Digital-рынки СНГ: перспективы Азербайджана
Общие характеристики и особенности
Азербайджан — крупнейшее государство Закавказского региона, численность его населения около 8 ± 1 млн человек. Многие азербайджанцы уезжают из страны, но сохраняют при этом связь с домом. В результате крупные азербайджанские диаспоры в США, Канаде, Европе, России, Турции тоже могут считаться частью рынка страны.
Источник изображения: Panoramio
Это нефтедобывающее государство, что, с одной стороны, обеспечивает высокие экономические показатели (Азербайджан — четвёртый по ВВП на душу населения в СНГ), а с другой — ставит экономику в зависимость от цен на нефть (40–60% ВВП обеспечивает нефтедобыващий сектор).
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Вторая важная особенность страны — политический строй. Азербайджан сегодня — причудливое сочетание советского наследия и восточного типа правления. В результате высокие нефтяные доходы преимущественно оседают в верхних слоях общества, а государство играет ведущую роль во всех сферах жизни общества.
С советских времен у Азербайджана осталась очень хорошая технологическая база, которую он сейчас активно использует для развития информационных технологий. Довольно успешно, судя по отзывам международных организаций вроде Всемирного экономического форума и позициям страны в различных рейтингах в этой сфере. Сфера информации и коммуникаций считается вторым самым прибыльным сектором и вторым крупнейшим получателем иностранных инвестиций после нефтяной и газовой промышленности - впечатляющий результат для государства, чьё благополучие базируется на природных ресурсах.
Использование интернета
Вот что нам удалось выяснить о том, как азербайджанцы пользуются информационными технологиями:
- Около 70% населения страны подключены к интернету, из них 50% — к широкополосному;
- На 100 жителей приходится 110 мобильных телефонов, однако число пользователей смартфонов не выше 4 млн человек — менее половины населения страны;
- Большинство интернет-пользователей — мужчины;
- Наиболее посещаемые ресурсы: новостные порталы, спортивные ресурсы, видеохостинги и социальные сети — остальные ресурсы практически не востребованы;
- Пользователи предпочитают русскоязычные и англоязычные ресурсы местным.
Места подключения к интернету в Азербайджане
По возрасту пользователи распределяются следующим образом:
Демография интернет пользователей Азербайджана
Развитие e-commerce
Ведущий игрок на рынке информационных технологий — государство: оно всеми силами внедряет новейшие технологии и модернизирует инфраструктуру. Создаются институты вроде Фонда развития информационных технологий, которые, по идее, должны нести эти самые технологии населению. Население же, в отличие от государства, использовать новые технологии в полной мере пока не торопится. Особенно это видно в сфере e-commerce.
Невысокому уровню развития интернет-торговли есть несколько объяснений:
- Во-первых, особенности местной культуры: многие пользователи просто не понимают, как можно купить товар, не пощупав его и не поторговавшись;
- Во-вторых, почти не используются средства онлайн-платежей — банковские карты и электронные деньги;
- В-третьих, уровень качества существующих интернет-магазинов, их товаров и сервиса, таков, что только отбивает у пользователей охоту к ним обращаться.
В результате объём розничной электронной коммерции в стране в 10 раз ниже, чем в такой же по количеству населения Беларуси.
Реклама и мобильные приложения
Объём рынка рекламы, в том числе интернет-рекламы, снижается вопреки всем мировым тенденциям. Рынок мобильных приложений выглядит немного перспективнее. Обольщаться не надо: всё же пользователей смартфонов всего 4 млн, а платёжеспособных ещё меньше. Но, несмотря на активность нескольких местных разработчиков, даже этот небольшой рынок пока не освоен, и приложений совсем мало. К тому же квалификация местных специалистов не позволяет делать масштабные и качественные проекты.
Развитие ИТ имеет наивысший приоритет для руководства страны, и высокопоставленные чиновники наперебой рассказывают, как это важно и каких впечатляющих успехов им удалось добиться. Реализуются масштабные государственные программы, которые призваны сделать страну лидером региона по развитию информационных технологий. Но с реальными потребностями населения этот прорыв связан мало, а уже описанные особенности политического режима делают развитие отрасли однобоким, сосредоточенным на реализации удобных государству проектов.
Основные выводы по результатам анализа выглядят так:
- Азербайджанский сегмент интернета разделён между несколькими новостными порталами и спортивными сайтами, остальной контент пользователи получают из источников вне страны;
- Мощный технологический ресурс и перспективы его развития с учётом возможных инвестиций превышают реальные потребности населения;
- Собственный сетевой контент и электронная коммерция при этом почти не развиты, но в текущих условиях работа по их развитию представляется не слишком перспективной;
- Разработка мобильных приложений выглядит более привлекательно, но при этом работа с крупным бизнесом и государством выглядит более финансово надежной, чем пользовательские приложения;
- Самое перспективное направление работы на местном рынке — работа на государство и его проекты;
- При этом можно развивать и проект для населения, но без ожидания быстрой окупаемости.
Источник изображения: archilovers
С одной стороны, страна заинтересована в ИТ-инвесторах, стартапах и специалистах этого профиля. С другой, как уже было сказано, единственный надёжный канал дохода — власти республики, и нет никаких гарантий, что иностранной компании без связей удастся добиться с ними сотрудничества.
Хотите узнать подробности? Полный отчёт с цифрами, примерами и другими данными можно прочитать тут.
Ссылка по теме: Digital-рынки (все выпуски)