Сценарии будущего: что станет с медиа и ритейлом, когда исчезнут сайты. Читайте на Cossa.ru

30 марта 2017, 15:15
15

Сценарии будущего: что станет с медиа и ритейлом, когда исчезнут сайты

Вы действительно думаете, что сайты — это обязательный атрибут интернета, и исчезнут они только вместе с самим интернетом?

Сценарии будущего: что станет с медиа и ритейлом, когда исчезнут сайты

Кузнецы и портные тоже думали, что нет ремесла надёжнее, чем изготовление плугов и костюмов, ведь земледелие и одежда будут всегда. Но нашлись технологии, которые успешно их заменили.

В нашем случае могильщиками веб-разработки станут поисковики.

Какие цели у поисковых систем

Поисковая система — это, прежде всего, коммерческая организация, основная задача которой — увеличение прибыли. Поэтому самая большая боль для поисковиков — отправлять людей на сторонние сайты. Сегодня посетитель (вместо того чтобы кликать по контекстной рекламе, покупать товары и услуги через поиск) безвозмездно переходит на сайт Васи Пупкина. Хорошо, если у Васи на сайте грамотный контент и РСЯ. Но что если он дорвейщик или занимается фишингом? Посетитель недоволен, а это плохо.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Большая проблема поисковиков — потеря посетителей. Масла в огонь добавляют вебмастера, которые пишут килотонны сообщений в техподдержку ПС. Мол, позиции их сайта просели, а ПС дают не так много бесплатных пользователей, как им хотелось бы.

Почему поисковики отдают своих посетителей

Ни одна ПС не способна сгенерировать такое количество контента, который удовлетворит все запросы пользователей. Вебмастера используют этот факт для аргументации своих претензий. Но это временная проблема, которую можно решить (и решения уже внедряются).

Например, по многим популярным запросам «Яндекс» уже не пересылает пользователей на сторонние сайты, а оставляет у себя.

По коммерческим запросам разнообразие ещё богаче.

Ну а для остальных товаров есть «Яндекс.Маркет».

Я убеждён, что именно «Маркет» и ему подобные системы возьмут на себя обслуживание большинства заказов в Рунете. Посмотрите на успех Alibaba Group. Суть её работы — предоставить продавцам торговую площадку. При этом чистая прибыль компании в 2016 году составила $11,056 млрд, что больше бюджета многих стран — например, бюджет Беларуси в 2016 году составил $9,762 млрд.

Переход в «Яндекс.Маркет» российского e-commerce неизбежен — потому что это выгодно всем.

Выгода пользователя:

  • экономия времени на поиск товара;
  • уменьшение рисков.

Выгода продавцов:

  • экономия времени и денег на веб-разработку и SEO;
  • получение гарантированного трафика;
  • минимизация рисков.

Выгода поисковика:

  • получение части дохода от каждой сделки;
  • рост заказов контекстной рекламы;
  • освобождение вычислительных ресурсов, которые тратятся на индексирование и обработку данных со сторонних сайтов.

При таком раскладе веб-разработчики, веб-дизайнеры, SEO-специалисты и хостинговые компании остаются не у дел. Сэкономленные на разработке и продвижении деньги будут вложены в контекстную рекламу, поэтому возрастёт потребность в специалистах по её настройке. Останутся востребованными интернет-маркетинг и SMM. Доменный рынок также воспримет перемены с холодной головой — продвижение офлайновыми методами никто не отменял, да и ecommerce-монстры наверняка позволят подключать к магазинам собственные домены.

Кто-то возразит, что магазины лишатся уникального дизайна. Но ведь смысл эффективного веб-дизайна как раз в том, чтобы акцентировать внимание клиента на важных элементах товара и способствовать принятию решения о покупке. Если дизайн отвлекает, значит, он работает против бизнеса. А одинаковые карточки товаров и разделы позволяют посетителям ориентироваться на веб-странице в разы быстрее.

Как быть с информацией

Тут всё ещё проще. Вебмастерам предложат публиковать свой контент в поисковой «базе данных», назовём это так. Простая мотивация — за показ статьи из «базы данных» вебмастеру начисляется вознаграждение.

Вскоре вебмастера заметят, что статьи из «базы данных» ранжируются выше конкурентов, а индексируются и вовсе мгновенно. Поисковик объяснит это более точной и быстрой работой роботов с контентом, который размещён и идеально отформатирован под требования этих роботов. Машине априори проще оценить контент, скормленный ей через специальную форму, чем рыться в разношёрстных сайтах и очищать полезный контент от мусора.

Вебмастера станут массово переносить свой контент в «базу данных», тем более что пионеры этого процесса получат неплохую прибыль от сотрудничества. Так, в «базу» со временем стечётся практически весь ценный контент, туда же будут попадать все новые данные. Этот процесс мне видится естественным и добровольным — просто потому что создавать и продвигать сайты станет экономически нецелесообразно.

Выгода пользователя:

  • экономия времени на восприятие информации — все данные представлены в привычном и удобном интерфейсе;
  • нет переходов на сторонние сайты — выше безопасность;
  • нет навязчивой рекламы.

