Книжные магазины и их страницы «ВКонтакте»
В новом выпуске «Андеграунда ВКонтакте» — петербургские книжные магазины и их паблики. Cossa.ru поговорила с Артёмом Фаустовым («Все свободны»), Аней Изакар и Лизой Чукреевой («Порядок слов») о вкусах публики, кризисе книжной индустрии и маркетинге в социальных сетях.
Все свободны
Когда появился магазин? Как всё начиналось, менялось?
Артём Фаустов: Этой весной магазину исполнится 2 года. У нас была несколько иная мотивация, нежели у большинства людей, которые начинают заниматься бизнесом: мы не ставили себе цели разбогатеть и открыть сеть магазинов. Понятно, что это противоречит закону о том, что бизнес, который не растёт, в конечном счёте умирает. Мы осознаём это и скоро откроем филиал, но не будем использовать сетевой принцип — это будет другой магазин, с иным ассортиментом, названием и другой историей. Мы не хотим быть безликой машиной со стеллажами книг и продавцами. Наша цель — создать место с собственным антуражем, где люди могли бы проводить время, а не просто выполнять покупательскую функцию.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Открывались мы без привлечения сторонних инвестиций, разве что немного заняли у знакомых и родственников, и уже давно всем всё вернули. Изначально рассчитывали на нишевый бизнес, который в нашем мегаполисе не развит. Есть несколько небольших магазинов, но чтобы удовлетворить такую потенциально большую аудиторию, которая есть в Петербурге, их недостаточно. Мы рассчитываем на людей, которые хотят получать высшее образование, или получают его, или уже получили.
Это в основном студенчество?
Не только. У людей в возрасте 35 и старше крепче привычка читать бумажные книги, и у них есть средства.
А как они узнают про магазин? Принято считать, что чем старше аудитория, тем меньше она присутствует в соцсетях.
Как мне кажется, это уже устаревшая информация, что люди среднего и старшего возраста в интернете не присутствуют — все зависит от того, насколько люди вовлечены в культурную жизнь. Те, кто испытывает интерес к литературе, как правило, осваивают интернет для того, чтобы отслеживать события.
Что из ассортимента магазина пользуется высоким спросом?
У нас есть раздел «Научно-популярная литература». Это не наша идея, её ранее пытались воплотить в московском магазине «Циолковский». В издании научно-популярной литературы был провал в постсоветский период. Люди в 90-еувидели очень много книг, которые прежде были им недоступны, и им стало не до научпопа, ведь «наконец-то можно Джойса прочитать».
Сейчас появились хорошие научпоп-переводы, плюс есть неплохие отечественные авторы.
Ещё популярна философия — структурализм, постструктурализм, французские и немецкие авторы, классическая философия. Есть большая подборка, посвященная политическим наукам, которой активно интересуется молодежь.
Большинство читателей чётко делятся на две группы — тех, кто читает нон-фикшн и тех, кто читает художественную литературу.
Получается, электронные книги не убивают книготорговлю, так же как кино в своё время не убило театр?
В целом, я согласен. Но есть нюансы. Сказать, что электронная книга не повлияла на рынок нельзя. Существенно повлияла: многие перестали покупать бумажные книги. Свою роль сыграло и то, что авторское право в России слабо защищено, и люди у нас воспитаны иначе, чем на Западе — им не зазорно пользоваться пиратским контентом. Однако, перефразируя Марка Твена, «слухи о смерти бумажной книги сильно преувеличены». Да, книжная индустрия находится в состоянии кризиса. Тиражи падают, но растёт количество наименований. Но дело здесь даже не в этом, а в том, что люди стали меньше читать. Издателям становится всё труднее. Например, во Франции типографии с каждого станка платят налог, который идёт на развитие книжной индустрии: гранты, оплату переводов и тому подобное. В России ничего такого нет.
У вас довольно крупное сообщество «ВКонтакте» — в несколько раз больше, чем у «Фаланстера», например. Это помогает бизнесу?
Практически только это и помогает. Электронный маркетинг для нас является архиважным методом продвижения и развития. Мы тратим на это много сил — я и моя коллега Люба. Именно это помогает нам развиваться, потому что методы прямой рекламы мы себе позволить не можем, да и для такого нишевого бизнеса, как наш, они малоэффективны. Рабочий день обычно начинается с того, что мы приходим и делаем пост. Вся информация на наших страницах дублируется. Большим открытием для нас стали почти 2000 подписчиков на Tumblr. До того, как мы сделали отдельный сайт, мы вели этот блог, и он набрал аудиторию.
С Tumblr странная история — он мог бы стать заменой ЖЖ, но так и остался игрушкой для дизайнеров и фотографов, которые публикуют там свои работы.
Дело в том, что нам как раз есть что предложить им, у нас много книг по искусству, дизайну и фотографии. Так что, наверное, именно в этом причина популярности блога. ЖЖ, пусть и умирающий, у нас тоже есть, а также страница в Facebook. «ВКонтакте» мы используем сразу и группу, и паблик, и аккаунт. У сети очень удобный интерфейс для того, чтобы публиковать интересую информацию, таким образом постоянно напоминать своим подписчикам о себе и искать свою потенциальную аудиторию.
Ведением страниц в соцсетях занимаетесь вы вдвоём?
Мы здесь всем занимаемся вдвоём. Сами торгуем, сами занимаемся логистикой и продвижением. Есть только ещё один человек, который замещает нас как продавец.
