Павел Мунтян — директор студии ToonBox. Читайте на Cossa.ru

31 июля 2012, 13:00
4

Павел Мунтян — директор студии ToonBox

The Pitch — совместный проект digital агентства Pichesky и Cossa.ru, который ставит себе целью выяснить, кто, как и зачем делает все, чтобы реклама с каждым днем так искусно становилась частью нас. В этом выпуске — интервью с директором российской студии анимации ToonBox.

Автор: pichesky

С 2003 года Павел Мунтян является автором и руководителем единственного в российском сегменте сети интернет-проекта, посвященного альтернативной и концептуальной мультипликации «KOMS.ru», и семейного анимационного портала «Мультиков.нет». С 2008 года совместно с художником Владимиром Понамаревым основывает анимационную студию ToonBox.

Павел Мунтян

Автор: ToonBox

Почему мультипликация?

Мечты любого человека должны сбываться. Мечта заниматься именно мультиками жила во мне долгие годы и не покидала никогда, сколько я себя помню. Считаю ее воплощение одним из важнейших событий своей жизни, стоящим в одном ряду с рождением сына и с первым сексуальным опытом. Отучившись в институте на бюрократа, а в аспирантуре на психолога, я все равно пришел к тому делу, к которому всегда звало меня сердце. Профессиональное счастье — это не выполнение какой-то фантастически сложной задачи, а осознание своего дела и посвящение себя ему.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Павел, а расскажите о том, как появился ToonBox.

С моим партнером, Володей Пономаревым, меня познакомил наш общий друг, руководитель и организатор крупнейшего в России фестиваля комиксов «КомМиссия» — Хихус. Я давно занимался анимацией в качестве хобби, вел проект KOMS, купил портал Multikov.net, представлял интересы разных студий на рынке, занимался продажей бренда «Масяня», а тут образовался заказ, который хотелось сделать самому, но без команды это было просто невозможно. Когда мы познакомились с Володей, я понял, что смогу долго и эффективно сотрудничать с этим человеком. Чтобы переманить его, пришлось серьезно торговаться, и в итоге мы остановились на паритетных отношениях и равных долях. У меня было преимущество в принятии решений, так называемая «золотая акция», но этим правом я ни разу не пользовался, а теперь уже уверен, что и не воспользуюсь, потому что в течние нескольких лет работы мы всегда находили компромиссные решения, удовлетворяющие обе стороны. Первыми сотрудниками стали наши друзья. Большинство из них до сих пор работают в студии.

Сколько человек было изначально в команде?

Начиналась с 5 человек. Сейчас в компании работают 28 человек. Коллектив не большой, но продуктивный. Каждый сотрудник четко на своем месте и выполняет предельные объемы, которые может сделать на своем уровне, но так, чтобы не сойти с дистанции. Рост почти в 6 раз за 4 года я считаю хорошим, особенно если учесть, что компания была вынуждена развиваться в период разгара мирового финансового кризиса.

Как нашли первого клиента?

Мы нашли друг друга. Первый состав студии собирался под конкретный авторский телепроект «Настоящие приключения Белки и Стрелки» — анимационный сериал, производство которого мы были вынуждены приостановить во время кризиса, т. к. у инвестора закончилась возможность продолжать финансирование. Мы не успели закончить начатое, но сформировали команду, которая на сегодняшний день является фундаментом компании.

Какую цель перед своей компанией ставили в начале пути?

Ту же, что стоит и до сих пор: создать знаковую мировую анимационную студию, контент которой заинтересует не только российского зрителя, но и видавшего виды европейца или американца, а также теле- и кинопрокатчиков разных стран. Пока что это дается с большим трудом, но, по крайней мере, четко виден вектор движения, определены краткосрочные и некоторые долгосрочные задачи. Сегодня в России анимация — это умирающий вид искусства. Помимо коммерческих целей, мы ставим и сверхзадачу — наша миссия: воспитывать в людях вкус, вдохновлять зрителя к творчеству, настраивать на позитив. Как бы пафосно это не звучало, мы, в самую первую очередь, тратим свои время, энергию и силы именно на это!

А был ли у вас конкретный план развития компании?

Изначально было только желание, не подкрепленное ни расчетами, ни даже простым пониманием объема трагедии, назовем это так. Сегодня мы формируем стратегию развития на несколько месяцев вперед. Конечно, в нашей стране нет возможности планировать что-либо на несколько лет, но по крайней мере, финансовый и стратегический план на 2012 год и начало 2013 года давно составлен, и мы стараемся строго ему следовать.

Как строятся взаимоотношения внутри ToonBox?

