Лучшее из «Песочницы»: интервью с Алексеем Венедиктовым
В этом месяце в нашей UGC-рубрике — разговор с главным редактором радио «Эхо Москвы» о том, как должно выглядеть современное диджитал-СМИ.
Выступая на Baltic PR Weekend, вы сказали, что медиа проспали цифровую революцию. Что это значит?
Мы проспали даже не одну, а две цифровых революции. Первая — это интернет, вторая — соцсети. Проблема с новой революцией в том, что это не вопрос смены носителя, как многие думают: мол, была газета, потом сайт, теперь соцсети. Речь о том, что меняется природа потребителя, то есть человека, к которому мы обращаемся. Это возникновение другого потребителя. Думать об этом как о простом суммировании площадок — ошибка, которая нам всем дорого будет стоит.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Я дважды этим летом был в Штатах и поеду еще. Встречался там с Washington Post, с их газетной и цифровой редакцией, был в The Huffington Post. Как человек дикий и совершенно необразованный в этом плане, я постоянно ищу людей, которые могли бы меня образовывать. За последний месяц я дважды встречался с Павлом Дуровым, который рассказывал мне, как он видит мир, а недавно встречался с Аркадием Воложем, основателем «Яндекса». Это мои бесценные и бесплатные консультанты, потому что я действительно многого не понимаю: в отличие от своих сотрудников, я не родился с айфоном в руке.
В Washington Post мы встречались с руководством диджитал-подразделения, и нам было прямо сказано, что они не понимают, куда идут, но вкладываются в цифру, видя, что газеты будут отмирать. Возможно, через 10 лет тираж газеты составит 3000 экземпляров для тех, кто еще захочет пошелестеть бумагой. В интернете другое потребление, и у них есть отдельная редакция, которая переделывает газетные статьи для веба. А есть отдельная SMM-редакция, которая переделывает этот контент под соцсети. Они поймали это: две революции, три редакции. С Павлом Дуровым мы говорили о мессенджерах. Он подсадил меня на Telegram и до сих пор консультирует, за что я ему очень признателен, и конечно, я перетащил туда всех своих друзей. После Telegram SMS для меня умер. Так вот, Дуров говорит: «Обратите внимание, Алексей Алексеевич, вы все время говорите об информации, а надо говорить о коммуникации». Как это соединить и каким будет инструмент, который решит эту задачу, я не знаю.То есть дело не в том, что человек выступает в разных ролях, взаимодействуя с разными каналами, а в том, что появился новый тип человека?
Конечно! Дело даже не в смене поколений, а в образе жизни. Люди стали жить по-другому, у них стало больше свободного времени, оно высвободилось на другие дела. Кроме того, как мне говорят мои молодые друзья-нейрофизиологи, 5 тысяч лет мозг был настроен на сбор информации: для поиска пищи и принятия решений, — а сейчас важен не сбор, а отбор. Мозг перестраивается: не надо искать, надо отбирать. И это меняет человеческую природу.
Поэтому очень важно понять, куда это нас приведет, как оседлать и использовать волну. Если кто-то думает, что я озабочен тем, кто будет следующим президентом или какую новую передачу о спорте сделать… Я, конечно, этим озабочен, но мне гораздо интереснее опередить других в том, чтобы поймать новую волну. Так же как мы опередили их, создав первый сайт медиа и превратив его в самостоятельное СМИ. А теперь я хочу наверстать два упущенных года соцсетей. Я постоянно наблюдаю за ними и думаю, что у них украсть.
У всех удачливых медиа есть два пути. Есть медиа с большим запасом прочности, которые просто прирастают новыми средствами доставки. Как мне сказал Михаил Юрьевич Лесин, «Интернет — это же почта». И понимание интернета как почты примитивно, но правильно. Успешные медиа смотрят на него как на канал доставки и упускают критичные перемены, потому что относятся к этому как к эволюции.
