Кошкин дом, часть 7. Ответ
Окончание романтической истории про Андрея Никифоровича и его интернет-магазин.
Часть 1. Дарт Вейдер
Часть 2. Ваза в мелкий цветочек
Часть 3. Диверсия
Часть 4. Любовь и дружба
Часть 5. Модель «эмвипи»
Часть 6. Современная девушка
Часть 7. Ответ
Андрей не успел совсем чуть-чуть. Кофе, тосты и розочка с мёдом были уже водружены на поднос, оставалось только выгрузить омлет со сковороды, когда Саша, утопая в его халате, вошла на кухню.
— Ой, завтрак в постель. Как мило, — зевая, произнесла она, чмокнула Андрея в щёку и ушла обратно, — сейчас, зубы почищу.
Андрей театрально вздохнул, но из-за отсутствия зрителей не стал развивать интерлюдию «ну вот, сюрприз не получился». Сев напротив подноса, он взял в руки свою кружку и повернулся к окну.
За окном была осень. Ещё не та осень, когда холодно, промозгло и везде опавшие листья. Но и в свете солнца, и в колыхании ветвей дерева за окном уже не чувствовалось лета. А через пару дней по прогнозам синоптиков настанет уже настоящая осень.
Было что-то дисгармоничное в том, что его отношения с Сашей начались не весной, не летом, как полагается по канонам романтики, а в начале осени. Но эта дисгармония была не неприятной, а просто необычной, даже интригующей. Андрей не был особо впечатлительным или чересчур эмоциональным, но осень обычно нагоняла на него тоску. Особенно в последние годы, когда он жил один. Эта осень будет другой.
Шум воды прекратился, дверь ванной открылась, и уже через несколько секунд Саша сидела напротив него и, ничего не сказав, жевала тост с медом, запивая его кофе.
Андрей тоже молчал и улыбался. Он уже давно выработал для себя критерий комфорта в отношениях с женщинами: если с ней комфортно просто молчать, если молчание не превращается в неловкую паузу, это хороший знак. С Сашей так и было. По крайней мере, пока.
Сашин телефон на столе пискнул, она бросила на него взгляд и ойкнула:
— Уже десять! Ничего себе мы проспали! Андрюш, я опаздываю, омлет не успею, прости.
— Да ладно тебе! У вас что, за получасовое опоздание увольняют?
— Нет, но... Просто стараемся не опаздывать без уважительной причины.
— А у тебя она есть, — подмигнул Андрей, — ты же с клиентом встречаешься.
— Ага, — Саша изобразила на лице поддельное негодование, — особенно после визита в офис твоей жены.
Андрей рассмеялся. Он слышал эту историю и от Саши, и от Лены, и она не переставала его забавлять. Сашин вариант был даже красочнее. Вогнав Сашу своим вопросом в ступор, Лена дождалась, пока Настя с вытянувшимся лицом выйдет из переговорки, и лишь после этого со смехом извинилась за шутку. Ей хватило каких-то минут пять, чтобы объяснить Саше текущую диспозицию, и, когда Саша проводила её, по-приятельски попрощалась и вернулась в свою комнату, её встретили несколько пар горящих любопытством глаз, даже из других комнат люди подтянулись. Настя проявила поистине чудеса скорости передачи информации.
«Что?» — спросила она у всех.
«Да ничего, — ответила Настя, — просто смотрим на тебя».
«А. Ну смотрите».
Саша не стала ничего объяснять и уже на следующий день с согласия Николая Сергеевича забрала клиента под названием «Кошкин дом» обратно, чем придала новый импульс перешёптываниям. Но, перефразируя старую советскую комедию, её репутация давно требовала какой-никакой компрометации. Да и вряд ли кто-то в офисе всерьёз подозревал, что она приняла столь необычное предложение жены клиента, личность которой, разумеется, сразу вычислили.
— Выдам тебе справку, что ты встречалась со мной по важному рабочему вопросу.
— Ладно, — Саша неожиданно сдалась, — в конце концов, мне ещё в душ надо. Но тогда мы действительно будем говорить о работе. Ты пока подготовься.
Андрею не надо было пояснять, о чём ему надо рассказать. Они уже несколько раз обсуждали расширение ассортимента его магазина, которым Андрей давно хотел заняться, да и занялся бы, если б не проблема с помещениями. Аренда большого склада — ещё полбеды, но ведь и магазин надо расширять. А это деньги, которые не факт что отобьются. Если расходы посчитать было просто, то предсказать доходы — почти невозможно. И Андрей оставил бы это занятие, если бы не чувствовал, что в нынешнем виде его интернет-бизнес ждёт замедление роста. Надо было что-то делать, и расширение представлялось одним из вариантов решения.
И тогда с подачи Саши он начал смотреть в сторону дропшиппинга. Для его офлайнового магазина эта схема не подходила, но его онлайн-собрат вполне мог существенно расшириться. А это и допродажи, и в перспективе дополнительный поисковый трафик, и бо́льшая стабильность. Тем более, если он всё же продаст офлайновый магазин.
Когда она снова вернулась из ванной, он уже убрал со стола, но Саша, переодевшаяся в платье, уселась на подоконник.
— Ну что. Ты посчитал? Договорился?
— Почти, — Андрей повернулся к ней, облокотившись спиной на стол, — смотри.
И он начал рассказывать обо всём, чем занимался последние два дня — с того утра, что она была у него в последний раз. Он предварительно договорился с оптовиками, для которых дропшиппинг был не совсем в новинку, но всё же вызывал определённые опасения. Посчитал свои расходы, прикинул по нескольким позициям цены, чтобы они получались конкурентоспособными и ему оставалась маржа. Нерешённым был лишь вопрос про сайт.
— Смотри. Сайт особо переделывать не надо — добавить в каталог новые пункты и всё.
— Ну да. А что тебя беспокоит?
— Как тебе сказать, — он на секунду задумался, — ощущения. Мне кажется, что, превратившись в гипермаркет, магазин потеряет что-то. Уют, «домашнесть»...
— И поисковый трафик, — добавила Саша.
— Что? Почему? — встрепенулся он.
— Это только предположение. Я не уверена, просто наши SEO-шники говорят, что, чем более широкая тематика сайта, тем меньше доля страниц, оптимизированных под узкую тематику...
— ...и тем меньше их любит «Яндекс»?
— Да. Но я не уверена, — повторила она, — это всё знания «из эфира». Как и всё SEO.
— Звучит логично, — задумчиво согласился Андрей, — не хочется рисковать.
— А ты не думал альтернативные витрины сделать?
Андрей думал. Основной сайт — онлайн-гипермаркет, а отдельно — магазин посуды, магазин техники, магазин кухонной мебели... Но бюджета на создание таких сайтов и тем более на их поддержку у него не было, о чём он и сообщил Саше.
— Знаешь, — ответила она с хитрой улыбкой, — наверное, директор и правда не будет меня ругать за опоздание.
— Это ещё почему? — недоверчиво поинтересовался Андрей.
— А я тебе сейчас продам создание кучи сайтов!
И не дожидаясь ответа, она соскочила с подоконника и ушла в комнату, но совсем быстро вернулась с ноутбуком. Усевшись и жестом пригласив Андрея присоединиться, она открыта компьютер и, пока он загружался, повернулась к Андрею.
— Сайты сделать конечно надо, не вопрос. Но это больше про дизайн. А вот наполнение, поддержка — здесь тебе беспокоиться не надо.
— Почему?
— Потому что в твоей CMS-ке есть такая штука... — она делала паузы между словами, орудуя мышкой в админке, — называется... Вот, смотри! Называется зеркальный инфоблок.
— И что же это?
— Давай я тебе покажу на примере. Для начала добавим сайт...
Саша добавила сайт, прикрепила к нему макет дизайна, добавила раздел и уже в него добавила зеркальный инфоблок.
— А теперь посмотрим на него. Видишь, все товары из раздела-источника уже есть.
— Ага, — догадался Андрей, — то есть на каждый узкоспециализированный сайт мы просто добавляем эти зеркальные инфоблоки — из тех разделов гипермаркета, которые нам нужны?
— Ага. Причем, шаблон товаров может отличаться от источника. И дизайн сайта. В общем, никаких ограничений. И поддерживать его совсем не надо, все изменения подтянутся с основного сайта. А дизайн можно и готовый купить.
— Здорово!
— И обрати внимание, что лицензии на дополнительные сайты тебе покупать не надо. Я имею в виду, не надо ничего платить производителю платформы.
— А что, бывают такие, где надо за каждый сайт платить? — удивился Андрей.
— Да, бывают. Ну что, Андрей Никифорович, берёте? — официальным тоном спросила она.
— Я рассмотрю, — в тон ей ответил Андрей, — пришлите коммерческое предложение.
— Ладно, — Саша захлопнула крышку компьютера, — поеду его готовить.
Андрей помог ей одеться и, договорившись встретиться сегодня вечером пораньше — пятница же — закрыл за ней дверь. Ему бы тоже на работу, а он даже в душ не успел сходить.
***
Вечером встретиться не получилось. Саша позвонила ему в обед и, извинившись, сказала, что совсем забыла — ей надо съездить на выходные домой. Андрей расстроился, но предложил подвезти её вечером — она жила в небольшом городке, даже посёлке городского типа часах в полутора езды от города. Саша отказалась, потому что выехать хотела прямо сейчас.
— Но в понедельник ты вернешься? У нас же юбилей.
— Юбилей? — рассеянно переспросила она.
— Ну да. Ровно месяц, как мы... Ну, с начала отношений.
— А, да. Вернусь. Должна вернуться.
— Ну пока. Пиши!
Если бы в зале было не так шумно, если бы Андрей знал Сашу лучше, наконец, если бы не был занят мыслями о сегодняшних встречах, он наверняка по тону девушки заметил бы, что с ней что-то не так.
Но он не заметил.
***
Этот месяц был насыщенным, и не только из-за начала новых отношений, хотя, если перечислять случившееся, «во-первых», конечно, была Саша. Во-вторых, наконец подошла их с женой очередь на квартиру. Они встали на очередь ещё когда даже не думали расходиться, когда Серёжка был совсем маленьким, когда Андрей ещё не пробовал себя в роли предпринимателя.
Он не любил вспоминать те несколько месяцев, которые привели его к расставанию, но сейчас, через несколько лет понимал, что это было правильное решение. И жена понимала. Разойдясь, они не стали официально разводиться — квартиры всё же на дороге не валяются — и со временем стали хорошими друзьями, даже с новым её мужчиной Андрей вполне ладил. А тот ладил с его сыном, и Серёжа уже не переживал, что встречался с отцом лишь изредка. И вот совсем скоро можно будет развестись уже официально. Схему раздела квартиры они с Леной и её будущим мужем обговорили уже давно.
А в-третьих, несколько его конкурентов и близких по целевой аудитории магазинов предложили ему объединить бизнесы. Это был логичный ответ на кризис, на приход в город крупных сетей, Андрей и сам думал об этом. Думал, но ничего не делал — и зря, потому что в новый «холдинг» его позвали уже после того, как инициаторы слияния договорились между собой.
Теоретически это предложение было интересным и правильным, если адекватно оценить его долю в будущей группе компаний: тут и экономия на административных расходах, и ниже закупочные цены, и координация маркетинговой и ценовой политики, и так далее. Но все руководящие функции основатели распределили между собой, и ему, а также остальным приглашённым второй волной предлагалось просто получить небольшую долю в общем бизнесе и отойти в сторону — без какого-либо контроля.
Собравшись всемером, предприниматели, которых позвали уже во вторую очередь, единодушно решили, что риск потерять свою долю всё же есть. Но общего решения об отказе принять не получилось: у каждого были свои обстоятельства. У кого-то бизнес уже дышал на ладан, у кого-то было избыточное затоваривание, кто-то хотел отойти от дел и заняться другими проектами.
Андрей был среди тех, кто отказался от сделки, и тогда ему предложили просто продать бизнес — только офлайновый, без интернет-магазина. Цену предложили куда ниже, чем он сам оценивал свой магазин, но Андрей сильно подозревал, что уже через год и такая цена покажется ему отличной — только предлагать её уже никто не будет.
На раздумье ему дали три недели, одна из которых уже прошла. И это время он должен был потратить на понимание того, сможет ли его интернет-магазин жить отдельно от обычного.
В Сашином отъезде на выходные есть и плюсы: он сможет встретиться с парой своих будущих поставщиков, поговорить о новых схемах взаимодействия. И подумать, чем он будет заниматься, если не надо будет каждый день приходить в магазин.
***
Саша пришла на ужин по случаю их юбилея прямо с автобуса: в дорожной одежде, с большой сумкой. И со странным, непонятным Андрею настроением. Это настроение он поначалу списал на усталость с дороги и, сделав заказ, попытался её разговорить.
— Как ты съездила?
— Хорошо, спасибо.
— Дорога как?
— Ну как... Как у нас в области, сам знаешь.
— Долго ехали?
— Часа два, наверное.
Она даже старалась не смотреть ему в глаза, постоянно переводила взгляд в окно. А там уже вступила в свои права осень. Не так, как в пятницу, а по-настоящему: с листопадом, тучами, пронизывающим ветром и моросящим дождем. Погода накладывала на настроение Саши дополнительный гнетущий оттенок. Андрей чувствовал: происходит что-то неправильное, но не знал, нужно ли спросить прямо или стоит подождать, пока она сама скажет.
— А расскажи мне про свой город. Я там был как-то раз, но проездом, ничего не запомнил.
— Рассказать... Даже не знаю. Я там родилась и выросла.
— Ты говорила.
— Я... Я люблю его. И бывать там люблю, — она все ещё не отрывала взгляда от осени, — я недавно поняла. Я ведь когда уехала сюда учиться, так радовалась. Город большой, много людей, а там мне уже стало скучно.
Она оживилась, но Андрею не нравилось её оживление.
— И недавно, лет после двадцати семи я снова полюбила свою... как это говорят, малую родину. Знаешь, там очень умиротворяюще. В разное время года по-разному. Зимой, я ещё с детства помню, там огромные сугробы. Темнеет рано, фонарей почти нет. И на улице никого. Разве что в центре. И тихо очень.
— Саш...
— А летом все наоборот зелёное. Там реально полгорода заросло, это не очень удобно, но так спокойно!.. Идёшь по улице, а из-за зелени дома еле видны. И речка недалеко, поплавать можно. А осенью такое ощущение декаданса...
— Саш! — он взял её за руку.
Она осеклась и едва ли не впервые с прихода посмотрела на него.
— Что с тобой происходит?
Несколько секунд она смотрела на него, потом снова перевела взгляд на окно.
— Отец в больницу попал. В пятницу ещё. Мне мама днём позвонила. Прости, я не сказала тебе.
— Да? Что-то серьёзное? — испуганно спросил Андрей и тут же устыдился настоящей причины своего испуга.
— Да. Но жить будет, — она улыбнулась сквозь выступившие слёзы, — но... Маме надо за ним ухаживать. Ей одной будет тяжело.
Он молчал, переваривая услышанное. А Саша продолжала:
— Мне не надо будет постоянно находиться с ним, просто быть недалеко. У меня есть там квартира. Небольшая, однушка, от бабушки ещё осталась. Её не сдавали, надо расконсервировать. Через две недели его выпишут, за это время мне надо закончить дела с работой, переехать... Новую работу уже потом буду искать. Удалёнщиком, наверное, там я ничего интересного не найду. Вот.
Она снова посмотрела ему в глаза, лишь мельком, но Андрей успел увидеть в её робком взгляде тот вопрос, что она не могла, не имела пока права произносить — всего лишь через месяц после начала их отношений.
Но если вопрос не произнесён, это не значит, что он не задан. И отвечать надо сейчас. Можно сказать «я поеду с тобой» — и это станет главным его решением, может быть, на всю оставшуюся жизнь. А можно сказать «я помогу тебе переехать» — и она всё поймет, они закончат ужин и больше никогда не встретятся.
Но нельзя сказать «мне надо пару недель подумать». Поторговаться с покупателями бизнеса, договориться с ними об оптовых ценах для его интернет-магазина. Проверить, как онлайновый бизнес будет работать в его отсутствие в городе. Оценить расходы на переезд. Понять, как часто теперь он будет видеть Серёжку. Заехать в её городок, посмотреть, что там есть из мест проведения досуга. Осмотреть её квартиру. Познакомиться с родителями...
Ведь такие решения не принимаются с бухты-барахты, особенно когда тебе уже не двадцать, на это нужно время.
А времени не было. Ответ был нужен прямо сейчас. И Андрей уже знал его.
Конец.
Автор
Дмитрий Васильев, |
Иллюстрации — Вера Карзакова