Риелторы не нужны: как сервис «Рентор» из мечты стал реальностью
Как сделать сервис поиска жилья без посредников и при этом не бояться конкуренции.
Больше интересных материалов по теме — в нашем спецпроекте «Digital в недвижимости»
Основатель сервиса Rentor.ru рассказывает, почему он невзлюбил риелторов и решил сделать сервис, который поможет пользователям обходиться без них. На что пришлось пойти, чтобы реализовать мечту — в том числе стать успешным бизнесменом.
Как появилась идея, или Почему я невзлюбил риелторов
Идея сайта, который поможет людям находить квартиры без помощи риелторов, появилась в 2006 году. Тогда я учился в ВУЗе и параллельно работал в агентстве недвижимости. Меня ужасно задевало, что большинство риелторов — некомпетентны, а их клиенты часто остаются недовольны. Я даже несколько раз предлагал руководству устроить реформы и изменить отношение к клиентам, но натыкался только на непонимание. И дело не только в том, что я был студентом, и меня не воспринимали всерьёз, — агентству просто не было необходимости что-то менять, оно гребло деньги лопатой.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На одного недовольного клиента приходилось десять новых. Всем нужна была информация о сдаваемых квартирах, а ею владели только риелторы — это всё ещё были времена газеты «Из рук в руки» и расклейки объявлений по подъездам. Поэтому в агентстве я проработал недолго, уволился и открыл собственную компанию, решив специализироваться на правовом сопровождении и консалтинге в сфере недвижимости.
В 2007 году я окончательно разочаровался в рынке риелторов: по моим оценкам, компетентных и ответственных специалистов в этой сфере — не больше 5%. Сайта, на котором можно было найти самому квартиру или надёжного риелтора, всё ещё не существовало: все пользовались ЦИАНом, который предлагал квартиры от тех же риелторов и ничего не гарантировал. Тогда я решил действовать — сел писать техническое задание для программистов.
Первый блиц кригом, или Как мы сделали первую версию
Техническое задание, которое я написал, напоминало фантастический роман: опыта в IT у меня не было, поэтому я просто подробно описал сервис своей мечты. На этот труд у меня ушёл почти год, поэтому программистов я начал искать только в 2008 году. Обойдя ряд ведущих московских веб-студий и агентств, я получил несколько предложений с шестью нулями. Это было, мягко говоря, совсем не то, что я мог потянуть. Поэтому я продолжил искать специалистов через друзей и знакомых, которые посоветовали мне ребят с Украины, — те пообещали сделать портал недорого и быстро.
Дальше я продолжал последовательно наступать на все грабли новичка, первый раз столкнувшегося с веб-разработкой. С удалёнными разработчиками было очень сложно. Они то болели, то отдыхали на праздниках, то просто пропадали без причины. И даже когда работали, коммуницировать с ними было крайне проблематично — коллеги предпочитали существовать по ночам, и днём выходили на связь изредка и неохотно.
Всё это и многое другое в результате растянули создание сайта более, чем на год. На разработку я потратил 180 тысяч рублей, а в итоге получил сырой сайт, на котором постоянно что-то отваливалось. Но даже такой проект начал привлекать арендаторов и арендодателей. А я понял, что для дальнейшего продвижения нужны существенные финансовые вливания, на которые я пока не готов. Поэтому, чтобы заработать капитал, на следующие четыре года я с головой погрузился в свой бизнес, а сайт просто поддерживал на плаву.
Перезагрузка: новая концепция и работа над ошибками
В первой версии сайта я предлагал клиентам выбор — найти квартиру самостоятельно или с помощью компетентного риелтора. Через некоторое время я разочаровался в этой концепции и решил, что основная задача сервиса — помощь в самостоятельном поиске квартир.
Для новой версии сайта нужно было новое техническое задание. И на этот раз я не самостоятельно его писал, а привлек знакомого специалиста, который давно работает руководителем в IT-сфере. Вместе мы сформировали адекватное задание, охватывающее все мои желания и понятное специалистам.
К поиску специалистов я тоже подошёл основательно, даже сделал таблицу соответствия их компетенций моим задачам. Общался с каждым кандидатом, собеседовал и отмечал, насколько мне комфортно общаться с человеком, сколько у него реализованных проектов в соответствующей сфере. Так выбрал исполнителей, с которыми удалось наладить нормальную удалённую работу.
Правда, пришлось набивать новые шишки. В прошлый раз я не сталкивался с дискоммуникацией между дизайнерами и программистами, поэтому теперь ощутил на практике всю боль разницы восприятий. Чтобы избежать ненужных конфликтов и не переделывать несколько раз функционал, мы пришли к такой схеме работы: UX-дизайнер выгружает макеты на zeplin.io и утверждает со мной, а я уже вместе с руководителем техотдела составляю задание к ним и отдаю всё вместе разработчикам.
