Кошкин дом, часть 6. Современная девушка
Продолжение романтической истории про Андрея Никифоровича и его интернет-магазин.
Часть 1. Дарт Вейдер
Часть 2. Ваза в мелкий цветочек
Часть 3. Диверсия
Часть 4. Любовь и дружба
Часть 5. Модель «эмвипи»
Часть 6. Современная девушка
— Может, убрать возможность покупки без регистрации? Пусть зарегистрируются, у нас будет их емейл, сможем рассылки делать.
— Вы серьёзно? Принудительная регистрация снижает конверсию. До сорока процентов, как в исследованиях пишут. Когда магазин разрабатывали, специально не стали принудительную регистрацию вводить.
— А, вот как...
Чем дальше, тем более сюрреалистично чувствовал себя Андрей. Нет, этот диалог был вполне нормальным для разговора аналитика веб-агентства с клиентом. Но только в роли аналитика выступал Андрей, а Никита был скорее похож на клиента-начинашку.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
С тех пор, как Саша без объявления войны оставила вместо себя другого менеджера, прошла неделя. Андрей был не из тех, кого неудачи парализуют: любовь любовью, а зарплата по расписанию. Поэтому он не стал заламывать руки и продолжил работу уже с новым менеджером.
Точнее, попытался продолжить. В целом Никита ему был симпатичен: он был открытым, любознательным, инициативным и... И всё. Компетентность, опыт, знания у него напрочь отсутствовали, что было не так уж удивительно для двадцатилетнего парня, работающего в его нынешней специальности лишь второй месяц. Андрей поначалу думал позвонить в агентство и потребовать нормального менеджера, но передумал. Он надеялся, что ему всё же удастся объясниться с Сашей, и тогда попросить её вернуться вместо стажёра будет проще, чем вместо опытного менеджера.
Конечно, поначалу Андрей раздражался. Например, когда спрашивал, с какими CRM можно интегрировать его сайт, и по выражению лица Никиты понимал, что тот не то что ответ — расшифровку аббревиатуры не очень хорошо себе представляет. Или когда спрашивал, можно ли настроить расчёт доставки определённой службой, получал утвердительный ответ, просил показать и наблюдал, как Никита нерешительно таскает мышь по экрану.
Как Андрей догадывался, Саша всё равно курировала его проект, а Никита лишь выполнял роль передатчика информации. Поэтому Андрей пытался мириться с таким положением вещей, а ещё лучше — находить в нём положительные стороны. Вот и сейчас, рассказывая Никите о методике персонажей-сценариев, он старался радоваться смешанному выражению внимания и уважения на лице своего слушателя, который разве что не конспектировал за Андреем.
— Методика персонажей-сценариев была предложена Аланом Купером. Знаете такого? — Никита предсказуемо помотал головой. — Я тоже не знал, Саша рассказала. Так вот. Мы как бы придумываем этих персонажей и смотрим на наш магазин их глазами. И пытаемся найти проблемы. Ну, точки, которые помешают персонажу приблизиться к его цели.
— А что у него за цель? — любознательно поинтересовался Никита.
— Его цель — купить у нас как можно больше всего, — снисходительно улыбнулся Андрей.
— А, — догадался Никита, — только он об этом не знает!
— Именно! И при этом эти точки не обязательно должны быть на сайте. Например, плохая работа оператора или курьера может свести на нет достоинства самого классного и удобного сайта. Вам это тоже предстоит выяснить.
Они обсуждали составление карты путей покупателя — или Customer Journey Map. «Ваша компания как раз оказывает и такие услуги». — «Да?..». Узнал об этой методике Андрей от Саши. И вот решил попробовать.
— Итак, для начала мы формулируем цель: продать человеку наш товар. На самом деле, — поправился Андрей, — это лишь промежуточная цель. Нам надо сделать еще допродажу, повторную продажу и так далее. Но для начала пойдёт. А уже потом — персонажи.
— А как мы их будем придумывать?
— А мы не будем. Мы возьмем их из реальной жизни, — и Андрей достал из сумки стопку бумаги.
