Сергей Плуготаренко: «Сегодня ситуация изменилась и отрасль осознала необходимость диалога с властью». Читайте на Cossa.ru

27 января 2012, 12:00

Сергей Плуготаренко: «Сегодня ситуация изменилась и отрасль осознала необходимость диалога с властью»

Cossa.ru публикует интервью с директором Российской Ассоциацией Электронных Коммуникаций (РАЭК).
Сергей Плуготаренко: «Сегодня ситуация изменилась и отрасль осознала необходимость диалога с властью»

Как происходит взаимодействие РАЭК с властью?

Мы ведем диалог с госструктурами от имени российского интернет-бизнеса, предоставляем экспертизу и участвуем в разработке любых законопроектов, так или иначе затрагивающих Рунет, принимаем экспертное участие в заседаниях Госдумы, Общественной палаты и других встречах по отраслевым вопросам. РАЭК занимается исследованиями и аналитикой по актуальным проблемам отрасли, представляет их в России и за рубежом.

При организации созданы шесть комиссий (по правовым вопросам, по информационной безопасности и киберпреступности, по веб-разработке, по электронной коммерции, по образованию и кадрам и Комиссия хостинг-провайдеров и регистраторов), которые занимаются анализом рынка, выработкой конкретных предложений по его развитию, взаимодействием с государством и обществом по исследуемым вопросам.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

РАЭК проводит ряд конференций и форумов, которые служат, в то числе, площадкой для диалога между государством и отраслью.

Как, по Вашему мнению, общественные организации могут принимать участие в работе над отраслевыми вопросами?

В данном случае, на примере РАЭК я могу выделить несколько направлений, в которых необходимо вести работу.

Во-первых, Ассоциация должна служить своего рода интерфейсом между участниками процессов выработки правил, стандартов и законов, а именно между государством, обществом и бизнесом.

Во-вторых, она берет на себя функции гослоббирования, это можно назвать governmentrelations. Мы принимаем активное участие в обсуждении и экспертизе всех законодательных инициатив, что гарантирует позитивное влияние новых законопроектов на Рунет в случае принятия выдвинутых Ассоциацией поправок. При этом мнение о той или иной инициативе составляется не некими отдельно взятыми экспертами, а подавляющим большинством рунетчиков. Важнейшие шаги в развитии отрасли обсуждаются профессиональным сообществом в ходе конференций и форумов. По самым важным и значимым поводам проводятся PR-мероприятия, т. е. пресс-конференции, посредством которых мы ставим в известность всех заинтересованных граждан.

Насколько необходимо взаимодействие бизнеса и государства и насколько легко представители власти идут на уступки?

В период становления и развития интернет-отрасли бизнес предпочитал сводить к минимуму взаимодействие с госструктурами. Любой интерес государства к развитию технологий и бизнес-процессов вызывал достаточно болезненную реакцию. Сегодня ситуация изменилась, и отрасль осознала необходимость диалога с властью. Особенно радует то, что это вполне обоюдный процесс, и государственные структуры также прислушиваются к отраслевой позиции.

Все же картина еще далека от идеала. С одной стороны, в последнее время мы наблюдаем появление достаточно большого количества государственных инициатив по регулированию отдельных отраслей интернета (авторское право, инфобезопасность, интернет-СМИ и т. д.) — и не всегда отрасль оценивает их как позитивные. С другой стороны, Рунету недостает положительных примеров саморегулирования, хотя это самая оптимальная возможность избежать избыточного давления извне.

Cейчас мы, рунетчики, «повзрослели», и готовы поддерживать любые цивилизованные пути развития интернета и его сегментов, не нарушающих законодательство. При этом не стоит забывать, что Интернет — явление глобальное, а значит, требуется усилить международное сотрудничество по выработке правил для его управления, по систематизации законодательств разных стран и по разработке отраслевых стандартов в различных сегментах рынка (электронная коммерция, рекламные технологии, веб-разработка, протоколы обмена данными, кибербезопасность, домены и так далее).

