Как мы делали новый сайт Комсомолки. Читайте на Cossa.ru

07 августа 2020, 17:30

Как мы делали новый сайт Комсомолки

Как бренды советского времени решаются на глобальные изменения сайта и как взаимодействуют с подрядчиками — в отчётной статье компании AGIMA.

Как мы делали новый сайт Комсомолки

5 августа Комсомольская Правда представила новый дизайн сайта для своих читателей. А мы написали статью, как подошли к этой задаче, чтобы новый дизайн понравился всем.

Изначально редакция газеты «Комсомольская правда» обратилась к нам за «косметическим» обновлением дизайна для пары страниц. Но уже в ходе первой встречи (которая, к слову, состоялась почти год назад) выяснилось, что сайт не справляется с многими актуальными задачами. Решили провести глобальный редизайн.

Мы сразу поняли, что нам предстоит большая, а главное — ответственная работа. С одной стороны, требовалось сделать продукт максимально эффективным для решения задач одной из лучших редакций России. С другой — было важно избежать негатива со стороны миллионов пользователей, которые традиционно воспринимают обновления популярных сайтов в штыки.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

На старте. Цели и задачи

При редизайне большого проекта избежать разнообразия задач невозможно. Особенно когда в роли заказчика выступает большая команда, состоящая из нескольких «групп по интересам», у каждой из которых — собственное целеполагание. То, что важно для авторов, может быть второстепенным для отдела рекламы, то, что нужно одному подразделению редакции, противоречит ожиданиям другого. И всё это может оказаться неинтересным для читателей. Поэтому в начале проекта самым главным для нас было правильно ранжировать требования, и уже после этого исполнять их в соответствии с установленными приоритетами.

Но с заказчиком нам повезло — удалось быстро определить, какова главная цель редизайна. Это повышение доходов от рекламы на сайте. Задача комплексная и непростая. И мы начали выстраивать работу, ориентируясь в первую очередь на её решение.

Стратегический план проекта

Задачи в рамках проекта — единая система, каждая деталь которой влияет на другие. Мы понимали, что достичь поставленных целей можно только при комплексном воздействии на множество элементов. В таких случаях не обойтись без стратегического плана. На его базе мы показываем, какие точки для приложения усилий будут эффективными.

Как мы делали новый сайт Комсомолки - редизайн AGIMA

На этом этапе было важно показать заказчику, что универсального решения, которое бы сразу решило все задачи, не существует. И для достижения результата нужно сделать много шагов в разных направлениях — потребуется не только изменение визуального решения, но и внедрение новых функций и выстраивание новых стратегий коммуникации.

Аналитика и исследование пользователей

Когда мы определили направления работы, встал вопрос о детальном понимании аудитории. Для этого мы задействовали несколько инструментов:

  • анализ статистики поведения пользователей;

  • доразметку сайта для получения новых данных;

  • анкетирование читателей — чтобы собрать больше количественной информации и лучше понять аудиторию.

Кто же наша аудитория?

«Комсомольская правда» — тот редкий случай, когда в ответ на вопрос про целевую аудиторию ты слышишь «Все!», и это близко к истине.

Мы взяли данные по демографии пользователей сайта КП из Яндекс.Метрики и сравнили их со статистикой по населению России от Федеральной службы государственной статистики. И поняли, что, возможно, больше половины России от 18 до 54 лет сталкиваются с «Комсомолкой» хотя бы раз в месяц. А ещё есть стабильная аудитория пользователей до 18 лет, (хотя это явно не наша цель) и растущая аудитория людей от 55 лет, которые вовлечены умеренно.

Аудитория «Комсомольской правды» - рейтинг у читателей

Но сделать проект «для всех» невозможно — да и не нужно. Следует конкретизировать пользователей. Для такого большого проекта наш традиционный подход (использование Персон) работает не очень хорошо, поэтому мы использовали поведенческую сегментацию.

Мы определили для себя пять сегментов, которые характеризовались вовлечённостью и лояльностью: от группы совсем не вовлечённых пользователей до максимально лояльного «ядра». Для каждого сегмента мы выделили типовые паттерны поведения и триггеры перехода пользователей из одного блока в другой.

Как мы делали новый сайт Комсомолки - редизайн AGIMA

Самым важным фактором для нас стала лояльность группы и то, чем мы можем её повысить. Мы подсчитали, что лояльные пользователи в среднем продаются на 13% дороже (Cost per mille viewable ads). А доход с визита лояльного пользователя в среднем больше на 248%. Это происходит за счёт большего количества страниц просмотренных за сессию и более высокой стоимости рекламы.

Как мы делали новый сайт Комсомолки с учётом лояльной группы - редизайн AGIMA

Потребление рекламы на сайте

Нам нужно было понять:

  • как формируется рекламное наполнение сайта;

  • что приносит больше денег — с точки зрения как форматов, так и разделов;

  • какие группы пользователей — важнейшие с позиции наших доходов;

  • от чего мы можем отказаться на сайте.

Был необходим инструмент визуализации, с которым можно было бы легко работать без ущерба для возможностей. Выбор оказался невелик: Google Data Studio, Microsoft Power BI, Tableau, Qlik. Мы остановились на DataStudio, быстро собрали нужный нам дашборд и загрузили данные, чтобы детально изучить их и принять решение.

