Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Чего хочет бизнес от IT-продукта и что ему действительно нужно?

"Если бы я давал покупателям то, что они хотят, они бы ездили на лошадях"
Генри Форд
Получая от клиентов запросы на новый функционал, мы не бросаемся со всех ног его реализовывать. И это не потому, что мы не уважаем желания наших клиентов или думаем, что это не так важно. Просто мы постоянно помним высказывание знаменитого Генри Форда, приведенное в эпиграфе к статье.
К сожалению, так было не всегда. Когда CrocoTime делал свои первые шаги на рынке систем мониторинга, мы были уверены, что ориентация на желания клиентов – путь к успеху. Мы беседовали с ключевыми клиентами, получали обратную связь и пожелания по развитию программы. Пожеланий было много, и мы старались удовлетворить большинство.

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.
Представьте наше удивление, когда через пару месяцев работы, компании, запросившие новый функционал сообщали, что совсем им не пользуются. Это был первый “звоночек” для нас: мы стали пристальнее и внимательнее подходить к вопросам внедрения новых функций.
Ориентированность на клиента или на продукт?
Любая компания, так или иначе, ориентируется на своих клиентов. Однако, называть все компании клиент-ориентированными – значит ставить под вопрос саму необходимость этого понятия. Также любая компания заботится о продукте, который производит. Но можно ли назвать все компании продукт-ориентированными?
Развивая CrocoTime, мы на опыте сформировали собственное представление о клиент-ориентированности и продукт-ориентированности. Все компании заботятся о клиентах и продукте, однако, в развитии некоторые склоняются к пути “спрашиваем клиента, чего он хочет”, а некоторые выбирают вариант “даем клиенту лучшее, что можем придумать”. Т.е. клиент-ориентированная компания больше ориентируется на желание клиента, а продукт-ориентированная, на собственную точку зрения, каким образом лучше удовлетворить потребности клиентов. И, если начиная свой путь, мы стремились быть клиент-ориентированной компанией, то получив опыт, решили склониться к пути ориентации на продукт, естественно, не забывая об обратной связи от клиентов.
К этому решению нас подвели сами клиенты.
За что боролись?..
Запросы компаний-клиентов CrocoTime всегда отличались разнообразием. Мы решили систематизировать их, разделив на то, что клиенты просили, и на то, что появилось в системе и оказалось впоследствии полезным инструментарием. Сравнив запросы клиентов и внедренный функционал, можно понять, что ориентация на продукт – не худшее решение руководства CrocoTime.
Что просили:
1. Учет частоты нажатия клавиш, кликов мышью и скроллинга
Этот функционал запросил один из клиентов, сравнивая учет времени CrocoTime с одной из опробованных систем контроля. Мы попытались понять, как анализировать собранные данные, что может дать такой анализ и какие показатели брать за отправную точку. Ответа ни мы, ни клиент для себя не нашли. Запрос “в работу” не пошел.
2. Скриншоты экранов
Снимки экранов – довольно распространенная практика среди программ контроля рабочего времени, программ-шпионов и некоторых DLP-систем. Автоматизировать анализ скиншотов экранов не представляется возможным, для анализа необходим целый штат сотрудников. Кроме того, в такой аналитике будет силен “человеческий фактор” и доверять ей будет сложно. Ради такого неоднозначного показателя команда CrocoTime не сочла возможным жертвовать максимальной автоматизацией процессов в системе.
Снимки экранов могут нарушать права сотрудников на тайну переписки. Такой функционал налагает на руководителя организации определенные обязательства: сообщить работнику о контроле, получить его письменное согласие на подобный контроль, прописать использование программы учета рабочего времени в организационных документах, трудовых договорах работников. Быстро и, не отвлекая работников, установить систему контроля будет невозможно.
Кроме прочего, скриншоты тормозят ПК сотрудников, поэтому работники будут раздражаться из-за постоянно “виснущих” компьютеров. Такие доводы убедили большинство наших клиентов в том, что скриншоты экранов неинформативны, нарушают права работников и, вместо пользы, станут только демотивирующим фактором в организации.
3. Учет “оффлайн-активности”
Некоторые программы учета рабочего времени предлагают контролировать некомпьютерное время сотрудников через специальные формы, в которых работник должен отмечать, что он делал во время отсутствия за ПК.