Принятие важнейших художественных и текущих организационных решений осуществляется между мной и моим партнером Владимиром. В большинстве случаев мы безболезненно находим общий язык, т. к. у нас схожее понимание целей и задач. Что касается стратегических и долгосрочных финансовых планов, к обсуждению всегда привлекаются все акционеры компании. Они выступают как финансовые эксперты. Ничье мнение мы никогда не оставляем в стороне.

Какова структура вашей студии?

У нас особая специфика работы, поэтому и отделы весьма специфические: коммерческая (рекламная) анимация, сериальная анимация (разбита сейчас на два основных проекта), маркетинг и административное управление, бухгалтерия.

Автор: ToonBox

Автор: ToonBox

Автор: ToonBox

Случаются ли какие-то сложности в вашем бизнесе?

Анимационный бизнес — это уже огромная сложность. Попробуйте выйти на улицу и всех встречных подряд спрашивать: можно ли заработать в России на мультиках? Я думаю, не трудно догадаться, какой будет ответ у большинства людей. И это не случайно! Анимация нужна людям в самую последнюю очередь, так как она относится к сфере развлечений, то есть к сфере социальной стабильности. А сегодня о стабильности говорить пока сложно, это ни для кого не секрет. Поэтому наша сфера — это работа на канате под высоким куполом без страховки, когда невозможно оступиться, потому что даже лонжи нет, а внизу — бетонный пол!

Расскажите, пожалуйста, как происходит процесс создания идеи?

Очень по-разному. Как показывает практика, лучшие сценарии приходят во время простоя в московских пробках. Сегодня с нами работают сценаристы не только из России, но и из США, но наиболее пробивные и нестандартные темы до сих пор рождаются в споре между мной и Володей, моим парнером. Либо мы дорабатываем концепции, которые посещали нас давным-давно, но мы на новом качественном уровне доводим их до ума, либо же генерируем совершенно новые идеи. Что касается наших успешных рекламных сериалов, то именно в пробке были придуманы «История могла бы пойти по-другому» для Касперского, «Почему птицы не летают как люди?» для AnyWayAnyDay и «Три брата Акробата» для Adobe.

Мало того, сегодня внутри студии появилась новая сценарная ячейка — это мой заместитель Дмитрий Горбунов и один из ведущих сотрудников студии, Артур Меркулов. Они также синхронизировались идеологически и выдают потрясающие идеи! Я очень рад, что атмосфера компании рождает подобные энергетические кластеры. Это очень важно. Это показатель здоровья нашего студийного организма.

Сколько вариантов вы предлагаете клиенту? В каком виде презентуете идеи?

Стараемся предлагать не много, потому что при большом выборе клиент не выбирает ничего, а просит сделать компилляцию из несовместимых вещей. Получается бесвкусица и эклектика. Идею несем клиенту только тогда, когда мы сами в нее верим, когда знаем, что зритель будет не просто доволен, а увлечен событиями на экране. Идея — это залог успеха фильма. Есть множество примеров, где все произведение целиком живет исключительно из-за сильного сценария, но мало примеров, где красота картинки и качество прорисовки встали бы над сценарием и сделали бы его неважным.

Часто приходится отстаивать идеи перед клиентом?

Да, но не всегда получается. Почти в каждой компании есть достаточно жетские корпоративные правила, с которыми, в любом случае, приходится считаться. Мы стараемся вырвать клиента за рамки, если это хоть сколько-нибудь возможно. И даже иногда получается. Очень-очень редко мы встречаем клиентов, которые говорят: «Ребята, вы просто офигеные! Сделайте мне что-нибудь классное на свой вкус, я вмешиваться не буду!» Но, хоть в это и трудно поверить, такие клиенты тоже бывают!

Как определяются сроки на проект?

Сегодня всё точно рассчитано. В любой момент времени мы знаем степень нагрузки каждого человека, и сколько мы можем сделать анимации. Если раньше мы хватались за всё, подписывались под короткие сроки и сложные задачи, то сегодня мы можем выбирать. Заказчики есть всегда, но в работу идут только интересные сериальные проекты, за редким исключением — одиночные фильмы. Когда заказчик приходит со словам «Надо было вчера!», мы отказываемся сотрудничать, такие заказы выбивают из колеи весь коллектив.

Пользуетесь услугами фрилансеров?

Да. Точнее говоря, не фрилансерами, а профессиональными аутсорс-компаниями. Мы сейчас активно сотрудничаем с венграми и американцами, например. Это потрясающий опыт, который ежедневно дает колоссальный рост. Внутри нашего рынка перенимать опыт было уже не у кого, а вот за пределами страны, где рынок живой и активный, нам есть чему учиться. В настоящий момент даже в штате компании есть иностранцы, и доля их, я уверен, в ближайшее время будет только расти.