Андрей начал подготовку к этому исследованию две недели назад. Чтобы персонажи получились максимально приближенными к реальности, он поручил курьерам составлять короткие портреты людей, заказывающих у него товары. И после выполнения заказа вместе с накладной курьер должен был сдать письменное описание покупателя: не только пол и возраст, но и характер — как он увиделся ему, манеры общения, какие тот задавал вопросы, какой по мнению курьера у него достаток... И сейчас им с Никитой предстояло на основе всей этой стопки составить три-четыре персонажа.
«Они должны как бы покрыть собой максимальное количество реальных заказчиков, — пояснял Андрей, — но в то же время нельзя никаких обобщений. Никаких „средний возраст“, никаких „офисный работник“, только конкретика: кем и где работает, какого возраста дети, характер... В общем, почти живой человек».
— Давайте, Никита. Попробуем управиться за пару часов. А потом вы отнесёте их в свой офис, подберёте в интернете фотки каждому из них — и начнёте составление карты. Саша всё знает.
***
Саша ничего не знала. Не знала, чего ждать от Григория. Не знала, чем закончится этот разговор. И главное — не знала, зачем она на эту встречу согласилась. Она была не настолько слабой девушкой, чтобы из-за обманутых Андреем ожиданий броситься в объятья человека, который был ей неприятен.
Но всё равно пришла.
Гриша не был похож на себя — того себя, каким она помнила его. Он будто бы стал серьёзнее, с него слетела маска «эффективного продажника», которую он не снимал даже наедине с коллегами и которая так раздражала Сашу в последние дни. Перед ней сидел взрослый искренний человек и говорил взрослые искренние фразы. Как минимум, Саше так казалось.
— Понимаешь, Саш, я заигрался. Я за эти недели много об этом думал. О том, что я превращаюсь в кого-то другого. И я уже не мог остановиться, чем дальше — тем сложнее.
Саша молчала. Она почти ничего не сказала за всю встречу, почти не смотрела на него, только слушала. А он всё говорил и говорил.
— А потом ревность. Ты ведь не думала, что я продумал эту покупку вазы дурацкой? Если бы продумал, уж как-нибудь поумнее сделал бы, чтобы никто концов не нашёл. Да нет, на самом деле и не стал бы ничего делать. Правда же, глупость это.
Саша слушала и верила ему. Может, будь она в другом состоянии, она бы скептически воспринимала излияния Гриши. Но за неделю с момента, когда она узнала о семье Андрея, ей так и не удалось прийти в себя. И к словам Гриши она была особенно восприимчива. Ведь, несмотря на её к нему отношение, он был единственным, кто знал о причинах её разрыва с Андреем.
Конечно, Саше уже под тридцать, ей ли не знать, какими бывают мужчины, исполненные цели затащить красивую девушку в постель. Но она думала, что на этот раз сделала всё, чтобы защитить себя от нового разочарования: старалась замедлить процесс сближения с ним, смотрела, как он реагирует на это... Да и своей симпатии к Андрею не позволяла слишком быстро развиваться во что-то более серьёзное. А про семью она даже не думала: по поведению Андрея она и представить себе не могла её наличие. Да и кольца на нужном пальце нет.
И вот в тот самый момент, когда она уже готова была перейти к следующему этапу...
Интересно, а куда бы он повел её, когда дошло бы и до более близкого знакомства? В гостиницу?
— Саш, — Гриша взял было её за руку, но она мягко высвободилась, — да. У меня не получалось такое впечатление производить, как он. Но зато я честен с тобой, — он смотрел в её глаза, и на сей раз она не отвела взгляд.
Гриша замолчал, не спуская с неё глаз. Теперь была её очередь говорить. Но говорить было нечего.
— Я не знаю, Гриш. Я ничего не знаю, — она закрыла лицо руками, но тут же справилась с собой. Посмотрела на него отстранённо и добавила, — мне надо время.
— Я тебя не тороплю, Саш, — заспешил Гриша, — я же не прошу тебя ни о чем. Просто если ты захочешь поговорить...