Но есть также те, кто поймал эти перемены — возможно, случайно. Они маргинальны и порой сами не понимают, как это работает. Они действуют на слишком маленькой выборке, чтобы делать большие выводы.
Buzzfeed?
В том числе. Когда возникли первые медиа, исключительно интернетовские — Huffington Post на Западе или «Лента» и «Газета.RU» здесь, — это воспринималось как новация на фоне тех, кого тогда называли традиционными медиа. «Эхо» было тогда традиционным медиа. Теперь уже эти издания, от Huffington Post до «Ленты», стали традиционными медиа. Следующий скачок — это Buzzfeed и иные. Мы наблюдаем за ними. Это пока только начало, и многое из того, что они делают, к нам пока не применимо. Но задача в том, чтобы думать, где это можно применить, где рвануть вперед и проломить стену, которую мы сами и создали, строя традиционные интернет-порталы.
У меня был удивительный разговор с Аркадием Воложем, которого я спросил, что на его взгляд станет следующей революцией: не в интернете, а в мире. И он ответил: «Автомобили — самодвижущая повозка с чипом, окруженная сенсорным кузовом». Такой автомобиль уже есть у Google. Это разговор об искусственном интеллекте, когда машина сама тормозит, если перед ней перебегает дорогу черная кошка. Люди думают, что это эволюция. Нет! Искусственный интеллект — это революция. Потому что он вступит с человечеством в конкуренцию (слава богу, не при моей жизни). И это изменит жизнь человека, потому что человек передоверит ему массу крайне важных функций.
Расширим историю про искусственный интеллект в автомобиле на сферу медиа. Получается, сначала пользователи украли у медиа функции создавать, агрегировать, обсуждать и транслировать контент, а теперь у пользователя эту функцию заберет машина? Искусственный интеллект будет сам создать контент, упаковывать, транслировать. Что тогда будут делать СМИ?
Слово «СМИ» устарело. Человек, у которого миллион фолловеров, сам выполняет функцию СМИ. Он собирает и распространяет информацию, мнения — свои или чужие — развлекает, просвещает. Чем он отличается от СМИ? Человек, который каждый час постит погоду в Челябинске и на которого подписано 200 человек — средство массовой информации о погоде в городе Челябинск.
Все, у кого есть аккаунты в соцсетях, не в юридическом смысле, но СМИ. Два года тому назад, читая лекции в провинциальных университетах, я спрашивал, у кого есть аккаунты в соцсетях, отвечали около трети. Сейчас 100%. Мир изменился.
Как привлечь это молодое поколение?
«Эхо» должно стать модным. А модно сейчас производство собственного контента. Значит, «Эхо», должно предоставлять возможность пользователям этот контент создавать. Мы должны выделить площадку под огород, где пользователи сами будут сажать и выращивать то, что захотят. Как это будет, какие люди туда придут, что они будут сажать, что там будет расти и будет ли климат для этого — другой вопрос. И второе, «Эхо» должно стать снова площадкой для коммуникации. Радио было площадкой для коммуникации, сайт — отчасти тоже, но соцсети — это специальная коммуникативная история, там нужны специальные решения.
Что посоветуете молодым российским проектам?
Все очень просто — запускайтесь! Важно понять, что никто не знает, какие направления перспективные, а какие — тупиковые. Я внимательно смотрел встречу Путина с молодыми стартаперами, и это катастрофа. Эти люди пришли на встречу с президентом, чтобы рассказать ему про свой проект и попросить инвестиции. Окей, там есть толковые идеи, но все это основано на том, что уже давно существует. Это не вперед, это на месте. Это 2010-е годы 21 века, но никак не 2015–2020.
Что делать тем, кто запускает сейчас новый медиапроект?
Делать медиапроект. Понимать спрос и пытаться заработать на нем, так, чтобы была возможность его развивать.
Антикризисный совет дадите?
Рынок цифровых медиа очень волатильный. Значит, все равно сначала придется вкладываться.
Ссылка по теме: Лучшее из «Песочницы» (все выпуски)