Как мы делали новый сайт Комсомолки, дашборд - редизайн AGIMA

Расширение информации о пользователях за счёт опроса

Нам было нужно как можно больше информации о читателях. Мы видели особенности поведения пользователей на основе аналитики, но нам хотелось глубже понять их мотивы, а заодно ещё раз проверить гипотезы, которые мы использовали для поведенческой сегментации.

Чтобы провести опрос массово и за умеренное время, наш отдел веб-аналитики и редакция КП запустили на сайте анкетирование. Результаты ответов пользователей были обработаны и структурированы в 70-страничном отчёте, который помог нам дополнить бэклог реализуемых гипотез.

Проектирование и поиск решения

Когда проделана большая работа по исследованию пользователей, понятны задачи и сформулированы гипотезы, остаётся только финализировать идею и собрать прототип.

Прототип позволяет проще смотреть на проект — в нём наглядно отражены функции, сценарии, среда использования продукта. Не надо держать в голове бесконечное число переменных — можно последовательно обсуждать отдельные блоки. Причём есть возможность просматривать и обсуждать их как по отдельности, так и в связке — в качестве одной из точек длинного пользовательского пути.

Сначала — концептуальный прототип

Мы начали с прототипов ключевых страниц — было разработано несколько вариантов решения для каждой. Нам было важно показать редакции КП разные подходы к редизайну, чтобы вместе обсудить преимущества каждого из них и выбрать наиболее подходящий.

Как мы делали новый сайт Комсомолки, концептуальный прототип - редизайн AGIMA

Когда направление было выбрано, мы перешли к работе над визуальным дизайном.

По опыту мы знаем, что бывают проекты, для которых приходится долго делать прототипы, и это только улучшает качество продукта. Но бывают проекты, которые нужно показывать сразу в дизайне. Сайт КП относится ко второму типу — здесь нюансы решают всё.

Мы хотели как можно раньше найти новое лицо для сайта. Поэтому проектировали и визуализировали ключевые страницы практически одновременно, работа была совместной. Мы регулярно обсуждали с заказчиком прототипы и дизайн, вместе искали лучшие решения, создавали новые варианты, снова обсуждали их, опять улучшали... Поиски совершенства — непростая работа.

Визуальный дизайн (UI)

В большом проекте крайне важно наличие системного подхода в дизайне. Изменения могут потребоваться в любой момент, и они редко касаются отдельных элементов, потому что в проекте всё взаимосвязано.

С одной стороны, мы двигались к цели системно, опираясь на гипотезы и объясняя все свои решения, но избежать личных пристрастий невозможно.

От хаоса в проекте спасает лишь то, что мы делаем дизайн в Figma и используем библиотеки элементов. А блочная структура обеспечивает высокую комбинаторику на страницах.

Создавая дизайн, мы думаем о том, как проект будет «жить» с ним через год или два. Задача не сводится к созданию «картинки» для сайта — она включает в себя разработку организованного пространства страниц, файлов, компонентов, с которыми будет удобно работать после того, как наша миссия будет выполнена.

Так, мы создали конструктор главной страницы для журналистов, в нём можно изменять блоки, переставлять их местами. Таким образом, можно увеличить акцент на важных новостях. И это всё без помощи программиста. Поэтому не удивляйтесь, если сегодня зайдя на сайт Комсомолки вы увидите дизайн, который будет отличаться от вчерашнего или завтрашнего.

Также мы разработали подробный UI-кит для редакции Комсомолки, который содержит более сотни макетов и рекомендаций: шрифты, отступы, размеры блоков или картинок, понтоны, рекомендуемое размещение баннеров.

Интересный факт: мы получили скидку 98% для коллекции шрифтов Schuss Sans, которые изначально хотели использовать в редизайне. С учётом лицензионных правил Myfonts и потребностей КП, скидка составила приблизительно 200 000 $. Но в итоговой версии дизайна мы использовали другие шрифты.

Подводя итоги

Мы рассказали только о ключевых этапах работы по редизайну сайта КП. Понятно, что многое осталось «за бортом». Но рассказывать о процессе во всех деталях не слишком интересно. Гораздо интереснее ответить себе на вопрос «Что же представляет собой редизайн успешного сайта?». А сайт Комсомольской правды определённо успешен!

Ответы могут быть разными. С одной стороны, редизайн — воплощение множества продуктовых гипотез, которые решают те или иные задачи, делая сайт лучше. При этом мы можем отслеживать результаты гипотез через измеримые метрики и принимать решения на основании полученных данных.

Это один из вариантов ответа — и он, как нам кажется, правильный. Но есть и другой вариант: редизайн — это создание возможностей для будущего.

Проектируя сайт, мы смотрим на возможности и перспективы, которые создают наши решения. Заданный потенциал может быть реализован или нет, но для нас важно, что он есть.

Старый сайт КП стал неповоротливым и тесным. Значит, пришло время для нового, который сможет расти и меняться вместе с газетой, редакцией и читателями.

Нам приятно, что мы стали небольшой частью такой большой истории. Спасибо редакции КП за то, что поверили в нас — и за возможности, которые нам предоставили.

Источник фото на тизере:  Nathan Dumlao on Unsplash

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is