Использовано фото Кати Сахариновой из группы магазина «Все свободны» «ВКонтакте».
Порядок слов
Расскажите об истории развития вашего магазина.
Аня Изакар, соучредитель: В тестовом режиме магазин открылся в сентябре 2009 года, официально — в январе 2010. В тот момент на волне кризиса в Петербурге закрылись практически все книжные, а нам почти случайно предложили взять в аренду помещение, в котором до нас исторически, сменяя друг друга, находились разные книжные магазины. Концепция была очевидна с самого начала: мы хотели сделать не только магазин, но и культурную площадку. Такое место, куда человек, занимающийся самообразованием, может раз 10 в месяц прийти и бесплатно послушать лекцию по философии, искусствоведению или литературоведению, например. Или посмотреть фильм, но не просто, а с комментариями режиссера или киноведа. Ну и купить книжку, конечно.
Возможно ли создать портрет типичного посетителя вашего магазина?
Сейчас возраст нашего покупателя 25–40 лет. Это такой требовательный петербургский интеллектуал средних лет, который точно знает, чего хочет: мол, где у вас тут Майстер Экхарт?
Такой портрет типичного посетителя нам удалось отыскать в группе магазина «ВКонтакте»
Чувствует ли магазин возрастающую конкуренцию со стороны электронных книг? Сейчас же большинство новинок не обязательно выискивать у пиратов — их можно купить легально, и это в несколько раз дешевле, чем покупать бумажную книгу.
Мы торгуем литературой non-fiction гуманитарного направления и малотиражной художественной, поэтому бояться нам нечего: 80% книг нашего ассортимента в электронном виде в ближайшие лет 20 вряд ли появятся. К тому же люди, такие книги читающие, все еще предпочитают бумажный вариант электронному.
Вот, например, «Стрелка» сначала решила издавать книги исключительно в электронном формате, но потом запустила и бумажные тиражи, видимо, поняв, что потеряет какую-то достаточно большую часть заинтересованной читательской аудитории. Все-таки культура «электронного чтения» в России еще не настолько развита.
И потом, рынок бумажных книг, как ни странно, оказывается в состоянии ответить на вызов. Например, в Европе недавно появилась альтернатива ридерам под названием «флипбэк» — маленькая книжечка на специальной сверхтонкой бумаге. Блок держит до тысячи страниц, то есть вмещает два-три романа среднего размера с нормальным шрифтом. Флипбэк умещается в карман и весит меньше, чем ридер.
Следующий вопрос вытекает из предыдущего: можно ли сейчас говорить о кризисе книжной индустрии в России?
Говорить можно не о кризисе, а о серьезных изменениях. С одной стороны, закрываются большие сетевые книжные, потому что у них-то продажи как раз на 20–25% упали, благодаря электронному формату. Но при этом открывается много маленьких специализированных магазинов, которые показывают хорошую динамику роста (только в Петербурге за последние годы 8 открылось).
Если воспринимать книгу не как переплетенные листы бумаги, а как текст культуры, то противоречие вообще снимается. Какая разница, в каком виде сохраняется и передается этот текст, главное, что передается. Недавно мы начали делиться в социальных сетях электронными версиями книг, тиражи которых закончились, посты имели большой успех и массу благодарных откликов.
Поскольку мы любим писать про соцсети и бизнес, давайте обсудим вашу активность в социальных медиа. Помогает ли ведение аккаунтов росту продаж?
Лиза Чукреева, руководитель интернет-направления: Лучше на примерах. Не так давно был случай — проанонсировали полное собрание текстов Александра Вертинского (воспоминания, стихи, интервью, фотографии, афиши). Великолепное подарочное издание, раньше продавалось хорошо, а потом продаваться перестало. Подобрали подходящие картинки, сделали анонс — за пару дней продали все оставшиеся экземпляры.
Аня Изакар: Отдача после анонса — несколько дней: люди целенаправленно приходят за определенной книгой.
В какой соцсети ваша самая активная аудитория?
Лиза Чукреева: Самая активная и большая аудитория — «ВКонтакте».
Аня Изакар: Мне симпатичнее аудитория Facebook. Там «Манифесты и программы итальянского футуризма» лайкают лучше, чем котиков.
Лиза Чукреева: Кстати, у обеих аудиторий есть кое-что общее — это табуированные темы. Опытным путем, например, выяснили, что про Тарковского и Бродского лучше не шутить — народ относится к этому болезненно и сразу начинает отписываться.
Какие мероприятия проводит магазин для своих читателей и какие планирует?
Лиза Чукреева: У нас нет исключительно онлайн-мероприятий, все они так или иначе совмещены с офлайном. Например, долгое время мы совместно с «Теориями и практиками» в Петербурге раз в неделю выбирали книгу и продавали со скидкой 25%, а анонсы публиковали в наших группах. Недавно мы, наконец, стали хозяевами места на Foursquare и на всякий случай запустили акцию для мэров — теперь на всех мероприятиях для главного чиновника «Порядка слов» забронирован стул в первом ряду (что особенно удобно на таких мероприятиях, как, например, встреча с Алексеем Балабановым, когда за час до начала в зале полный аншлаг).
Сколько человек занимается ведением аккаунтов магазина в соцсетях?
Лиза Чукреева: Соцсети мы ведем вдвоем с Аней. Она в основном пишет анонсы на книги, с меня — мероприятия и черная работа вроде постов в тематических группах и разных акций.
Аня Изакар: Плюс взаимопомощь и взаимоцензура.
Ссылки по теме: