Из офлайна в онлайн: как делали интернет-бизнес по продаже машин и масштабировали его на всю Россию. Читайте на Cossa.ru

16 февраля 2016, 13:15

Из офлайна в онлайн: как делали интернет-бизнес по продаже машин и масштабировали его на всю Россию

От низкомаржинального бизнеса к масштабируемому автоматическому онлайн-сервису, минуя два экономических кризиса — опыт «Турбодилер».

Из офлайна в онлайн: как делали интернет-бизнес по продаже машин и масштабировали его на всю Россию

Этап 1: Эстонский дилер автомобилей

Сооснователи интернет-сервиса «Турбодилер» Кирилл Давыдовский и Дмитрий Безнасюк были друзьями детства. Еще студентами начали думать о собственном бизнесе. У Кирилла были связи в Эстонии, и в 2007 году друзья создали компанию — дилера подержанных автомобилей из Эстонии CarsEU. Привозили оттуда автомобили и продавали в Санкт-Петербурге по модели trade in.

Рынок рос, росли и продажи, пока не случился 2008 год. К началу кризиса бизнес у Безнасюка и Давыдовского существовал уже полтора года. «Мы успели взять кредит в евро, который вырос с 32 до 45 рублей — тогда это казалось катастрофой», — вспоминает Дмитрий. Но даже с учетом кризиса партнерам удавалось продать машины быстрее, чем в среднем на рынке.

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124

Основными «факторами успеха» Дмитрий называет большое количество сайтов, на которых партнеры вручную размещали объявления о продаже, и красивые фотографии автомобилей. Работали вдвоем по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Кирилл выкупал автомобили и самостоятельно привозил их в Россию, а Дмитрий анализировал и искал лучшие предложения. Вдвоем фотографировали машины, писали тексты. Но на погашение кредитов прибыли не хватало, поэтому Дмитрий решил, что пришло время устроиться на наемную работу, и ушел в телеком, на должность директора по продажам компании «Apollophone».

Этап 2: Низкомаржинальный бизнес по продаже автомобилей с пробегом через сайты объявлений

Кирилл, оставшись в одиночестве, сфокусировался на том, что лучше всего умеет — быстрой продаже машин. Он отобрал машины без фотографий на auto.ru, позвонил продавцам и предложил сфотографировать автомобиль и разместить объявление на нескольких сайтах, чтобы продать его быстрее. После тринадцатого звонка он получил первый заказ на 1000 рублей, и еще пару месяцев продолжал так работать. По сути это было MVP «Турбодилера», хотя в то время о Lean-методологии Кирилл еще не знал.

Предприниматель не успевал обрабатывать больше 20–30 заказов в месяц — поэтому нанял сотрудников размещать объявления и продавцов на обработку звонков. Все они работали удаленно. Кириллу удалось открыть офис в Москве: в обоих «столицах» у него было по 4–5 продавцов и фотографы. Стало понятно: экономика бизнеса сходится плохо, чтобы масштабироваться на новые города, надо больше менеджеров и холодных звонков. Это был низкомаржинальный бизнес с огромной текучкой, которым Кирилл занимался около двух лет, пока не осознал, что есть только два пути: открывать колл-центр и продавать холодными звонками с низкой маржинальностью, либо идти в онлайн. По части интернет-проектов у Кирилла не было опыта, и он обратился за помощью к Дмитрию.

Этап 3: Из офлайна в онлайн, от регионального бизнеса — к общероссийскому

Дмитрий за эти два года успел сделать успешный бизнес «Эмпрана» (производство и реализация подарков-впечатлений), где он занимался, по большей части, интернет-маркетингом, разработкой ИТ-системы и сайта-каталога. Кириллу как раз не хватало компетенций в онлайне.

Партнеры снова объединились и начали делать сервис по автоматическому размещению объявлений о продаже автомобилей.

«В прошлой модели бизнеса были фотографы, продажники и менеджеры, которые размещают руками на сайтах объявления. И продажи, и производство были в офлайне. Эта структура слишком сложна для масштабирования», — поясняет Дмитрий.

Дмитрий с командой программистов разрабатывал систему автоматизации размещения объявлений, которая отправляет объявления на площадки по их API и в дальнейшем позволяет обновлять их через личный кабинет на сайте «Турбодилера». Кирилл заменял отдел продаж, чтобы сократить издержки на содержание команды — один звонил, принимал по 150 звонков в день. 

