Как придумывать идеи для создания визуального контента. Читайте на Cossa.ru

24 ноября 2019, 10:00
1

Как придумывать идеи для создания визуального контента

Как выбраться из творческого тупика, используя методику Scamper.

Арт-директор продакшен-студии «Клик!» Андрей Лишаков на YouTube-канале делится лайфхаками о том, как он и его команда используют методику креативности Scamper для генерации новых идей для съёмок. Публикуем главное из этого видео и рассказываем, в каких ситуациях такая методика креативности эффективна.

Scamper — это техника, разработанная исследователем Бобом Эберле и описанная в его одноимённой книге Scamper: Games for Imagination Development. Это аббревиатура, представляющая из себя семь приёмов. Их суть заключается в постановке перед собой вопроса «А что, если…?».

 А что, если один объект заменить на другой? А что, если совместить разные предметы? Что, если добавить какую-нибудь деталь? Или поменять местами все элементы? Чтобы упорядочить этот поток, была придумана методика Scamper.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Лучше всего она работает, когда вы разбираете уже реализованную кем-то идею, анализируете механику её создания — делаете реверс-инжиниринг и на основе этого создаете что-то своё. Очень полезно проделывать это упражнение с референсами, которые даёт вам клиент.

S for Substitute. Заменить

В любой концепции можно заменить всё: начиная от автора и заканчивая техническими деталями, компонентами, материалами или моделями.

К примеру, у нас есть отправная точка: «Три человека застряли в пустыне со сломанной машиной и пытаются её починить». Дальше пробуем менять составляющие:

— А что, если один из людей — девушка?
— А если все они будут представителями разных национальностей?
— Что, если они не чинят машину, а пьют кофе или жгут дымовые шашки?

Продакшен-студия Clique!

Когда вы придумываете историю, создаёте концепт, пишете сценарий или рисуете раскадровку и заходите в тупик, попробуйте поменять что-то — это отлично стимулирует творческий импульс и помогает развить сюжет. Чтобы систематизировать процесс и не потерять логику рассуждений, записывайте ход своих мыслей или зарисовывайте скетчи.

С for Combine. Комбинировать

Комбинировать можно функции или предметы из разных подмножеств. Вы берёте одну сущность и совмещаете её с другой. Яркий пример — мультфильм «Котопёс» — весёлый симбиоз кота с собакой.

Этот приём широко применяется в концептуальном искусстве. Например, цифровой художник Тони Футура в одной из недавних работ в поддержку движения #FridaysForFuture, основанного Гретой Тунберг, совместил пластиковый пакет с изображением полярного медведя, занесённого в Красную книгу.

Tony Futura

А дизайнеры агентства «Дизайн Депо» соединили функции медицинской капельницы и бутылки водки в своей работе «Кома Absolut» (по ссылке, кстати, ещё несколько любопытных примеров). В своё время некоторые реабилитационные центры использовали эту идею для своей рекламы.

Дизайн Депо

Этот приём построен на гештальт-психологии: человеческий мозг считывает не отдельные сущности, а трактует их как совокупность объектов и воспринимает в контексте как единое целое. На следующей фотографии, например, мы видим не набор овощей и растений, а в первую очередь курицу, и только потом разбираемся, из чего она сложена.

Продакшен-студия Clique!

A for Adapt. Добавить

Традиционно этот приём интерпретируется как адаптация уже существующей идеи под новые потребности. На наш взгляд, в русском языке более уместным будет термин «добавить» — мы говорим о добавлении в кадр элементов, которые изменяют контекст.

Однажды нам нужно было сделать съёмку в бизнес-тематике, но почти все идеи здесь уже избиты: это всегда люди, жмущие друг другу руки, люди, что-то презентующие, люди, спорящие о чём-то. В кадре обязательно офис, флип-чарт, папка, ноутбук, графики, люди в костюмах.

Используя этот приём, мы отстроились от штампов и привнесли в кадр новый элемент, который раскрывает тему иначе.

