Ice Bucket Challenge: как не слить вирус
Несколько дней подряд мировые знаменитости обливали себя холодной водой, участвуя в благотворительной акции Ice Bucket Challengе. На прошлой неделе акция докатилась и до России: селебрити, медиакомпании, рекламные агентства бросают друг другу вызов — облейся водой или... Или что?
Ice Bucket Challenge — флешмоб с обливанием холодной водой, масштабная акция, направленная на сбор средств для исследования бокового амиотрофического склероза (болезни Шарко, ALS) — неизлечимого заболевания центральной нервной системы, которое приводит к параличам и атрофии мышц. Задача акции — привлечь внимание к болезни, а также собрать средства на ее исследования. Участники обливаются холодной водой, выкладывают ролики и бросают вызов трем другим людям (или компаниям): или облейся водой, или сделай благотворительный взнос в фонд исследования ALS. |
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В акции приняли участие многие знаменитые люди: Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Джон Траволта, Вин Дизель (который, кстати, бросил вызов Мишель Обаме, Анджелине Джоли и Владимиру Путину), Cтивен Спилберг, Адриано Челентано, Бенедикт Камбербетч, актеры cериала «Игры престолов».
Samsung совместил акцию и рекламу: в рамках флешмоба Ice Bucket Challenge в ролике обливают водой смартфон Galaxy S5 и бросают вызов iPhone 5s, Lumia 930 и HTC One M8
На сегодняшний день акция собрала уже более 70 млн долларов.
Флешмоб докатился и до России: холодной водой облились такие знаменитости, как Ксения Собчак, Егор Бероев, Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова, Константин Хабенский. Появилось сообщение, что к акции присоединился и исполняющий обязанности губернатора Петербурга Георгий Полтавченко.
К акции присоединились и компании. Sports.ru приняли вызов от модели Анастасии Яньковой, вызвали Aviasales и «Хабрахабр», которые, в свою очередь, передали эстафету «Яндексу», а те — команде Mail.ru, «Почте России» и РЖД. Последний вызов приняла пока команда Mail.ru, и после выполнения задания назначила участниками «ВКонтакте» (как и Аviasales), «Лабораторию Касперского» и HeadHunter. «ВКонтакте», в свою очередь, устроили флешмоб во флешмобе на площади у Казанского собора.
«Четыре часа назад команда „Хабрахабра“ передала команде „Яндекс.Почты“ эстафету Ice Bucket Challenge. Пока не стемнело, ребята вышли во двор московского офиса, каждый со своим ведром, и облили себя холодной водой со льдом. После чего передали Ice Bucket Challenge команде Mail.ru, „Почте России“ и РЖД»
«Нам в Aviasales.ru поступил вызов от Sports.ru, и мы принимаем его вместе с двумя тоннами (!!!) льда. Шокирующе ледяная вода охладила всю нашу команду в Таиланде. Мы передаём эстафету. В течение 24 часов на Ice Bucket Challenge должны ответить „Островок“, „Почта России“ и „ВКонтакте“»
«Сегодня, несмотря на то, что суббота, мы пришли в офис, так как приняли вызов от коллег по отрасли — Badoo и „Яндекс“. А кое-кто привел детей, которые наравне со взрослыми приняли участие в обливании водой. Помимо фонда борьбы с ALS, Mail.Ru Group перечислит дополнительные средства фондам, участвующим в проекте „Добро Mail.Ru“. И напоследок — мы бросаем вызов на участие в Ice Bucket Challenge командам трёх компаний — „Лаборатории Касперского“, HeadHunter и „ВКонтакте“! Так как завтра воскресенье, у вас в распоряжении 48 часов»
Георгий Лобушкин: «ФЛЭШМОБ. Сегодня в 18:30 у Казанского собора. «Все, кто окажется в центре города (в Санкт-Петербурге) и не боится промокнуть, собираемся у Казанского собора. На месте можно будет получить ведро и футболку c принтом, как в прикрепленном документе. Но на всех может не хватить, поэтому призываем всех, у кого есть такая возможность, распечатать белую футболку с принтом самостоятельно и прийти со своим ведром. У нас будет лёд. Воду наберем в фонтане (шутка; вода у нас тоже своя). Будет весело!»
Вирус и рекламные агентства
Такое яркое событие в истории вирусного видео не могло обойти стороной рекламные агентства. Несколько компаний провели выходные, обливаясь водой и монтируя ролики.
Запустили эффект Partmedia Interactive Agency:
«Все получилось достаточно просто, мы следим за трендами, поэтому рано узнали об акции ALS Ice bucket challenge. Поначалу восприняли ее как нечто для богачей, которым иногда и правда лучше заплатить, чем делать такое на видео. Но уже на следующий день один из сотрудников наткнулся на видео от Wieden+Kennedy Tokyo, и мы решили сделать то же самое первыми, но среди российских агентств. На следующий день с утра мы принесли ведро, взяли самого смелого сотрудника и осуществили план, — говорят в агентстве. — Мы бросили вызов наиболее открытым и публичным агентствам, и этого стало достаточно для того, чтобы за пару дней Facebook заполнился мокрыми людьми».