«Мы сделали систему, сайт и параллельно автоматизировали подачу заявки на продажу машины. Вместо звонков мы сделали примитивную систему лидогенерации: гнали трафик с помощью смс-рассылок на простейшую форму заявки на сайте с полями: имя, город (выпадающим списком), телефон и ссылка на опубликованное на другом сайте объявление о продаже автомобиля. Вместо холодных звонков Кирилл прозванивал уже „теплых“ лидов, которые оставили заявку на сайте, либо отправлял им смс с ценностным предложением. Число заявок выросло до 30 в сутки, хотя раньше их было около 30 в месяц», — рассказывает Дмитрий. 

В том числе, на рост повлиял запуск сервиса на все регионы России. Ради тестирования спроса по всей России и была введена форма заявки на сайте.

«Запуск сервиса на всю Россию занял у нас три дня. Решение мы приняли в одну ночь работы в „Кофе хауз“. В первый день мы руками создали в админке сайта каждый из 16 городов-миллионников, купили федеральный номер телефона 8 800. На второй день нашли в каждом из городов фотографа, а на третий — запустили трафик на сайт, подключив первый канал привлечения по всей России», — рассказывает Дмитрий.

Чтобы решить проблему SEO в регионах, основатели не стали создавать поддомены, а просто написали в «Яндекс» по поводу семи приоритетных регионов и показали документы о наличии офисов. Для этого пришлось их оформить. Результат по части SEO на данный момент не устраивает предпринимателей, поэтому в планах запустить систему автоматически генерируемых мультилендингов, чтобы охватить все регионы России. Таким образом, поддомены появятся под каждый город.

Проблемы в маркетинге на всю Россию

1. Неоднородность текстов. Надо все тестировать. Не факт, что фраза, успешная в Санкт-Петербурге, будет работать где-то в Сибири. Жители каждого города идентифицируют себя с каким-то словом, важно «попасть» в него. Скажем, для Нижнего Новгорода в рассылках писали «Продай ауди быстрее в Новгороде», CTR был плохой. Надо было писать «Продай ауди в Нижнем»: слово «Новгород» ассоциируется с Великим Новгородом.

2. Известность. В родном городе «Турбодилер» был достаточно известен, в других регионах вызывал недоверие — для них это совершенно новая компания. Неизвестной компании платить деньги не каждый захочет.

3. Распределенная команда. Когда не видишь сотрудников в регионах, ориентируешься только на голос и разговор, а также на факты о них. В процессе подбора удаленных сотрудников основатели советуют ставить четкий KPI на результат. Если он не выполняется — сотрудник не нужен. Брать на работу стоит только после выполнения тестового задания. Удаленный сотрудник может стать незаменимым человеком в компании и расти вместе с ней: одна из сотрудниц «Турбодилер» уже четыре года работает из Архангельска — сначала вручную размещала объявления, затем работала с частными лицами, а сейчас отвечает за работу с юрлицами — автосалонами. Четыре года основатели не видели ее в лицо, но она держалась за работу: зарплаты в Архангельске существенно ниже московских. Это основное преимущество удаленных сотрудников. По мнению Дмитрия, удаленный сотрудник должен быть ориентирован на результат и не должен бояться брать на себя больше задач. Заранее стоит обговорить с сотрудником график из-за разницы во времени, чтобы задержка не уменьшала скорость работы. Ограничивать его работу по времени не стоит.

На данный момент 90% заказов — это регионы, а 10% — Москва и СПб. Особенность «Турбодилера» — в кроссрегиональных продажах: компания размещает объявления о продаже автомобилей не только на федеральных, но и на региональных и городских сайтах. Люди из регионов едут за машинами в Москву, либо в соседние города. Если покупатель из Новосибирска заметит, что нужная ему машина в Томске значительно дешевле, он поедет в Томск. За счет большого количества популярных в разных городах местных сайтов люди начинают активнее ездить по городам, соответственно, сервис «Турбодилера» там полезнее, люди его рекомендуют.

Этап 4: Поиск и оптимизация каналов привлечения клиентов

Искать и оптимизировать онлайн-каналы партнеры начали сразу же с момента запуска системы в январе 2014 года. «У Кирилла уже была наработана регулярная база клиентов, которые продают автомобили, и первый отработанный канал смс-рассылок.

«Стали работать с ними и поняли, что надо оптимизировать тексты, количество символов, сегментацию по часовым поясам, — делится Дмитрий. — Проблема этого канала в том, что у абонентов из базы разные часовые пояса, а ночная смс может рассердить клиента. Люди жаловались. Кроме того, у каждого региона свои особенности: люди в Иркутске лучше воспринимают одни тексты, в Санкт-Петербурге другие».