Собираетесь ли вы работать с зарубежными клиентами?

Мы уже активно сотрудничаем с целым рядом трансконтинентальных корпораций, поэтому понятие «зарубежный клиент» для нас не ново. Это потрясающий и чрезвычайно полезный опыт: тонны документов, длинные деньги, сложнейшие формы утверждения материала, мультиязычные переговоры, доработки-поправки-переделки. Все это закаливает и учит не просто работать на рынке, а выживать в капиталистической среде и становиться успешными! Нашими клиентами уже давно являются такие гиганты как Adobe, Microsoft, Nokia, Braun, Danone, Kaspersky, Zeptolab, AIG, Ahmad и многие другие.

Стимулируете ли вы саморазвитие сотрудников?

Да. Многие наши сотрудники проходят анимационные курсы как в России, так и за ее пределами. Почти каждый год наши сотрудники учатся в летней школе студии Gobelins во Франции. Мы вообще активно приветствуем профессиональный рост, а если сотрудник упирается в свой потолок, я почти всегда даю 95%, что мы с ним расстанемся. Такие случаи были, это ни для кого в компании не секрет.

Как отдыхаете?

Летом — ролики, вейк. Весной и зимой — сноуборд, чаще всего, конечно же, в горах. Если предлагают, стараюсь участвовать во всяких экстремальных мероприятиях. Что касается отдыха студии, то был период, когда большинство сотрудников компании каталось на досках. В прошлом году мы делали совместные выезды на гору — это серьезная эмоциональная разгрузка и физическая подпитка. Как известно, главное качество аниматора — это усидчивость или, как говорят в народе, «чугунная задница». Чтобы не иметь проблем со здоровьем, постоянно приходится пятую точку не только поднимать, но и бодрить физическими нагрузками.

Автор: ToonBox

Дружите ли с зарубежными профильными компаниями?

Да, сегодня у нас есть уже целый ряд иностранных компаний-коллег. С каждым месяцем список их становится всё обширнее. Конечно, хорошо бы наладить как можно больше подобных контактов и обмениваться опытом, но вот вопрос: что наш рынок может предложить европейскому, японскому, корейскому, американскому, кроме денег и трудоустройства? Чем мы можем быть им интересны? Какими знаниями мы можем с ними обменяться? Крупнейшие в мире контент-агрегаторы (Cartoon Network, Nickelodeon, Walt Disney, Jetix) про нашу студию знают, но они с тем же успехом знают еще о тысячах производителей анимации во всем мире и пока что не дают нам каких-то предпочтений. Не доросли еще. И не только мы, а весь российский рынок в целом. Сегодня в России не делается и 5% того объема анимационной продукции, который мог бы зритель проглотить с удовольствием. Мы настолько малы, что наши российские производственные цифры стыдно произносить вслух! Я говорю именно о количестве контента, об обороте рынка, о тех единичных профессионалах в индустрии, об отсутствии профильных учебных заведений, дающих современные знания об анимации…

Есть ли компании, на которые вы ориентируетесь и к чьему успеху стремитесь?

Для нас главными ориентирами являются 3 компании: Walt Disney (США), 4 (Япония) и школа-студия Gobelins (Франция). Все они делают продукты высочайшего уровня. Не придраться абсолютно ни к чему: ни к режиссуре, ни к цвету, ни к постановке, ни к анимации, ни к анатомии! Успех этих компаний — это свет, на который мы идем, но не вслепую, а осознанно и вполне уверенно.

Как относитесь к фестивалям, конкурсам и различным премиям?

Да. Первое время сами везде отправляли свои работы. Сейчас их забирают на конкурсы, и многие фестивали сами просто просят у нас материалы.

Есть такое понятие как «инфляция счастья». Нам приятно, когда мы берем награды, но сейчас нас больше интересует не почет, а качество продукта, который мы делаем. Радуемся не наградам и не вниманию, а конструктивной критике, новым решениям, новому качественному уровню! Мы сами себя критикуем гораздо больше, чем нас критикуют извне. Мы знаем все свои слабые стороны, но, зачастую, сроки не дают возможности довести до идеала. Это расстраивает больше любого поражения на конкурсах.

Что вдохновляет?

Если речь именно обо мне, то я поклонник европейского искусства. Мне нравятся скандинавские режиссеры, французкое анимационное кино, английские 3D мультфильмы. Из японских авторов мне по-настоящему близки Хаяо Миядзаки («Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками» и другие) и Сатоши Кон («Паприка», «Актриса тысячелетия» и другие). Помимо работ наших иностранных коллег вдохновляет музыка. Это может быть и дабстеп, и Рахманинов — тут спектр очень широкий.