Продакшен-студия Clique!

Это изображение рассказывает о том, что в каждом офисном клерке живет зверская суть (привет, «Бойцовский клуб»!). Макс, изображённый в кадре, старался смотреть демоническим взглядом, а символом животного начала мы выбрали племенные знаки — окраску африканских племен.

M for Modify. Модифицировать

Приём модификации предполагает изменение размера, цвета, формы, атрибутов или артефактов. Проще всего это сделать при помощи ламп, зеркал, стекла, полиэтилена, пленки, воды — материалов, которые создают оптическую иллюзию. 

Например, в одном из своих проектов мы представили, как мог бы выглядеть глитч в аналоговом мире, — в этом нам помогли осветительные приборы и фольга. 

Можно модифицировать объект в буквальном смысле — обрезать, вылепить или покрасить. А если из материальной плоскости уйти в цифровую, то в ход идут любые графические редакторы.

Продакшен-студия Clique!

P for Put to other use. Применить для чего-либо

Любой продукт можно использовать там, где обычно его не используют, найти ему новое применение. Хрестоматийный пример: послание, написанное помадой на зеркале в ванной. 

Если вы производите, продаёте косметику или оказываете услуги визажиста, то помаду как средство для письма можно использовать в новогодней рекламной кампании. Если вы итальянский ресторан или производитель пасты, можно выложить послание с помощью макарон. Так можно делать с любым продуктом, это самая благодатная почва для поиска идей, иногда очевидных, а иногда — свежих.

Продакшен-студия Clique!

E for Eliminate. Удалить

Под этим приёмом мы понимаем удаление частей, либо упрощение до главного. В фотографии, как правило, это означает работу с кропом (crop) — обрезкой изображений.

Снова обратимся к идеям концептуальной фотографии. Московский фотограф Алла Мировская создала фотопроект Miðnætursól/Полуночное солнце, в котором она изучает механику работы человеческой памяти. Из снимков, сделанных во время её путешествия в Исландию, стёрты целые фрагменты. Эти белые пятна — пример того, как функционирует человеческая память, как избирательно она воспроизводит образы в голове.

Алла Мировская

Противоположный пример — работа немецкого фотографа Макса Зидентопфа. Он работает не с обрезкой фото, а, напротив, показывает, что было за кадром.

Max Siedentopf

Что такое фото на паспорт? Строгие размеры, белый фон, лицо должно занимать три четверти площади, глаза смотрят в камеру, улыбаться нельзя. Художник фантазирует на тему того, что может быть за пределами этих 35×45 миллиметров: его модели делают за кадром самые безумные вещи.

R for Reverse. Изменить порядок

Последний приём — Reverse — изменение привычного порядка вещей, разворот наизнанку.

В буквальном смысле этот приём использовал режиссёр Илья Найшуллер для создания клипа группы «Ленинград» на песню «Кольщик».

В одной из наших съёмок мы использовали реверс объектов в пространстве. В кадре создается иллюзия того, что каждая модель движется самостоятельно, хотя на самом деле две девушки несут третью, а она лишь имитирует движение.

Заключение

Если механически склонять все идеи с помощью Scamper, что называется, вдоль и поперёк, скорее всего, получится топорно. Поэтому, используя эти техники, всегда нужно учитывать контекст и задачи коммуникации, а этот инструмент лишь помогает выполнить основные цели или выбраться из тупика, если вы в нём застряли.

Над текстом работали Алина Валяева, Андрей Лишаков и Дмитрий Глазунов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

- 0 +
eLama #
06.12.2019
Всем известный факт, что огромное количество креативных методов поиска решений построено на основе перебора вариантов. Некоторые из них строятся на списках действий или вопросов, применяя которые, шаг за шагом приходишь к результату. А некоторые вообще являются одним вопросом, или ответом на него. Но статья очень прикольная, автору благодарность.

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой