в обход продуктового эмбарго. О блокировке написали почти все СМИ: от Geektimes, «Афиши» и Inc Russia до «Новой газеты», «Ленты» и «Бизнес ФМ».
В результате новость о блокировке сделала куда больше, чем просто повысила узнаваемость бренда. Я уверен, что именно благодаря новости многие узнали: в интернете, оказывается, можно легко заказывать санкционные продукты с доставкой на дом! Вряд ли владельцы интернет-магазина из-за этого расстроились.
Очень важно оповещать СМИ обо всех блокировках, доступ к которым не запрещён законодательно.
Повторюсь: если вас заблокировали, вы можете оспорить решение в суде или пойти в обход легальными и доступными методами. Что делать — выбирать вам. Главное: используйте этот инфоповод как метод увеличения количества сделок или возможность привлечь к себе дополнительное внимание и новых клиентов.
Читать по теме:
- Что нужно знать о персональных данных, чтобы не заплатить 300 000 рублей штрафа
- Робот из Перми, о котором узнал весь мир: оценка реального эффекта PR-кампании «Промобота»
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.