Рынок купонных сервисов: угасание или процветание?
В отношении будущего купонного рынка эксперты разделились: одни считают, что сервисы будут развиваться, потому как желание легкой наживы — одно из базовых в мире бесконечного потребления. Другие уверены, что «бизнес лохотронов» придет к концу, и говорят о пузыре, который только раздувают купонаторы. Вместе с тем, сами представители сервисов мыслят позитивно.
Аналитики оценили IPO Groupon в 2011 году как успешное, и оно стало крупнейшим после Google и, теперь уже, Zynga (см. «Zynga провела успешное IPO»). О рынке электронной коммерции ходят легенды — говорят, в следующем году он вырастет на 30%. На конференции RIW директор по развитию Biglion (входит в
Что дальше?
Главная четверка купонщиков прогнозирует, что выживут сильнейшие: два игрока будут делить 70–80% рынка, 5 игроков — 15%, а остальные исчезнут. Как сообщила
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На том же
Олег Савцов из Biglion рассказал, что на сайте ежедневно выходит более 160 предложений.
Каждая акция предполагает свои условия с партнерами, в зависимости от того, какой товар/услугу мы предлагаем аудитории. Размер комиссии у Biglion в среднем 50%. Компании преследуют простые и понятные
Обычно комиссия купонного сервиса составляет от 30 до 50% с каждой акции. Комментирует коммерческий директор и один из основателей компании Groupon Иван Владимиров: Единого стандарта по размеру партнерского вознаграждения и предлагаемой скидки нет, поскольку у различных услуг и товаров различная маржинальность и конверсия по повторным обращениям. В целом, результаты зависят от качества акций, поэтому партнеры заинтересованы в создании действительно интересного предложения.
Groupon предлагает около 100 акций в день, срок их размещения от 1 дня до недели в зависимости от сегмента. По словам сотрудника сервиса, обычно
KupiKupon.ru может предлагать от 10 до 50 акций в день в одном городе (всего присутствует в семи городах). Гендиректор сервиса Комил Рузаев рассказал о том, что конверсия по купонам колеблется от 1 до 10% — такой разброс зависит от того, насколько предложение интересно.
Бренды в большинстве своем рассматривают сервисы не как возможность продажи, а как маркетинговый инструмент — посещаемость ресурсов сегодня может достигать несколько сотен тысяч человек ежедневно. Вместе с тем, Зоя Пинская вспоминает случай, когда небольшой салон красоты провел акцию «по купонам» и за счет нее открыл несколько отделений — купонов купили так много, что салону пришлось очень быстро расширяться. Если говорить о себестоимости, то, конечно, предложение маникюра со скидкой в 50% и телевизора с такой же скидкой — несравнимые акции, у товаров и услуг разная маржинальность.
Сервисы работают по одинаковой схеме и возможностей предложить
Biglion известен своими яркими акциями. В начале 2011 года сервис запустил акцию «Автомобиль со скидкой 70%», где компания продала авто трем участникам, которых определила лотерея (см. «Купон на автомобиль. Biglion продвигает себя крупными скидками на Ford Focus»). Cossa.ru связалась с одним из победителей — Виталием Корниловым из Барнаула. Он подтвердил, что автомобиль обошелся ему в 160–170 тыс. рублей вместо реальной стоимости Ford 549 тыс. рублей, перелет в Москву стоил 15 тысяч, и еще 10–12 тысяч — обратная поездка домой на собственном авто.
Летом Biglion запустил акцию «Квартира в твоем городе со скидкой 90%», билборды висели по всей Москве, но скоро такие амбициозные акции стали обыденным делом купонным сервисов.
В середине ноября КупиКупон запустил акцию «Дом у моря». Приз — вилла на берегу моря в европейской стране со скидкой 99% за 10 тыс. рублей. Для участия в течение месяца пользователи должны покупать как можно больше товаров и услуг со скидками от 50% до 90% и накапливать баллы.
Сотрудник Groupon по поводу собственной акции «Земельный участок в поселке Высокое» за 96 000 руб. сообщил, что подобные акции проводят тогда, когда товар или услуга в данный период не пользуется спросом, поэтому выставление максимальной скидки на участок — единственный способ его продать.
Такие нереальные акции усилили и без того существовавшее противостояние блогеров купонным сервисам. Они, как борцы за справедливость, проливающие свет на тьму, всегда начеку — сообщения о подозреваемых или уже реализованных «лохотронах» моментально попадают в СМИ.
Одна из нашумевших историй — продажа iPhone 4S на BigBuzzy за 19,9 тыс. рублей (см. «Лихорадка iPhone 4S в среде купонных сервисов»). Сервису удалось продать 7 тыс. купонов. Смартфоны покупатели так и не увидели. Справедливости ради, заметим, что компания предложила вернуть деньги или подождать еще месяц — до 20 декабря, когда телефоны появятся в продаже. Вчера специалист клиентской службы BigBuzzy сообщил Cossa.ru о том, что 500 человек уже получили свои телефоны, все остальные получат их позже, но точные сроки неизвестны.
Другой громкой историей стала акция Groupon на покупку с огромной скидкой
У нас такой китайский пылесос просто не может появиться, потому что у него нет сертификата. Если это
В
Основной вопрос, которым задаются бренды — вернется ли обратно человек, купивший по купону, чтобы купить за полную стоимость? По данным исследования Университета Райса, в котором приняло участие почти 500 американских компаний, возвращаются только 19.9%. Продвижение через сервисы групповых скидок принесло прибыль 55.5% предприятий, 17.9% не получили прибыли, но ничего и не потеряли, а 26.6% компаний понесли убытки. Как правило, люди открывают для себя конкретные продукты и услуги (зачастую просто просматривая страницы сервисов в надежде увидеть
Представители купонных сервисов, в свою очередь, хотят видеть себя в роли направляющего, а задача компаний — сохранить людей и вовремя превратить их лояльных клиентов.
Маркетологи, которые использовали сервисы, настроены не очень оптимистично: После того как человек один раз пришел со скидкой, вероятность, что он вернется снова уже за полную стоимость, очень мала, — отмечает Александр Беганов из «
Перед открытием парка на Фили мы запустили акцию сначала на сервисах первого эшелона на неделю, затем на сервисах третьего эшелона. Сервисы второго эшелона запрашивали слишком большой процент за комиссию, поэтому сотрудничать с ними не стали. Купонные сервисы выбирали по основным показателям сайта: посещаемость, количество зарегистрированных пользователей. Стоимостью в 350 рублей распространялся абонемент на посещение
Коммерческий директор «Travel cafe» Кирилл Пшинник рассказал, что первую совместную акцию с купонными сервисами компания провела в феврале, и продолжает сотрудничать:
Основной критерий выбора купонного сервиса — это клиентская база. Чем больше клиентская база, тем больше людей увидят наше предложение, и воспользуется скидкой. Второй важный критерий — это отношение сервиса к клиентам. Есть сервисы, которые не отвечают на телефон горячей линии и не возвращают деньги клиентам за купленные купоны, в случае, если услуга не оказана.
Директор по рекламе и маркетингу сети
Для этого канала существуют разработанные пакеты услуг и заранее определена периодичность выхода. Точный процент возврата сказать не могу, так как не ставили для себя цель его отследить.
Многие эксперты считают, что «купонная лихородка» — временное явление и переход к
Геолокационные сервисы позволят предложить потребителям купоны на скидку в месте их нахождения в соответствии с интересами. Например, если я пью кофе в кафе, мне будет кстати скидка на десерт, или при поиске заведения для обеда я скорее выберу кафе, где будет скидка на обеденное меню. Элементы программы лояльности можно использовать в мотивировании пользователей собирать баллы, делая покупки у
В любом случае, интерес к чему-либо не может быть вечным. Говорить о купонных сервисах уже надоело — если раньше «квартира со скидкой 90%» вызывала хотя бы желание разобраться в реальности предложения, то теперь такие акции стали привычным делом. По словам Пинской, для некоторых людей купонный рынок создал новый стиль жизни — они просматривают сервисы каждый день, строят планы на выходные, открывают для себя то, чем бы раньше и не подумали воспользоваться. Пока есть такие люди и бренды, которые ощущают маркетинговую пользу от участия в акциях, купонный рынок будет развиваться.
Авторы: Настя Черникова, Анна Ильина