Вирус и благотворительность
Когда акция стала распространяться среди российских пользователей, в Сети появились упреки: неужели легче водой облиться, чем сделать взнос?
«У нас, как всегда, веселье. Все обливаются водой, прыгают в речки и считают, что это освобождает от уплаты взноса. „Или“ „или“, так сказать», — Ярослав Трофимов.
Действительно, в одном из интервью с первыми участниками акции сказано: принимая вызов, можно облиться водой и (все-таки) пожертвовать 10 долларов, а если обойтись без ледяного душа, то взнос — 100 долларов (на это же интервью ссылается статья в «Википедии»). На самом же сайте ALS условия акции четко не прописаны, но в статье «Слышали ли вы об Ice Bucket Challenge?» говорится, что участники акции сами выбирают: принять ли вызов, отправить ли пожертвование или сделать и то, и другое. Сумма пожертвования не указана, а на donation-странице можно выбрать опцию из предложенных (минимальный взнос $5). Каждый участник решает сам за себя.
Влад Ситников, Hungry Вoys: «Мы поискали правила, когда нас вызвали, там было про то, что нужно успеть за 24 часа сделать пожертвование. Мы успели — облились день в день. Деньги я не стал жертвовать. Это не потому что я или мы жмоты: просто безадресно делать пожертвование глупо. Я против бессмысленных действий. И история с обливанием на то и нужна: либо жертвуешь, либо обливаешься. Обливаешься и вызываешь — это тоже пожертвование, вирусное знание».
Некоторые российские участники акций по-своему трактуют правила, переводя деньги не только в фонд ALS, но и в адрес отечественных благотворительных фондов (Partmedia Interactive Agency — в российский фонд по борьбе с БАС, Mail.ru дополнительно передает средства фондам, участвующим в проекте «Добро Mail.Ru», Федор Бондарчук и Чулпан Хаматова — фонду «Подари жизнь», Константин Хабенский — фонду помощи детям с онкологическими заболеваниями головного мозга и пр.). Но и такой подход тоже не всегда находит одобрение.
Вирус продолжает распространяться, акция захватывает компании, агентства и обычных пользователей: все с радостью поливают себя водой.
«Даже если кто-то делает это из корыстных целей, результат все равно идет на пользу. Очень большое влияние на нас оказал этот ролик. После него понимаешь, что любое дополнительное видео, любой сигнал, который помогает узнать о такой редкой болезни — это правильно и хорошо», — считают в Partmedia Interactive Agency.
Но если, например, посмотреть видео обливающихся, то можно заметить, что участники все реже упоминают причину, по которой они это делают (при этом неважно, знаменитости ли это или простые пользователи). Вирус размножается, как забава, не выполняя основной задачи.
«Как это не раз уже было, цель потерялась где-то между средствами и процессом, — отмечает Игорь Белкин на своей странице в Facebook. — И вот уже отечественные звезды льют на свои головы, шляпы и влагалища холодную воду, передают эстафету знакомым и друзьям и совершенно забили болт на боковой амиотрофический склероз, ради борьбы с которым все и затевалось. Ни слова про него».
«Вижу шестого знакомого, который льет себе на голову лед из ведра, при этом главный пойнт этой истории — что надо перевести немножко денег (необязательно на лекарство от БАС, но хоть на что-то хорошее), из шести человек остался только у Насти Тихоновой <…>, остальные просто льют и веселятся. Дальше должен быть длинный русофобский абзац про карго-культ и прочее, но не буду его писать. Парни, вы чего, а?» — Роман Волобуев.
Очевидно, ответственность за изменение послания лежит не только на знаменитостях.
«Все то, что происходит сейчас, это эпидемия медиавируса. Он стал настолько популярен потому, что многие селебрити приняли в нем участие. Если бы этого не произошло, он бы настолько ярко не распространился. Ice Bucket Challengе — это вирус, который уже многогратно мутировал, [но если вы почитаете сообщения „ВКонтакте“], вы увидите, вирус мутирует у нас на глазах. И каждый из нас принимает в этом абсолютно неосознанное реактивное участие», — говорит Алексей Ёжиков, старший партнер AG&AT Consulting.
Алексей, став участником флешмоба, пытается вернуть акции смысл и просит участников быть более осознанными:
«Обливаться холодной водой это очень весело, как мы видим. Но давайте мы будет осознанно делать добрые дела по эстафете. Конечно, лучше это делать втихаря, дома, когда никто не видит, именно такой должна быть настоящая благотворительность. Но давайте подумаем, кому мы действительно можем помочь. Давайте не будет реактивными, давайте задумаемся о том, что мы делаем».
«Друзья, давайте будем осознанными распространителями медиавирусов, принося добро и пользу. Нет таких правил, которые нельзя было бы менять». Андрей Терехов, Александр Богданов и команда AGIMA, Павел Берман и команда «Зона действия»
Джеймс Руди (James Rudy) страдает болезнью ALS. Он принимает вызов.