Кстати, о безопасности в Сети. Отрасль не одобряет цензуру в интернете, но ведь мы продолжаем видеть инициативы на высшем уровне, которые встречают сопротивление.

Да, отрасль относится к таким предложениямрезко негативно. Любые движения в эту сторону в Интернете тут же стараются пресечь. РАЭК часто разрабатывает заключения и рекомендации по подобным вопросам, и мы можем сказать, что к отрасли действительно прислушиваются.

Что касается SOPA, то позицию по этому вопросу великолепно сформулировал как раз представитель государства — я говорю о заявлении Игоря Щёголева, министра связи и массовых коммуникаций, который подчеркнул невозможность регулирования правовых отношений по предлагаемому SOPA сценарию.

О пресловутом «антипиратском акте» говорили очень много, я резюмирую главное: этот законопроект нарушает базовые принципы функционирования интернета и отсутствия в нем цензуры. Ну и разумеется, стоит еще раз упомянуть о необходимости развития международного сотрудничества в вопросах регулирования этой сферы.

C чем, по-Вашему, Рунет вошел в 2012 год и каковы основные итоги 2011 года?

В прошлом году мы составили Топ-10, в который вошли основные итоги развития Рунета. Вот этот список:

1. Россия в течение месяца удерживала лидирующую позицию по количеству интернет-пользователей среди европейских стран. Согласно данным comScore, аудитория Рунета за сентябрь 2011 года составила 50,8 млн человек. По данным фонда «Общественное мнение», ежемесячно интернетом пользуется 60 млн россиян.

2. По результатам IPO «Яндекс» в мае, российская интернет-компания стала самой дорогой в Европе. После выхода «Яндекса» и Mail.ru Group на биржу, инвесторы обратили пристальное внимание на российский интернет-рынок— один из самых крупных и быстрорастущих в Европе.

3. Россия лидирует по темпам роста рынка интернет-рекламы среди европейских стран. Потенциал российского рынка привлек внимание мировой общественности и обсуждался на многих международных интернет-конференциях. Сегмент интернет-рекламы в России лидирует по темпам роста и на сегодняшний день по расходам рекламодателей уступает только ТВ. По мнению экспертов рынка, в ближайшие годы российский рынок интернет-рекламы сохранит высокие темпы роста.

4. Россия находится на пороге стремительного роста мобильного интернета. Количество пользователей мобильного интернета в Москве и Санкт-Петербурге за минувший год удвоилось по данным TNS. По данным ФОМ за август 2011 года, мобильная аудитория Рунета достигла 21 млн человек.

5. Продажи смартфонов в России растут быстрыми темпами. Доля мобильных устройств с расширенным функционалом (смартфонов, КПК, планшетов) в августе 2011 года, по данным ФОМ, составила 11%. По данным TNS, проникновение смартфонов среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга достигло 22%.

6. Количество подключений по беспроводным технологиям в 2011 году увеличилось на 44%. Наибольшее распространение модемы беспроводной связи получили в селах и небольших городах, где возможность подключения высокоскоростного проводного интернета зачастую отсутствует.

7. Президент Медведев предложил изменить механизм регулирования авторских прав в Сети и провести «декриминализацию» сложившегося поведения пользователей. Таким образом, проблема законодательной регуляции Сети нашла свое отражение на международном уровне.

8.  Для четверти россиян интернет является основным источником информации. Самая популярная активность в Рунете после поиска информации — общение в социальных сетях.

9. Объем российского рынка интернет-торговли, по оценкам экспертов, в 2011 году составит около 350 млрд. рублей. На сегодняшний день более половины российских интернет-пользователей оплачивают товары и услуги в интернете, по данным компании DataInsight.

10. По прошествии одного года существования нового кириллического домена . РФ (ноябрь 2011 года) — стало понятным, что старт прошел успешно — новый домен набрал почти миллион регистраций.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is