Применение социальных медиа в предвыборных кампаниях
Колонка политтехнолога Виктора Афонина.
В октябре в СМИ появилась новость о том, что Администрация Президента планирует запустить в регионах 100 Telegram-каналов для формирования повестки перед президентскими выборами. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Кремль активно мониторит Telegram-каналы и дайджесты по ним регулярно кладутся на стол Путину. Этот факт говорит о том, какое огромное значение уделяется социальным медиа в политических процессах и в предвыборных кампаниях в частности. Применение этого инструмента уже стало обязательным для кандидатов на выборах любого уровня.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Технологии интернета и социальных медиа в выборах начали использоваться с 1996 года в США, когда появился первый предвыборный сайт кандидата в президенты. В 2000-х годах цифровые технологии позволили внедрить фандрайзинг, началась мобилизация электората через интернет. В конце 2000-х на первое место для продвижения кандидатов стали выходить социальные сети, в начале 2010-х — мобильные технологии и Big Data. С середины 2010-х как предвыборный инструмент начинают развиваться мобильные мессенджеры.
Наиболее показательны предвыборные кампании Барака Обамы и Дональда Трампа. Штаб Обамы уже в 2008 году начал использовать мобильные технологии в связке с социальными сетями. По данным исследований, на тот момент 88% пользователей социальных сетей с правом голоса имели мобильные телефоны. В штабе Маккейна работу в Facebook и YouTube начали с отставанием в 7 месяцев, работу с Twitter — с отставанием в 1 год и 4 месяца. Ряд технологий, в том числе и мобильных, вообще не применялся.
Предвыборный сайт Обамы уже с 2007 года давал возможность зарегистрировать личный кабинет, подписаться на тематические рассылки, отслеживать календарь агитационных мероприятий, при этом контент сайта менялся в зависимости от геолокации пользователя. Кроме того, через личный кабинет можно было делать взносы, записываться в волонтёры, отмечать интересующие мероприятия. Также на сайте присутствовали ссылки на все аккаунты в соцсетях.
В рамках предвыборной кампании-2008 основной стратегией Обамы в интернете стало присутствие на максимально возможном количестве площадок, в том числе на отраслевых и нишевых: например, LinkedIn и Reddit. В рамках этой стратегии была проведена сегментация электората и задействованы различные площадки для работы с ними. Так, на Facebook, помимо основной страницы Обамы, существовали страницы «Ветераны за Обаму», «Латиноамериканцы за Обаму», «Студенты за Обаму» и другие подобные.
Новинкой кампании 2008 года также стала разработка штабом Барака Обамы мобильного приложения Obama mobile, которое позволяло волонтёрам совершать звонки по своей базе контактов и отмечать результат этого взаимодействия, видеть статистику обзвона по кампании в целом, отслеживать календарь мероприятий, связываться с ближайшим штабом, видеть отчёты по всем прошедшим мероприятиям.
Особо в этой кампании можно отметить уникальную технологию SMS-рассылок, при которой волонтёру присылалось предложение позвонить по номеру из активной базы и сагитировать человека проголосовать за Обаму: использовались только номера, которые люди оставляли лично.
В 2012 году применение социальных медиа значительно расширилось, появились аккаунты Обамы в Instagram, Pinterest, Tumblr, MySpace. Через мобильные приложения, формы обратной связи и социальные сети осуществлялись взаимодействие с избирателями и их мобилизация. По количественным показателями работы с социальными медиа Обама значительно обошёл кандидата от Республиканской партии Митта Ромни.
|
|
Обама | Ромни |
|
---|---|---|---|---|
|
30,7 млн френдов | 8,8 млн френдов |
|
|
|
21 млн фолловеров | 1,3 млн фолловеров |
|
|
|
Youtube | 237 000 подписчиков | 23 000 подписчиков |
|
|
1,4 млн подписчиков | 42 000 подписчиков |
|
На президентских выборах в США в 2016 году ситуация повторилась, но преимущество на этот раз было на стороне республиканского кандидата Дональда Трампа. Причём вовлечённость пользователей соцсетей была очень высокой, кампания Трампа выигрывала не только в количественных показателях, но и в качественных. Например, страница Трампа в Facebook имела больше подписчиков по сравнению со страницами Хиллари Клинтон, но также лидировала по количеству лайков, комментариев и репостов.
Следует выделить такой момент, что по статистике из 20 постов про Трампа в Facebook только один был позитивным.
Имел и имеет место вирусный эффект вокруг личности нынешнего американского президента.
Ссылки на аккаунты Дональда Трампа: Facebook, Twitter, Instagram.
В России 2017 политический год ознаменован возрастанием роли мессенджеров, в частности, феноменом стали расплодившиеся как грибы политические Telegram-каналы, через которые распространяются анонимные или не очень анонимные «инсайды», сбывающиеся с разной степенью вероятности. При этом политологи высоко оценивают Telegram как средство влияния на политическую ситуацию и политический класс за счёт того, что информация, которая там транслируется, отсутствует на официальных каналах.
При этом политическое Telegram-сообщество — это довольно узкая прослойка элиты, чиновников, журналистов, пиарщиков и простых людей, которые достаточно серьёзно интересуются политикой. То есть послание, запущенное Telegram, не доходит до основной части электората и напрямую на него не влияет. Несмотря на это, власть активно работает с мессенджерами и Telegram в частности, активно подогревая интерес к нему регулярными новостями о возможном его запрете.
Посмотрите дополнительные материалы о роли соцмедиа в предвыборной гонке.
- How the Presidential Candidates Use the Web and Social Media.
- Obama Uses ’Don’t Forget To Be Awesome’ In Chat, Internet Freaks Out.
- Social Media and Voting.
- The Internet’s Role in Campaign 2008.
- How Facebook ads helped elect Trump.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.