10 принципов поколения digital (Дуглас Рашкофф). Читайте на Cossa.ru

11 июля 2013, 12:28
3

10 принципов поколения digital (Дуглас Рашкофф)

В своей книге американский специалист по цифровым медиа Дуглас Рашкофф сформулировал 10 правил, которые помогут быть не просто еще одним пользователем в сети, а подчинить себе онлайн-реальность.

1. Управляй своим временем

Интернет живет по правилу «здесь и сейчас», он не имеет времени, потому что давно стал частью повседневной жизни. Сообщения, новости, события все это приходит к нам само и не требует усилий.

«Вместо того чтобы действовать во времени, компьютеры работают от решения к решению. Ничего не произойдет, пока я не напишу букву, а потом еще одну. Машина ждет команды, и время между командами может быть секундой, а может целым днем»

Получается так, что компьютеры работают быстрее людей, а люди пытаются успеть за компьютерами. Мы приходим к тому, что Рашкофф называет состоянием постоянного ожидания.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

«Каждый ответ на сообщение рождает десятки других. Чем быстрее мы реагируем, тем больше ждем, что отвечать придется еще и еще. Это приводит к вечному стрессу».

Важно отметить, что Рашкофф писал свою книгу три года назад, и с того времени все стало еще интереснее. Мы пишем пост ждем лайков и комментариев, шерим новость постоянно проверяем, насколько она популярна. Девайсов стало больше: с каждым новым сообщением срабатывают звуковые уведомления на планшете и телефоне и все это снова и снова. Получается довольно нервно и затратно по времени. Автор видит решение в том, чтобы человек умел выбрать с кем и когда ему общаться, вместо того чтобы подолгу зависать в сети. Игнорировать сообщения сложно, зато просматривать ньюсфид каждые десять минут необязательно.

2. Не забывай про оффлайн-реальность

Цифровое пространство тем хорошо, что «сокращает» расстояние, позволяя связываться людям с разных концов планеты. Но есть большая опасность «уйти в технику» и перестать воспринимать тех, кто рядом. Следуй правилу: чем меньше расстояние, тем больше живого общения. Нужно видеть разницу между «local» и «global», причем не только в обычной жизни, но и при создании рекламной кампании, позиционирования бренда и т.д.:

«Сила локального бизнеса и всех локальных мероприятий в налаживании связи с конкретным регионом и конкретными людьми. Определенная местность это устойчивость».

3. Умей выбирать, а не подчиняться

Цифровой мир всегда требует выбора, причем не абстрактного и размытого, а очень точного. Потому что интернет, несмотря на всю свою необъятность, имеет понятные границы, созданные программистами. Когда вы регистрируетесь, предположим, в социальной сети, то в графе «семейное положение» можете указать только то, что предложено сайтом. Рашкофф считает, что это не предоставление свободы, а ограничение. Получается, выбирая, мы вынуждены приспосабливаться. Автор призывает не кликать бессознательно: лучше вообще ничего не выбрать, чем бездумно подчиниться вариантам. Не сужайте свой собственный мир до двоичного кода.

4. Будь разборчивее, не ведись на мнимую простоту веба


С интернетом находить ответы на любые вопросы стало в разы проще и быстрее. И здесь есть свои подводные камни в виде чрезмерной спешки и неохоты перепроверять информацию. Рашкофф предостерегает от ложных сведений и поверхностного ознакомления:

«В постоянной спешке цифрового мира дочитать до конца статью в «Википедии» настоящая роскошь, если ты уже нашел нужный ответ».

Хватаясь за голые факты, мы сильно рискуем упустить контекст, превратить процесс познания в погоню за новым и свежим. Без углубленного изучения проблемы даже самый яркий факт может быть обесценен и вскоре забыт. Смотрите ссылки в той же «Википедии», которая обычно дает неплохой список литературы и статей по теме.

5. Не путай реальное и абстрактное


Цифровой мир – одна сплошная абстракция, в которой легко увязнуть, если не выражать через нее конкретные идеи и мысли. Рашкофф напоминает, что одна из повседневных абстракций язык, чего уж говорить об интернете, где рамок и пределов гораздо больше. Виртуальная абстракция всегда должна иметь в основе что-то реальное, тогда успех может быть гарантирован. Удачный пример - фэнтези-бейсбол, когда создается виртуальная команда игроков, а баллы начисляются в зависимости от действий реальных прототипов на поле.

Кроме этого, в сети все имеет свои масштабы, и чем проект больше, тем лучше. Но расширять все подряд необходимости нет:

«Доминируют, как правило, те, кто повышает уровень абстракции. Но если мы будем помнить, что один масштаб не подходит для всех, то сможем сохранить локальные и специфические единицы в условиях требований к глобализации»

Глобальное обычно побеждает локальное, поисковики выигрывают у площадок, а агрегаторы у поисковиков. Но это не аксиома. Если определить для себя отдельную нишу, пусть и не слишком масштабную, всегда можно занять хорошее и устойчивое место.

6. Будь собой

Цифровой мир безличен, так как часто анонимен. А анонимность дает возможность высказываться не стесняясь, подавляя чувство ответственности. Итог - чрезмерная жестокость, графоманство и ненавистьhttp://www.cossa.ru/news/244/34888/.

Вторая проблема непонимание собеседника из-за невозможности видеть его. Автор сравнивает это явление с Синдромом Аспергера: зависимость от слов из-за невозможности посмотреть в глаза собеседнику. Это приводит к непониманию, случайным оскорблениям и бесплодным попыткам понять чужую мысль. Некоторые особенно впечатлительные люди могут целый день рассматривать сообщение, раздумывая, что это было: ирония, безобидная шутка или серьезное утверждение? А главное – как на это реагировать??? Лучше не бояться переспрашивать. Пусть будет больше вопросов вместо бездны непонимания.

И есть еще третье, о чем не пишет Рашкофф, но знает другой автор Пол Грэм («Чего ты не должен говорить»). Речь о моде на слова и формы выражения. Бывает, ты смотришь свое фото трехгодичной давности и думаешь: «Боже, во что это я тут одет», а тогда казалось очень даже норм. Так происходит и с постами в ЖЖ, и с твитами, и просто с сообщениями. Если вы обратили внимание, не так давно была страшная мода на капс, который заполнял всю ленту в Twitter. Сейчас люди чаще используют скобки, которые раскрывают «недосказанное» в основной части. Еще недавно можно было встретить какое-то утверждение, а после него – «(на самом деле нет)». Проблема трендовых слов и форм они приедаются. Поэтому лучше дважды подумать, точно ли ты хочешь выразиться именно так.

7. Не продавай своих друзей

По убеждению Рашкоффа, смысл интернета в коммуникации, а не в деньгах или контенте. Главной функцией цифрового мира всегда будет общение, и любые попытки сделать из него деньги разрушат всю философию и целостность сети. Ваши друзья – это не сгусток контента, они – то, благодаря чему интернет существует и развивается. Не нужно бездумно шерить рекламный пост и отдавать друзей в руки маркетологам. Брендам также есть о чем подумать. С навязчивыми баннерами число подписчиков не увеличиться, зато социализация бренда, создание условий для общения потребителей приведет к положительным результатам.

8. Говори правду

С появлением цифровых медиа информация распространяется молниеносно - скрывать правду становится все труднее. Люди, правда, до сих пор изощряются как могут фейковые отзывы, черная оптимизация, посев вирусного контента, но все это недолговечно. Как только человек понимает, что его обманули, он уже никогда не вернется, еще и запостит предостережения во всех соцсетях. Проверять информацию стало легко, это делает ложь невероятно уязвимой. Правило одно: хочешь продать товар сделай его качественным и не выдумывай.

9. Делись вместо того, чтобы красть

Сеть призвана быть открытой, в этом ее смысл и одно из главных достоинств. Интернет помогает нам делиться друг с другом тем, что у нас есть, рассказывать о себе, своих работах и проектах. Но как только стирается грань между обменом и воровством, открытость играет против нас.

10. Учись кодить

Цифровая реальность создана программистами. Они определяют, где начнется и закончится ваша свобода в сети, какие будут ограничения, и чего вы никогда не сделаете даже при огромном желании. Чтобы не стать заложником матрицы, нужно учиться программировать самому. Если «мама педагог, а папа пианист» и учиться кодить строго невозможно, желательно хотя бы чуть-чуть понимать, как устроены процессы в сети и в чем их принципиальное отличие от оффлайн-реальности. Иначе можно попасть в ловушку и стать жертвой беспощадной монетизации чужих инициатив.

Источник: «Program or Be Programmed: Ten Commandments for a Digital Age», Duglas Rashkoff.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is