Продюсер фильма «Стартап»: «Мы взяли интересные истории, которые характеризуют время». Читайте на Cossa.ru

24 февраля 2014, 14:20
5

Продюсер фильма «Стартап»: «Мы взяли интересные истории, которые характеризуют время»

Весной в прокат выходит фильм «Стартап» о двух друзьях, которые в 90-е годы решают сделать поисковик. Продюсер картины Ирина Смолко рассказала Cossa.ru о значении «Яндекса» в этой истории, объяснила, почему отказалась снимать фильм о «ВКонтакте», а также поделилась взглядами на IT-индустрию в России.



Ирина Смолко, продюсер фильма «Стартап»

Расскажите, как возникла идея фильма?

Сначала был форум «Что Россия может дать миру?». Мы собрали на нем бизнесменов, научных работников, людей кино и обсуждали эту тему. После форума ко мне подошел известный предприниматель и основатель венчурного фонда Almaz Capital Partners Саша Галицкий. Он сказал: «Ира, у нас есть очень хорошие примеры в IT. Если эта тема вам так интересна, может быть, совместить то, что есть в реальности, с киношными сюжетами?». Это был 2009 год. С тех пор мы активно изучаем историю IT.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

До работы над фильмом вы не были связаны с IT?

До этого я имела неплохое представление об индустрии, но конкретные примеры стала глубоко изучать именно после форума.

У вас ведь сначала был проект на Газете.ру. Это отдельная тема или часть работы над картиной?

С одной стороны, мы начали создание фильма — это подготовка сценария, разработка проекта и т. д. Процесс занял около года. Сам материал для фильма — это интервью с первыми лицами российских IT-компаний, то есть людьми, которые прошли этот путь с 90-х годов. Помимо предпринимателей, мы общались с инвесторами и людьми, которые занимаются инфраструктурой. Мы собрали огромное количество материала, его было жалко выбрасывать. Тогда мы параллельно запустили проект на Газете.ру, назвали его «Стартап: Кто сделал Россию современной?». Всю эту страницу делали мы сами. Там около 20 интервью: с Сергеем Белоусовым, Тагиром Яппаровым, Давидом Яном, Рубеном Варданяном, поскольку он хорошо знает, что такое IPO, Леонидом Богуславским, который невероятно угадал с инвестициями в «Яндекс» и Ozon. Мы также беседовали и с Аркадием Воложем, и с Ильей Сегаловичем. С Ильей у нас есть 4 часа эксклюзивного, очень личного материала, но мы не стали публиковать текст в связи со смертью Сегаловича. Это личная позиция, я посчитала, что это будет неправильно, слишком «пиаристо» и вызовет излишний ажиотаж.

Теперь это интервью уже никогда не выйдет в свет?

Мы сейчас делаем книгу о «Яндексе». Для этого стали плотно общаться с компанией и пригласили известного журналиста Дмитрия Соколова. Я с ним делала первую книгу и фильм «Двадцать сигарет», который вышел в 2007 году. Он о менеджере, делающем карьеру, о таком яппи. Поскольку у нас был опыт сотрудничества, мы пригласили Дмитрия писать книгу о «Яндексе» по документальным материалам, собранным в процессе исследования. Это будет очень глубокая книга, там мы использовали все интервью, в том числе этот эксклюзивный материал с Сегаловичем. Помимо истории «Яндекса» там будет еще семь текстов о других компаниях: мы беседовали с Денисом Калининым, Сашей Галицким, Леонидом Богоуславским. Несколько раз говорили с руководителем RadiusGroup Дмитрием Мариничевым — нам было интересно написать о нем, потому что его компания делает хороший продукт, и он моложе других героев (Дмитрию 38 лет. — Прим. ред.). Мы взяли интересные истории, которые характеризуют время.

Кадр из фильма «Стартап»


Кто кроме вас работал над фильмом?

