Новое предложение Минкультуры: реакция интернет-сообщества
Пиратству в Рунете объявлена бессмысленная и беспощадная война — именно так интернет-сообщество восприняло новую редакцию законопроекта по борьбе с нелицензионным контентом в сети, подготовленную Министерством культуры.
Сейчас в Госдуме действует специальная рабочая группа, которая рассматривает пакет поправок в законодательство, направленных на усложнение жизни сайтам, на которых встречается пиратский контент. Первые такие поправки были рассмотрены в январе 2013 года. Согласно этим изменениям сайты и провайдеры будут обязаны удалять нелицензионный контент по первому требованию правообладателей (т. е. в досудебном порядке). Все эти поправки сохранились и в новой редакции законопроекта.
Согласно документу, штрафы за размещение нелицензионного контента составят 5 тысяч руб. для физ. лиц, 50 тыс. — для должностных лиц и предпринимателей, и 1 млн — для юридических лиц. Кроме того, по мнению чиновников, поисковики обязаны «поднимать» в своей выдаче ссылки с лицензионным контентом, а ссылки на пиратские сайты — наоборот, исключать из индекса.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Поисковые подсказки и выдача известных поисковиков сейчас не слишком хорошо соответствуют требованиям и духу нового законопроекта:
Поисковые подсказки в Яндексе
Поисковая выдача Google
За «неоднократные или грубые нарушения интеллектуальных прав» подобные сайты-нарушители предлагается блокировать. В случае, если пиратский ресурс находится за границей, блокировать его предполагается уже на уровне провайдера.
Кроме того, на заседании рабочей группы Минкультуры предложило внести в 149-ФЗ новое понятие «пользователь файлообменной сети», чтобы и пользователи несли ответственность за размещение неправомерного контента.
Процедура должна выглядеть следующим образом: правообладатель будет направлять запрос оператору связи, в котором будет указан IP-адрес пользователя файлообменной сети, который нарушает авторские или смежные права («раздает» пиратский контент). Затем в течение суток оператор обязан уведомить пользователя о необходимости удаления спорной информации либо заблокировать к ней доступ.
Если пользователь не прислушается к этим требованиям в течение суток, то еще за 12 часов уже сам оператор связи должен блокировать доступ к контенту или удалить его. Причем жалобу правообладатели смогут направлять не только в бумажном виде, но и посредством электронной почты.
При этом за скачивание нелегального контента никакой ответственности законопроект не предусматривает.
Владельцы сайтов же должны будут отслеживать законность размещаемого контента своими силами — сверяясь со специально созданным реестром интеллектуальной собственности, объединяющим все произведения, защищенные авторским правом в России. При этом правообладатели, которые не предоставили в информационную систему данные об объекте авторского права и смежных прав, смогут в полной мере воспользоваться своим правом потребовать удаления незаконно размещенной информации.
По данным Газеты.ру, документ разработан при активном участии правообладателей. По оценке Internet Copyright Management, компании теряют не менее €400 млн в год по вине пиратов.
В комментарии изданию Коммерсант директор нормативно-правового департамента Министерства культуры Наталья Ромашова сообщила о том, что окончательная редакция законопроекта с учетом замечаний будет рассмотрена уже третьего июня на согласительной комиссии при участии представителей Минэкономики, Минобрнауки и рабочей группы. После этого, по ее словам, проект будет направлен на согласование в Минюст и внесен в правительство.
Реакция
Представители интернет-сообщества уже выразили свои сомнения в эффективности работы нового реестра вкупе с возможностью досудебной блокировки контента, который сразу же стал сравниваться с реестром сайтов, содержащих запрещенную информацию о наркотиках, способах самоубийства и т. п. В частности, в пример неэффективности этой системы приводился тот факт, что большое количество сайтов попали в черный список и блокировались по ошибке.
Интернет-пользователи и эксперты крайней негативно оценили законопроект. По их мнению, эта инициатива носит непроработанный характер и не будет эффективно работать, а многие его пункты просто невозможно реализовать на практике.
Распространена и точка зрения, согласно которой пиратский контент столь популярен из-за того, что в условиях Рунета пользователь, решивший легально купить у правообладателя что-либо, практически не имеет такой возможности — ввиду весьма скудного выбора последнего (за исключением, разве что, музыки, которую можно найти в iTunes).
Эксперты критикуют и тот факт, что в новой редакции законопроекта практически отсутствуют какие-либо взаимодействия с пользователями, что просто нелогично, так как именно пользователи и размещают контент в сети. Ответственность ложится на игроков рынка.
Представители «Яндекса» отметили изданию Digit.ru, что впервые увидели новую редакцию законопроекта во вторник и собираются подготовить подробные замечания и возражения.
Первое впечатление — ряд пунктов законопроекта требуют исключения, потому что они просто нереализуемы, например, в поисковых технологиях и при этом способны помешать развитию российской IT-отрасли, — утверждают представители «Яндекса».
Законопроект Минкультуры не отвечает потребностям российского общества и российского бизнеса, а заточен под обеспечение интересов американских медиакорпораций, что не удивительно, так как 85% контента, потребляемого российскими пользователями, принадлежит западным правообладателям, — прокомментировала законопроект Газете.ру координатор комиссии по правовым вопросам РАЭК Ирина Левова в комментарии.
Впоследствии РАЭК опубликовал свою официальную позицию относительно законопроекта, в которой по пунктам перечислены основные претензии и замечания к документу. По итогам анализа эксперты Ассоциации пришли к выводу, что его принятие повлечет за собой «массовый отток российских владельцев сайтов в иностранные юрисдикции, финансовые потери и широкомасштабные нарушения прав законопослушных российских физических и юридических лиц — хостинг-провайдеров, операторов связи и владельцев сайтов».
Представители Mail.Ru Group распространили комментарий руководителя своей юридической службы Антона Мальгинова:
Вряд ли законопроект Министерства культуры можно назвать взвешенным и адекватным. По сути, он вводит внесудебную блокировку любой информации в интернете по заявлению лица, считающего себя правообладателем…. Предложенная редакция закона позволит заблокировать любой контент и любой сайт… Это очень опасный механизм, способный оказать негативное влияние на весь российский интернет в целом, — сказано в тексте заявления.
Любые попытки что-либо блокировать ни в одной стране мира успехом не увенчались, ни в Штатах, ни во Франции, ни где-либо еще. Если посмотреть на отрицательную эффективность реестра запрещенных сайтов для детей, можно предположить, что и с копирайт-блокировками ничего успешного не выйдет, а автор законопроекта получит примерно такую же славу как и госпожа Мизулина, — сказал председатель Пиратской партии Станислав Шакиров в комментарии проекту theRunet.
В вопросе соблюдения авторских прав и предупреждения их нарушения должен быть диалог. Но IT-индустрия на диалог не идет, молчит. Приходится открывать этот диалог самим, с помощью законодательного давления. Мы общаемся с крупными игроками интернет-рынка — Mail.Ru Group, Vkontakte, Yandex, уважаем их и их успехи и хотели бы, чтобы и они уважали наш труд, — возразил критикам в комментарии Газете.ру глава компании СТВ, член ассоциации кинопродюсеров и телевещателей, Сергей Сельянов.
Депутат «Единой России» Роберт Шлегель, который является одним из участников рабочей группы по законопроекту, согласился с критиками в том, что документ требует доработки, однако подчеркнул, что решение проблемы пиратства давно назрело и откладывать его больше невозможно.
Очевидно, что все, кто производит контент, нуждаются в получении прибыли вне зависимости, распространяется ли она оффлайн или онлайн, это вопрос выживания отрасли. С другой стороны, закон, который будет принят в итоге, будет сбалансированным и будет учитывать не только интересы правообладателей. Это вопрос здравого смысла и публичной работы, — пообещал Шлегель в сообщении Газете.ру.
Основатель ресурса Хабрахабр Денис Крючков отметил Cossa.ru, что, если законопроект будет принят, то это может повлечь за собой проблемы для ресурсов, на которых контент генерируется пользователями (такая модель используется на Хабрахабре).
За ссылки на „запрещенную“ литературу к нам уже приходили и даже грозились внести в реестр запрещенных сайтов. Я думаю, в случае принятия этого закона, за размещенные нашими пользователями ссылки на другой „запрещенный“ контент к нам запросто могут пожаловать опять и потребовать принять меры. Впрочем, это происходит довольно редко, все-таки у нас в основном обсуждают программирование и технологии. В целом, на мой взгляд, к инициативам заседающих в нынешней Думе законодателей в основном стоит относиться с юмором и сожалением, — сказал Крючков.
Примечательно, что буквально за пару дней до нового витка истории с законопроектом о противодействии пиратскому контенту в Рунете, председатель совета директоров Google Эрик Шмидт во время своей речи на Hay Festival сказал, что поисковый гигант не намерен удалять из выдачи экстремистские материалы, сообщила Telegraph. Это заявление прозвучало в ответ на призыв британского парламентария Пола Флинна (Paul Flynn) убрать из выдачи Google ссылки на сайты исламистской организации «Аль-Шабаб» и подобных террористических группировок.
Это скользкая дорожка. Где мы остановимся? — задался вопросом Шмидт.
Впрочем, вероятность того, что мнение Эрика Шмидта о свободе и демократии разделяют российские законотворцы, не слишком велика. Так что всем нам предстоит ожидать новых интересных и, скорее всего, печальных историй.
Ссылки по теме:
Законопроект против поиска в интернете (Slideshare)
Газета.ru
Коммерсантъ
Digit
Habrahabr
РАЭК
The Telegraph
Источник картинки на тизере: carbonated.tv
Во-первых нужно прекратить запрещать. Запретный плод сладок а значит работой себя обеспечат только суды, прокуратура, то есть все те ненаеды которым и так уже достаточно нанесли. Естесственно поддерживает это любой парламент, потому как - это их доля тоже
А что если не запрещать контент, а разрешать ?
Исключительно разрешать ?
Давно пора такие формулировки вводить в законы, чтобы пользователи осознавали что конкретно можно. И законов меньше будет, и они станут намного понятней, а все остальное что не подпадает под разрешающие понятия - считать наказуемым.
Отсюда легко заметить, как непросто будет самим законотворцам разрешать себе выполнять свою роль - урегулировать все и вся. Ведь привычка запрещать - доводит до абсурда.