Выгода поисковика:

  • рост доходов от рекламы;
  • уменьшение затрат на индексирование и обработку сайтов;
  • повышение качества контента. Отсутствие необходимости создания сайта для заработка существенно расширит количество авторов, пишущих профессиональный контент.

Выгода вебмастера:

  • экономия времени и денег на веб-разработку и SEO;
  • получение части рекламного дохода при показе контента;
  • более быстрое и высокое ранжирование в поиске по сравнению с традиционными сайтами.

Кто останется

До сих пор я говорил о мелких и средних сайтах, которые живут за счёт поискового трафика. Есть и те, кого перемены затронут в последнюю очередь:

  • сайты, сформировавшие свою субкультуру (узконишевые издания, форумы);
  • узкоспециализированные онлайн-сервисы;
  • крупные офлайновые магазины;
  • крупные медиа и издательства.

Собственная аудитория и/или финансовые возможности позволят таким проектам сохранять автономность, причём довольно долго.

Но со временем глобальный рынок будет разделён между несколькими компаниями, у которых достаточно технических и финансовых возможностей для входа в следующую эру. Люди просто пересядут на электромобили с автопилотом, а оставшиеся сайты превратятся в раритет, каким стали бензиновые авто из 1950-х.

Эра нейросетей

Предлагаю заглянуть ещё дальше. Облачная нейросеть будет искать, анализировать и компилировать собранную информацию согласно вашим личным предпочтениям. Для каждого человека одна и та же информация будет оформлена по-разному. Для одних это будет выдержка в два абзаца, для других найдётся много фото, третьим — видео по теме.

Подбор и покупка товара также будут автоматизированы на 90%. Браузер (если, конечно, и он не станет атавизмом) превратится в интерфейс для общения с персональной нейросетью. И на этом этапе необходимость в сайтах пропадёт полностью — боты будут черпать данные напрямую из хранилищ, которые усердно заполняют вебмастера.

В результате пользователь экономит колоссальное количество времени. Данные, на поиск и анализ которых мы раньше тратили часы, теперь предоставляются в идеальном виде и моментально. Поисковики лишь сортируют и складируют информацию на серверах, а ранжированием и определением релевантности занимается ваша личная нейросеть — исходя из ваших же личных потребностей.

Давайте проследим нынешний путь пользователя к покупке или информации. 

Ключевые точки: устройство → операционная система → браузер → интернет-соединение → поисковик → сайт. В этой цепочке поисковики находятся достаточно далеко от пользователя.

Лучше всех к интернет-эволюции подготовилась Google, которая разрабатывает продукты для всех ключевых точек пользовательского пути. И уже сегодня этот путь стремительно сокращается.

Оптимальным решением для пользователя будет устройство (и это не смартфон) с личной облачной нейросетью. Поэтому в самом выгодном положении окажутся производители гаджетов и создатели нейросетей.

Экономическая целесообразность и технический прогресс — главные движущие силы интернет-эволюции. Сейчас веб-разработка находится на эволюционной стадии «ремесленничество». Это индивидуальный пошив дорогих костюмов, которые приходится постоянно улучшать, а с появлением новых трендов — так вообще выбрасывать и делать новые. Следующая стадия — серийное производство с минимальной себестоимостью.

А ещё дальше нас ждёт переход на принципиально новый уровень, о котором я предлагаю поразмышлять в комментариях к этой статье.

Чего ждать медиа и ритейлу от нейросетей

В эру нейросетей производители будут заключать прямые сделки с покупателями, поэтому мелкие ритейлеры исчезнут, крупные же возьмут на себя роль логистических центров.

Качественный недорогой продукт станет практически единственным способом завоевать лояльность клиентов, ведь все реальные характеристики и результаты тестирования товара будут доступны всем нейросетям мгновенно.

При этом деформация человеческого сознания в сторону роботизации будет происходить намного медленнее, чем технический прогресс. Мы будем всё так же искать дополнительную эмоциональную составляющую в каждом товаре. Поэтому бренды выживут, а их роль в продвижении возрастёт, ведь нейросеть будет учитывать предпочтения пользователя.

Производителям будет выгоднее снижать стоимость товара, чем вкладывать деньги в рекламу, к которой не чувствительны нейросети. 

Реклама будет оправдана только для продвижения новых товаров и для поддержания популярности бренда. Возрастёт роль офлайн-рекламы, а в онлайне останется только нативная.

Для пользователей весь контент и услуги облачной нейросети будут формально бесплатными. Платить авторам контента за каждое обращение к их материалам в «базе данных» будут нейросети, внеся эти расходы в дилерском соглашении с производителями. Пользователь и сейчас платит автору, покупая товар, но деньги идут по очень длинной цепочке: продавец — маркетинговое агентство — рекламный агрегатор — издательство — автор. В будущем эта цепочка сократится до «производитель — нейросеть — автор» и станет для пользователя дешевле.

Наконец, крупные медиа, хоть и станут частью большой «базы данных», всё же сохранят свою индивидуальность за счёт силы и авторитетности их бренда.

Источник фото на тизере: Alamy.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is