В нашей продюсерской компании Danais Film работают всего три человека, поскольку я не вижу смысла в расширении. Кино, как атомная станция, — колоссальные вложения, а результат нескоро. Если держишь большой офис постоянно, надо заниматься всем подряд, а мы хотим делать знаковые проекты. Из титулованных людей, привлеченных в команду фильма, — сценарист Дмитрий Соболев («Золотой орел» за фильм «Остров»), оператор Максим Осадчий («Золотой орел» за «Сталинград»), художник-постановщик Ульяна Рябова (главный приз за режиссуру в «Сандэнсе» за картину «Русалка»). На главные роли пробовались многие известные актеры, например, Петр Федоров, Данила Козловский, но в итоге мы выбрали Евгения Ткачука («Зимний путь», «Гагарин. Первый в космосе») и Шамиля Хаматова («Продавец игрушек»). Также у нас сыграл Эммануил Виторган, Андрей Соколов («Маленькая Вера»).

Фильм все-таки про «Яндекс», или там есть и другие истории?

Фильм — результат всех собранных материалов. В основе сюжета лежит собирательный образ. Да, главные герои делают поисковик, что свойственно в первую очередь истории «Яндекса», но люди, которые интересно рассказали о своем пути, смогут увидеть частицу себя в фильме, это точно.

То есть не нужно рассматривать этот фильм как экранизацию истории создания «Яндекса»?

Нет, для этого мы делаем книгу, вот там все точно, выверено и исследовано — настоящая документальная история. Те, кому нужна фактология, могут читать книгу, она, возможно, тоже выйдет в апреле.

В фильме есть любовная линия. Это реальная история или ход сценариста?

Любовная линия присутствует, потому что она есть в жизни каждого человека. Это, конечно, не соответствует каким-то специально изученным фактам биографии героев. Тут, скорее, осмысленные сценаристом вехи. Есть также семейная линия. На айтишной конференции в Сочи «Русский день» собираются главы наших компаний, и мы спросили у них, почему они выбрали такой путь: в 90-е не пошли по легкому пути, а создали компании на основе своих идей. Все они единогласно [назвали причину]: «Родители». Образ отца нашего героя в фильме соответствует коллективному ответу бизнесменов.

Кадр из фильма «Стартап»


Если это все-таки не история «Яндекса», почему логотип фильма явно намекает на компанию?

Такое решение предложил нам директор нашего креативного агентства Hungry Boys Влад Ситников. Идея понравилась, потому что понимание того, что такое IT, в России очень расплывчатое. Большинству кажется, что это какие-то непонятные программисты, которые сидят у себя в офисах и что-то делают. Нам хотелось, чтобы была непрямая ассоциация того, что IT проникает в жизнь каждого человека. Нам нужен был некий локомотив представлений о том, кто такие наши герои и чем они занимаются. Предложенный Владом образ соответствовал нашей идее. Если вы думаете, что это заказ, то, конечно, нет.

Есть большая вероятность того, что так посчитают зрители. Не боитесь, что вас будут обвинять в том, что это проплачено?

Это самое худшее, что может быть, я это прекрасно пониманию. Но «Яндекс» даже в книгу не хотел верить, пока не прочитал готовый текст. Потом уже они согласились поучаствовать, чтобы сделать ее глубже. Мы создавали проект на собственном энтузиазме и личном понимании, зачем это нужно.

В вашей статье в Газете.ру есть такая фраза: «Мы экспортируем математику как нефть». На мой взгляд, очень смелое заявление.

Здесь я могу отвечать совершенно обоснованно. 11 лет до этого я занималась стратегическим консалтингом, мне свойственно делать выводы на основании аналитических материалов. Мы не проводили углубленных научных исследований, но скажу точно, что в плане качества в этой отрасли Россия не отстает. Не все, например, знают, что математический алгоритм «Яндекса» использовался в CERN для расчета по коллайдеру, хотя СМИ писали об этом. Более того, алгоритм поиска в мире рождался одновременно, и «Яндекс» запустился даже раньше, чем Google, просто сразу был рассчитан на русскоязычную аудиторию. Другие истории такие же, но о них мало знают. «Смотрим и не видим» — вот как это называется. Мы долго вспоминали, например, удачные истории среди питерских компаний, и тут нас осенило. Есть потрясающий пример — компания «Транзас», которая имеет 300 офисов по всему миру. Они лидеры в векторной морской навигации, ими созданы карты всех морей на планете, у них разработки уровня Boeing. Каждый второй моряк в мире учится на их тренажерах, они работают в авиации и в других отраслях. И таких компаний в России десятки, а других, помоложе — сотни, есть и так называемая «блиндажная экономика»: люди получают задания по программированию из разных мест в мире и делают эти заказы как фрилансеры вполне легально. Причем именно в России. Я думаю, это не просто офшорное программирование, а работа над новыми задачами.