Чем я уже могу гордиться, хотя впереди у нас ещё много работы
Сейчас на сайте опубликовано более 1500 объявлений от собственников, и с каждым днём их больше. Это довольно много, учитывая то, как строго мы проверяем их на актуальность и ловко вычисляем риелторов.
Многие сервисы просто обзванивают, представляются и задают вопрос в лоб: «Вы собственник?». Конечно, они получают утвердительный ответ. Операторы нашего call-центра работают иначе: они имитируют арендаторов, задают много вопросов, обсуждают финансовые моменты. Как только в беседе появляются упоминания дополнительных разовых платежей или комиссии, становится ясно — это риелтор. Кроме того, мы разработали робота, который сканирует тексты и по подозрительной семантике (у риелторов есть устоявшиеся выражения) помечает подозрительные объявления. Их затем ещё раз внимательно проверяет call-центр. Кроме того, объявления могут оценивать сами пользователи: после нажатия кнопки «Пожаловаться на объявление», оно снимается с публикации до проверки оператором. И это ещё не всё: мы ведём свою базу с номерами риелторов, по которой автоматически отсекаем огромное количество объявлений заранее.
Актуальность — то, в чём мы тоже очень хороши. В Рунете до 80% объявлений собственников неактуальны. Хорошие квартиры разлетаются как пирожки. И квартиру, которую вы видите у нас сегодня, вы не увидите завтра, если она уже сдана. Конечно, мы работаем над увеличением количества объявлений, но гонимся не за количеством, а за качеством.
Про деньги: как мы монетизировали сайт
Сейчас «Рентор» предлагает пользователям возможность открыть первый контакт бесплатно, чтобы «пощупать» и оценить сервис. Если пользователь бывалый арендатор и точно знает, чего хочет, ему вполне будет достаточно пробного доступа. Мы только начали процесс монетизации и стараемся нащупать оптимальные условия доступа для пользователей. Параллельно мы продолжаем совершенствовать сервис, проводить A/B-тестирование, работать над юзабилити.
Модель оплаты простая: доступ к сервису можно приобрести на определённый период — день, неделю или месяц. Ценообразование при этом строиться на условной себестоимости — окупаемости рекламных расходов и тех усилий, которые мы тратим на формирование базы и её постоянную чистку.
Кроме того, мы предлагаем отдельную услугу «Защита и гарантия» — нечто вроде юридического сопровождения сделки. Наш специалист приезжает на сделку, проверяет документы, составляет договор аренды (не рыбу, а полноценный договор, учитывающий все нюансы), фотографирует имущество и выдаёт гарантийный сертификат. «Защита и гарантия» — по сути то, что должен делать компетентный риелтор. При этом арендатор платит в пять, а иногда и в десять раз меньше, чем ему бы обошлась комиссия. «Рыбу» договора мы, конечно, даём бесплатно, её можно скачать в карточке любого объявления (на самом деле, там целый комплект документов).
Для меня важнее миссия проекта, чем его самоокупаемость. И, хотя я длительное время финансировал сервис без отдачи с его стороны, торопиться с повышением стоимости доступа к контактам не стану: быстрые деньги мне не нужны, мне хочется вывести на рынок качественный и востребованный продукт по приемлемой цене.
Как мы сейчас продвигаем сервис и почему не боимся конкурентов
Пока не включили рекламные каналы на полную мощность, основной приток пользователей нам приносят социальные сети. В наших группах ВКонтакте и Facebook в совокупности — 80 тысяч подписчиков. Основной контент — объявления, мы находим и публикуем самые интересные предложения. Также мы делаем ставку на блог и потихоньку его развиваем: рассказываем, как не стать жертвой аферы, публикуем юмористические статьи.
За то время, пока я разрабатывал Рентор, менял концепцию и делал перезапуск, прошло почти 10 лет, а в Рунете появились и другие проекты с похожей идеей. Кроме того, собственники и арендаторы активно ищут друг друга в социальных сетях. Но я не считаю это проблемой, конкуренция меня, наоборот, бодрит.
Чем больше крупных игроков, тем выше доверие к рынку и больше потребителей. И чем больше людей сможет легко искать жильё самостоятельно, тем сложнее будет выжить недобросовестным и непрофессиональным риелторам.
Партнёрская публикация
Фото на тизере: Катерина Харсеева
Больше интересных материалов по теме — в нашем спецпроекте «Digital в недвижимости»
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.