Телефон Саши звякнул, она прочитала пришедшее сообщение, хмыкнула и отложила обратно.
— Он? — кивнул Гриша на телефон.
— Нет. Он уже прекратил писать. Это стажёр наш, Никита. Помнишь?
— Ага.
— Мы продали Ан... «Кошкиному дому» продали карту путей. Вот Никита пишет, что ждёт меня с офисе с персонажами.
— А. Тебе идти...
— Да.
Саша засобиралась, не глядя на собеседника, подняла руку, подзывая официантку.
— Ай, Саш, ну что ты. Брось.
Она улыбнулась. Хотела благодарно, но вышло довольно жалко.
— Саш, ещё кое-что, — Гриша сделал паузу, собираясь с мыслями, и взглянул на неё исподлобья, — я уже жалею, что стал следить за ним. Да, из-за этого ты всё узнала, но... Но всё равно это недостойно. Просто чтобы ты знала. Относись к этому как хочешь.
Он отвёл взгляд. Его правая рука лежала на столе, и Саша, помедлив секунду, легко пожала её вместо ответа.
***
Персонажи получились хорошими: выпуклыми, с характером, привычками, предысторией. Придя в офис, Саша собрала рабочую группу в комнате генерального (он разрешал это делать в его отсутствие): они с Никитой, аналитик и дизайнер. Распределив персонажей, они ещё раз начали проговаривать последовательность действий, когда к ним зашла Настя и сообщила Саше, что к ней пришли. Саша не ждала никого в это время, поэтому напряглась. Заметившая это Настя уточнила, что посетитель — женщина. И уже ждёт Сашу в переговорке.
И всё же Саша напряглась не зря. Она сразу узнала посетительницу, хотя видела её лишь один раз и на маленьком экране — на фотографиях, присланных Гришей. Где она идёт под руку с Андреем. Где он рассказывает что-то, а она смеётся. Где они вдвоём держат за руки красивого мальчика лет семи. Где они все вместе заходят в подъезд...
Скан свидетельства о браке, непонятно как добытый Гришей, в письме тоже был.
— Здравствуйте, Саша, — хорошо одетая, уверенная в себе, чуть старше Саши женщина улыбнулась ей, вполне приветливо, как показалось бы Саше при других обстоятельствах, — уделите мне время?
— Да, конечно, — Саша торопливо уселась в кресло напротив гостьи. Она испытывала смешанное чувство растерянности, волнения, удивления, желания оправдаться, хотя прекрасно понимала, что не была ни в чём виновата.
— Я представлюсь...
— Не надо. Я вас узнала.
— А, вот как...
— Да. И я сразу хочу сказать, — Саша спокойно, но вроде бы с вызовом посмотрела на женщину, — я ни в чём перед вами не виновата. У нас ни до чего не дошло. Я о вас ничего не знала. И когда узнала — всё прекратила.
Саша ожидала какой угодно реакции — сарказма, перехода на повышенный тон, даже слёз — но никак не добродушной улыбки и жеста кистью руки «ох уж эти мужчины».
— Да, я понимаю. Андрей так и сказал, когда рассказал мне о вашей с ним ситуации.
— Сказал? Сам сказал? — удивилась Саша.
— Ну да, — простодушно ответила собеседница, — когда попросил-таки помочь ему и поговорить с вами.
— Попросил?..
— Да. И я согласилась, как видите.
Сашино удивление постепенно переходило в ощущение абсурдности ситуации. Андрей рассказывает жене о своём намечающемся романе, просит помощи, она соглашается...
— Я не понимаю, — Саша прижала пальцы к вискам, — вы хотите сказать...
Открывшаяся дверь заставила её замолчать: это Настя принесла гостье чай. Но та не стала дожидаться, когда они снова останутся наедине.
— Саша, вы ведь современная девушка. Как вы относитесь к многожёнству?
Окончание: Часть 7. Ответ
Автор
Дмитрий Васильев, |
Иллюстрации — Вера Карзакова