Странно, что вы не вспомнили «ВКонтакте», говоря о питерских компаниях.

До того, как права на экранизацию «Кода Дурова» купил Роднянский, автор книги Николай Кононов предложил мне сделать фильм по ней, но я сказала нет. С моей точки зрения, эта история неинтересная — просто копирование бизнес-модели. Я понимаю, что это крутая компания, но она мне по своей сути не интересна. Меня интересует познание. В «Яндексе» любимая книга — «Понедельник начинается в субботу». Тот уровень познания, который есть в изученных нами компаниях, — то, что двигает человечество вперед.

Сейчас настоящий тренд на фильмы об интернет-компаниях. «Стартап», скорее всего, будут сравнивать с «Социальной сетью», с фильмом «Джобс: Империя соблазна» и другими. Не боитесь критики и возгласов о том, что, мол, «ну вот, как в IT ничего первыми создать не можем, так и в кино только повторяем»?

Так уж получается, что мы все время попадаем в тренд, и постоянно приходится доказывать, что мы первые начали. В 2009 году мы стали делать документальный фильм «Зачем нужна Сибирь?». Тогда об этом регионе говорили очень мало, а теперь фильм почти готов, доделываем компьютерную графику, и Сибирь — настоящий тренд. Скажут, конъюнктура. Я этим не запариваюсь. Нам не нужно ни на кого обращать внимания. Сравнивать «Стартап» с каким-то американским фильмом — все равно что сравнивать Россию и Америку.

Кадр из фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть»


Истории о молодых гениях часто очень похожи. В фильме есть что-то нетипичное, что отличает его от многочисленных сюжетов о противоречивом пути молодых гениев, решивших изменить мир своим изобретением?

Конечно, есть нетипичное. В России все совсем по-другому. Например, попасть на обложку модного делового журнала для американского предпринимателя — однозначная вершина успеха, даже сидящий на скамейке Форрест Гамп этого не избежал. А наши успешные предприниматели, я знаю, особенно на обложки не стремятся. Например, они долго препирались и спорили, кто пойдет фотографироваться на обложку Forbes — это я говорю про «Яндекс». Успех в России и успех в Америке — принципиально разные вещи, и у нас настолько глубокий сценарист, что он это понимает. Если говорить о сравнении, то да, это тоже история об IT-компании, но, во-первых, это актуально сейчас во всем мире, во-вторых, смысл совершенно другой. Наверное, у каждого человека, который создает что-то новое, базовый посыл — изменить мир, привнести в жизнь нечто качественное, что поразит людей и в чем они будут нуждаться. В этом они все похожи, но оценки, осознание ситуации, требование к себе — это у всех по-разному. Процесс познания у наших героев проходит совершенно иначе. Кроме этого, у фильма очень нестандартный финал, такого вы не найдете в большинстве фильмов об успехах, компаниях и людях, которые совершают что-то значимое. Дискуссионность и неусловность — вот что меня привлекает.

Правда, что вы сделали специальную версию фильма для московских школьников?

Да, в проекте участвовал Центр инновационного развития Москвы. Поскольку им руководят люди, которые действительно хотят что-то изменить, мы согласились на сотрудничество. У нас получилось очень много отснятого материала, благодаря чему удалось смонтировать версию, которая сильно отличается от основной. В картине для проката есть линия с чиновником, где раскрывается тема бизнеса и государства. Ее мы убрали из школьной версии и добавили то, что более интересно школьникам старших классов, — линию друзей. В итоге получилось два разных фильма.

Вы уже рассчитываете на какие-то сборы в прокате?

Сейчас мы всячески стараемся связаться с кинотеатрами регионов, которым интересна наша картина. Желающие посмотреть фильм звонят нам из Салехарда, Казани, Самары, то есть сигналы от аудитории есть. Теперь задача — убедить кинотеатры. Те нарезки из трейлеров, которые я вижу на кинорынках, — совершенно однородный контент голливудского ширпотреба. Фильмам, которые выпадают из этого ряда, очень сложно пробиться, но шанс есть. Конечно, уже есть кинотеатры, которые подтвердили показ, но над этим еще нужно работать.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is