Но более всего, как ни странно, вдохновляют медитативные практики и самокопание. Внутри каждого из нас такой огромный потенциал! Достаточно лишь найти этот рудник, и исчерпать его уже невозможно. Ковыряясь в себе, нашел и залатал такое количество дыр, перепрошил себя в целом ряде направлений, заставил во многом измениться. Это очень сложно, но именно это и есть — бесконечный ядерный реактор внутренней энергии.

Расскажите, как вы организовали курс по классической анимации?

Человек-легенда, преподававший в прошлом году у нас, — это Александр Дорогов из студии Walt Disney, вернувшийся в Россию, чтобы именно обучать анимации! Задолго до создания студии, мой партнер, Владимир Пономарев, учился у Дорогова и на собственном опыте убедился в высоком профессионализме Саши. Более года разные коллективы собирались запустить его курсы, но всегда что-то не складывалось. Мы также приняли решение о запуске этого проекта и буквально через 2 месяца стартовали. С этого года Саша Дорогов открыл свою школу уже без нашего участия. Многие наши сотрудники продолжают у него учиться, к тому же его школа теперь поставляет нам кадры. Несколько интернов в студии пришли именно с его курсов.

Изучаете ли вы новые программы, внедряете их в работу?

С огромным трудом новые программные продукты (не версии, а именно линейки продуктов) внедряются в производство, потому что это влечет к переработке тонн уже готового материала. Подобный консерватизм связан еще и с финансовым вопросом. Официальные пакеты программных продуктов стоят очень дорого. Будучи постоянно на виду, мы не можем себе позволить нелегальное использование софта. Конечно, если приходит новый сотрудник и говорит, что ему знакомо какое-то особенное и крайне эффективное ПО, которому он может обучить, мы приобретаем лицензии нового продукта и добавляем его в производственный процесс.

Приветствуете ли вы мультиплатформенность у сотрудников?

Да. Конечно! Знание различных программных продуктов, связанных с анимацией, это как владение разными техниками в живописи. Комбинировать можно что угодно с чем угодно. Художественные нюансы по «состыковыванию» ложатся на ответственную спину режиссера, но технические — всегда на исполнителя. Если он может что-то решить вкуснее, ярче, богаче или интереснее — это только приветствуется!

Какого уровня должен быть специалист, чтобы попасть в ToonBox?

Для нас главное — это знание анимационных законов и владение программным продуктом. Причем, именно в этом порядке. Научить классического аниматора работать во Flash гораздо проще, чем знатока этой технологии обучить анимации.

Что можете посоветовать российским аниматорам? На что стоит обратить внимание?

В первую очередь, надо обратить внимание на то, что есть опыт тысяч людей, занимавшихся этим видом искусства за последнее столетие. Многие вещи не нужно изобретать, а нужно просто подсмотреть. Анимация этого не запрещает. Двигать объекты по экрану — это не анимация. А вот вселять в них жизнь — это и есть настоящая анимация от слова «Анима» (душа). Для этого надо четко представлять себе, что любой физический объект имеет массу, плотность, цвет, фактуру, а любой живой персонаж — еще и настроение, и характер, и какие-то свои особенности. Следить за тысячами этих мелочей в каждом отдельном кадре, чувствовать их, объединять и не ошибаться — это и есть создание анимации.

Четыре совета молодым талантам?

Работа над собой — это главная работа, на которую стоит тратить свои ресурсы: время, силы, энергию. В любой области, чем бы человек ни занимался, надо стремиться к тому, чтобы стать первым!

Никогда не отсупайте, если чувствуете внутри себя силы заниматься любимым делом и делать из него дело жизни. Ни Джима Моррисона, ни Стива Джобса, ни Уолта Диснея, ни многих других великих людей современности мы бы с вами не знали, если бы они пошли на поводу не внутреннего голоса, а рекомендаций со стороны! Очень важно слушать себя и не отступать.

Всегда необходимо помнить, что любые отношения — это работа, а серьезные отношения — это война. Это касается как личной жизни, так и профессиональной. Бизнес — это поле боя!

Работая на себя или на кого-то, нельзя забывать о таких понятиях, как честь и совесть. Перешагивая через эти два слова, можно забыть об успехе! Я сделал много поступков, о которых сожалею и за которые теперь плачу. Если бы мне хватило мудрости не делать таких ошибок в свое время, сегодня я был бы на много шагов впереди.


От редакции: портфолио студии ToonBox и их последние работы вы можете посмотреть здесь.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is