5 правил удалённого управления проектами. Читайте на Cossa.ru

31 января 2017, 14:00

5 правил удалённого управления проектами

Про работу с удалёнными клиентами, удалёнными сотрудниками и найм удалённого менеджера проекта.

5 правил удалённого управления проектами

В CSSSR принципиально нет и никогда не будет офиса, а команда состоит из десятков человек, находящихся в разных частях мира.

Уже больше 4 лет мы разрабатываем фронтенд: методично верстаем на HTML/CSS, браво пишем сложный JavaScript-код, скрупулёзно тестируем — и всё это полностью удалённо.

Мы сформулировали пять главных заповедей удалённого менеджмента и рады поделиться ими с читателями Cossa.

1. Всё, что не написано — не существует

Интернет — единственное пространство, в котором мы с командой и клиентом общаемся друг с другом. Поэтому заезженное правило «подтверждать устные договорённости с заказчиками в почте» для удалённой команды принимает особое значение.

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124

Это не значит, что теперь нужно заставлять клиента писать письма на пять экранов. Достаточно собрать его пожелания в устной беседе, а затем превратить их в документ для совместный работы в Google Docs.

Текст помогает сохранить холодную голову и рассудок. Простой пример: давний клиент попросил нашего участия в выборе CMS для нового проекта. Когда мы обсуждали это решение по скайпу, случился холивар: эмоции перемешались с холодным расчётом, и разговор кончился ничем. Тогда мы взяли паузу, прописали в две колонки тезисы «за» и «против» по каждому варианту и отправили письмом. Оптимальное решение приняли моментально, ведь аналитика в виде текста — это суть, чётко отделённая от ненужных в этом деле эмоций.

При этом важен и сам процесс написания такого документа, когда в дело идёт накопленная экспертиза менеджера и разработчиков, возникают каверзные вопросы и становятся видны подводные камни. В таком тексте в разы сложнее пропустить важные мелочи.

Этот подход сводит уровень бюрократии к нулю, и его преимущество не только в сокращении рисков недопонимания.

2. Сбор обратной связи — это искусство

Обратная связь и диалог — инвестиции в развитие отношений (не только клиентских, но и личных, например, тоже). Диалог — взрослый подход, в котором вскрывается суть и причина проблем.

Собирать обратную связь в нашем случае не значит «каждую неделю приходить к клиенту с формой-опросником». Но в ключевых точках каждой итерации проекта мы вместе обсуждаем детали. Становится понятно, все ли этапы производства прозрачны для клиента, а если нет, то чего не хватает для спокойствия.

Есть несколько типов проблемных ситуаций, которые можно предвидеть заранее, чтобы сгладить или избежать их совсем.

В первом случае клиент знает, чем недоволен, и приходит обсудить конкретную проблему в спокойной обстановке — это самое простое.

Второй тип ситуаций тоже относительно лёгок, но требует от аккаунт-менеджера бо́льшей проницательности. Клиент не обозначает сути главной проблемы, а выражает недовольство бессистемно. Например, может сказать, что в отчёте заложено слишком много часов. Далеко не факт, что проблема кроется в этом отчёте. Настоящая причина может стоять за срывом внутренних сроков клиента, которые он не обсудил с исполнителем при постановке задач, или в недостаточном финансировании начатого проекта. Иными словами, у клиента трудности, а мы усугубили их, сами того не подозревая.

Ну и, наконец, третья ситуация — самая сложная. Клиент молчит. Всегда. До него сложно дозвониться, чтобы выяснить хотя бы сроки или ТЗ. Если делаешь что-то не так, то узнаёшь об этом слишком поздно. И тут требуется высший пилотаж аккаунтинга.

Продуктивно работать в таких случаях можно, изначально договорившись о регулярных обсуждениях по Skype. Например, раз в неделю.

Наша альтернатива или дополнение к этому — ежедневный тезисный отчёт в почте о работе, проделанной за день. На изучение такого отчёта клиент тратит не больше 10-15 минут. В это письмо обязательно попадают блокирующие задачи, которые нельзя решить без клиента. Таким образом, клиент в тот же день информирован и проблемах и вариантах решения.

3. Репутацию нельзя купить или выиграть

...Но можно заработать. Удалённая команда должна уделять втрое больше внимания всем мелочам на каждом этапе, начиная с самого первого контакта. Даже если клиент приходит «просто посмотреть», ему стоит помочь техническими рекомендациями или предложить подходящих партнёров. Это элемент «продаж на 100%» и культуры обработки заявок, когда с каждым клиентом ты остаёшься живым человеком, а не включаешь бездушного робота-автоответчика.

Открытость — другой принципиальный момент для удалёнщиков. Досконально описывайте детали как для проекта за 15 тысяч, так и за 1 миллион, всегда свободно раскрывайте ценообразование. Одинаковые ставки и условия для всех — отличный козырь на переговорах с крупными клиентами. Когда большая компания видит открытый прайс-лист — это располагает к доверию.

Наконец, всё из той же любви к мелочам, имеет смысл делать особенным каждый офлайн-контакт с клиентом. Единые гайдлайны для финансовых документов, крафтовые конверты вместо обычных белых — любую мелочь вроде оформления визиток, плакатов и наклеек можно сделать с душой. Например, вот так мы отправляем наши наклейки подписчикам в Twitter:

4. Синхронизация сотрудников — всегда боль, но это важно

Людей можно поделить на два типа: тех, кто может и не может трудиться удалённо. Принимая на работу людей только на «удалёнку», стоит начать с проверки мотивации, чтобы отобрать только первый тип. Простейший способ — сделать обязательным выполнение несложного тестового задания.

Практика показала, что сама «удалёнка» тоже должна быть элементом мотивации к работе. По нашему опыту, чтобы работать не хуже, чем в офисе, и уметь самоорганизоваться, нужен какой-то особый ген, который позволяет не скатываться в прокрастинацию. Вероятно, этот ген есть у интровертов, потому что в CSSSR их большинство. Выстроить слаженный рабочий процесс с интровертами, ещё и удалённо — задача не из простых.

Синхронизироваться помогает копирование офисных правил хорошего тона: здороваться с товарищами по утрам, предупреждать об уходе на обед и прощаться перед уходом с рабочего места. Создавайте в рабочем окружении каналы не только по проектам. Дайте удалёнщикам обсудить своих котиков, компьютерные игры, путешествия и любые другие интересы.

5. Непоколебимая обстоятельность должна быть качеством характера

Хороший менеджер отличается способностью точно передавать суть дела в 100 случаях из 100. Представьте себе ответственность авиадиспетчера в аэропорту и пилота, сажающего самолёт на посадочную полосу. Ошибка любого из них смертельна. С таким же уровнем ответственности сталкивается менеджер проектов с удалённой командой. Поэтому найти хорошего менеджера вдвойне нелегко.

На позицию менеджера по нашему опыту удаётся нанять примерно одного-двух человек из 500 желающих. Большинство не проходит по навыку предельно чётко формулировать свои мысли и без искажений понимать то, что им говорят. Требование стандартное, но «никем не смог стать, пойду в менеджеры» — увы, частая ситуация. Определить самых обстоятельных помогает письменное тестовое задание и Skype-собеседование с моделированием пары ситуаций на проверку сообразительности.

Перфекционизм — тоже обязательный пункт среди требований к менеджеру, поэтому в качестве теста можно попросить кандидата отредактировать и отформатировать короткий шаблон договора. Отсутствие внимания к мелочам вроде пробелов перед знаками препинания — хороший входной фильтр.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is