Еще на этапе разработки пилотной версии системы учета рабочего времени, команда CrocoTime пришла к единому мнению по поводу контроля некомпьютерного времени и сформулировала основные доводы “против”:
– Заполнение форм снижает производительность труда работника (он отвлекается, тратит гораздо больше времени на задачи), раздражает и демотивирует его (постоянное напоминание о контроле/недоверии – не лучшая система мотивации).
– Учет оффлайн-активности не дает объективной статистики. Все процессы автоматизированной системы учета рабочего времени требуют минимум действий от администратора и статистика не зависит от человеческого фактора. Учет оффлайн-активности с помощью заполнения форм, не дает гарантии, что все сотрудники будут честно заполнять формы и откровенно “рассказывать” о прогулах и опозданиях. Работники могут просто не устоять перед искушением “прикрыть” собственные провинности. В итоге, достоверность данных всей системы будет под вопросом.
4. Единый отчет по всем видам показателей
Это тоже довольно распространенная заявка от клиентов, которую мы отказываемся выполнять. Для того чтобы убедить клиентов в бесполезности такого отчета, мы приводим простую аналогию:
Сделать единый отчет – все равно, что сделать машину, которая одновременно будет самолетом, пароходом, подводной лодкой и космическим кораблем. В итоге, она не сможет хорошо делать ни первого, ни второго, ни третьего. Но, возможно, будет выглядеть красиво и круто. Вам нужна такая машина?
Что оказалось нужно:
1. Время прихода и ухода, опоздания
Тем клиентам, у которых нет пропускной системы в офис или бизнес-центр, сложно следить за опозданиями и ранними уходами работников. Система учета рабочего времени отмечает время включения ПК сотрудника. Для тех работников, деятельность которых связана непосредственно с компьютером, время прихода и время включения ПК – совпадают. Поэтому, реализация такого функционала, оказалось логична и проста.
2. Иерархия
Еще на первых этапах развития, мы поняли, что производительность системы позволяет CrocoTime стабильно, не теряя скорости, поддерживать мониторинг 10 000 сотрудников. Однако, при таком большом количестве сотрудников, возникает проблема: просматривать статистику по списку сотрудников оказалось крайне неудобно. Мы поняли, что система должна поддерживать структуру организации, т.е. распределять сотрудников по филиалам, подразделениям и отделам. Кроме того, мы предусмотрели статистику продуктивного и непродуктивного времени не только по сотрудникам, но и по отделам, чтобы высшее руководство видело, где проблемы и принимало меры по их решению.
3. Мониторинг документов, с которыми работает сотрудник
Сегодня CrocoTime позволяет видеть не только сайты, с которыми работал сотрудник, но и конкретные страницы, на которых он проводил время. С программами (например, Microsoft Office, пакетом Adobe и проч.) показывается только время, но детализации до конкретных документов пока нет. Клиенты запросили такую возможность, чтобы иметь полную информацию, в случае возникновения спорных ситуаций. Реализация этого функционала поставлена в план.
4. Задание индивидуальных графиков
В системе существует возможность задания регламента: во сколько работник того или иного отдела должен появиться на работе, в какое время у него обед, во сколько он должен уходить. Однако возможности обозначать отгулы, больничные или плановый отпуск, до запроса клиентов не существовало. Сейчас этот функционал реализуется.
5. Оповещения о нарушениях
Клиенты часто говорили, что им хотелось бы более своевременно реагировать на нарушения регламента. Но отсматривать отчеты системы постоянно – значит уделять меньше внимания другим служебным обязанностям. Для них мы предусмотрели e-mail-оповещения о непродуктивном времени, опозданиях и прогулах сотрудников.
К чему пришли?
В бизнесе редко встретишь чистую продукт-ориентированность или клиент- ориентированность. Чаще это что-то среднее между этими подходами.
Ориентированность на клиентов, первоклассный сервис, техподдержка и блистательные обновления программы – это прекрасно и необходимо. Но! Руководителю компании-разработчика нужно всегда помнить, что стратегия развития продукта – это его задача, а не трех-четырех ключевых клиентов. Ориентируясь на запросы ключевых клиентов, вы рискуете потерять вектор развития и сделать продукт, который подходит только им, а другим организациям станет неинтересен.