Следом за смс пошли каналы, которые Дмитрий использовал в прошлом бизнесе: контекстная реклама в «Яндекс.Директе» и Google Adwords. Потом появился офлайновый отдел продаж, задача которого была «дожимать» лидов. Клиентам, которые разместили заказ, но не оплатили, сотрудник звонил и уточнял, в чем дело.

В июле 2014 года компания привлекла первого инвестора: положительная динамика роста доходов компании в 2014 году сделала проект привлекательным для инвестиций. Появились деньги на масштабирование, партнеры подключили новые направления — продажа спецтехники, грузовых автомобилей, начали разработку интерфейса для автосалонов. В этот момент настал декабрь 2014 года — резко выросли евро и доллар. В сервисе «Турбодилера» не было необходимости: люди скупали все, что есть на рынке, за несколько часов. Компания осталась без заказов.

«Мы решили, что это временное явление: значимого оборота какое-то время не будет, но команде надо платить. Стали искать какие-то варианты инвестиций, чтобы подстраховаться. Приняли решение пойти в Акселератор ФРИИ — интерес был не только с точки зрения денег, но и планки: хотели расширить горизонты», — вспоминает Дмитрий.

Этап 5: Новая бизнес-модель, переупаковка продукта и кратный рост

Во ФРИИ компания открыла для себя новые каналы — рекламу в соцсетях, например.

«Мы полностью переупаковали продукт: ушли от продажи количества сайтов и самого процесса, стали рассказывать клиентам о результате», — выделяет одно из основных достижений Дмитрий.

Оффер сменился с «Мы разместим ваше объявление о продаже машины на 50 сайтах» на «Мы продадим вашу машину в несколько раз быстрее и дороже».

Опыт работы с социальными сетями у команды был, но малоуспешный.

«С помощью „Церебро“ искали людей, которые оставляют на своих страницах объявления о продаже машины, парсили их данные. Им предлагали вступить в группу, писали сообщения с предложением продать через „Турбодилер“. Конверсия была очень низкой — по сути это был неэффективный ручной труд, экономика канала не сходилась», — вспоминает Дмитрий.

Основатели поставили крест на социальных сетях, но во ФРИИ из опыта других проектов узнали о стратегии look-a-like: взять данные клиентов, загрузить в Facebook и найти похожих. Конверсией в заказ основатели остались довольны.

В «Одноклассниках» через myTarget и «ВКонтакте» с помощью таргетированной рекламы показывали разным сегментам аудитории баннеры с разными текстами и картинками. Автоматически диверсифицировали креативы в зависимости от пола, возраста, интересов пользователя — в каких группах они сидят. Объявления для разных групп аудитории выглядели так:

Это также повысило конверсию. Из социальных сетей лучший результат дали «Одноклассники»: их аудитория большей частью региональная, как и аудитория «Турбодилера».

Еще одним важным изменением в маркетинговой стратегии «Турбодилера» стало появление стратегии по реактивации пользователя. Сначала пользователи, заходят на сайт, создают объявления о продаже, а потом платят «Турбодилеру» за размещение объявления на большем количестве сайтов. Была задача — повысить конверсию из тех, кто создал объявление, в заплативших, то есть реактивировать их.

«Раньше думали, что хватит и письма с предложением оплатить размещение объявлений и скидкой. Конверсия была небольшая. Стали продумывать стратегию — сначала присылаем информационное письмо с описанием продукта, потом рассказываем о преимуществах и только после этого закрываем на продажу», — поясняет Дмитрий.

Внедрение стратегии реактивации с грамотным раскрытием преимуществ продукта в цепочке писем увеличило конверсию в оплату в 3,5 раза. Сейчас команда предлагает скидку только тем клиентам, кто не реактивировался с одного из писем.

Важной вехой акселерации был запуск b2b-продукта: «Турбодилер» начал работать с юридическими лицами — официальными и неофициальными дилерами в регионах. Сейчас число партнеров приближается к нескольким десяткам.

По итогам участия в Акселераторе «Турбодилер» получил seed-инвестиции от ФРИИ. Акселерация «Турбодилера» — отдельная история, подробно об этих трех месяцах Дмитрий расскажет 25 февраля на Дне Открытых Дверей ФРИИ в Санкт-Петербурге. Кратко о результатах: за период Акселерации команде удалось снизить стоимость привлечения новых пользователей на 30% и увеличить средний чек в 2,5 раза. По месячной выручке компания выросла на 40% с учетом того, что май–август — это низкий сезон на автомобильном рынке.

«Мы работали 24 часа в сутки, протестировали более 50 бизнес-гипотез, изменили тарифную сетку пять раз и теперь можем сказать, что знаем почти все о специфике поведения своих пользователей», — резюмирует успехи компании Дмитрий.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is