Пекка Вильякайнен: «Компания, как жена, должна быть одна»
В начале лета в «Сколково» пройдет Вторая международная конференция Startup Village («Стартап-деревня»). Пока открыта регистрация, «МК» поговорил о судьбах российских инноваций с советником президента Фонда «Сколково» Пеккой Вильякайненом.
Публикуется на правах рекламы
«Стартап-деревню» за живой интерес публики — молодых предпринимателей, ученых, изобретателей, продвинутых инвесторов и чиновников — и неформальную обстановку некоторые уже окрестили русским Вудстоком, по аналогии со знаменитым рок-фестивалем 1969 года.В программе — конкурс лучших российских высокотехнологичных компаний, выставка стартапов, выступления звезд бизнеса и науки. Зато никакого деления на VIP-гостей, никаких зон с ограниченным доступом и никакого дресс-кода!
Немного о личном. Не секрет, что западным управленцам в России платят по повышенной ставке. Чем, кроме высоких доходов, вас привлекает работа в «Сколково»?
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Можете сделать любые выводы, но я скажу как есть. Я работаю всю жизнь, с тринадцати лет. А уже двадцать лет (с 23) я абсолютно независим финансово, и, честно говоря, плевать мне на все эти разговоры о деньгах. Если бы вы захотели нанять Пекку Вильякайнена, вы должны были бы поставить передо мной грандиозную задачу и дать мне хороших людей (не хочу работать с кем попало). Но ни до России, ни в России я бы точно не стал куда-то устраиваться из-за зарплаты. Более того, 99% своего заработка я инвестирую в российские же стартапы.
…Три года назад у меня случился острый сердечный приступ, я был на грани и однажды ночью решил: пока я жив, хочу изучить что-то новое. Я любопытен по натуре. Даже находясь в Финляндии на каникулах, все равно вырываюсь в Москву. Мой семилетний сын спрашивает: «Папа, зачем ты туда едешь? У нас тут все есть». А я отвечаю: «Потому что я хочу учиться!» С учетом моего опыта (я управлял бизнесом в 26 странах, вел 165 офисов по всему миру), я легко мог уехать в Штаты. Но я европеец и не хочу перебираться в США. Зачем, когда есть возможность в полутора часах от дома иметь эту многомиллионную столицу с ее гигантскими пробками и бурной жизнью?!
Я не сомневаюсь, что и Вексельберг занимается такими вещами, как «Сколково», не ради денег: он увлечен идеей, что Россия может создать новые высокотехнологичные компании. Мне это тоже близко — моя жена русская, дети наполовину россияне. Я возлагаю очень большие надежды на то, что Россия сможет вдохнуть новую жизнь в свою экономику, бизнес. И как финн понимаю: если Россия пойдет ко дну, в эту воронку затянет всю Европу.
По этим же причинам мне так важен стартап-тур, во время которого мы объехали 28 российских городов, чтобы отобрать лучшие стартапы для Startup Village.
А что бы вы могли сказать тем, кто считает, надо «валить из России», поскольку здесь «построить ничего нельзя»?
Такие люди не понимают сегодняшних реалий. Я не наивный человек и осознаю, что есть сложности. Но что нужно для развития в области высокотехнологичных проектов? Во-первых, классные специалисты. Во-вторых, среда, где бы вы хотели воспитывать своих детей. В-третьих, достаточно большой рынок, где можно тестировать инновации. С этих позиций Россия — совершенно не плохая страна, чтобы начинать бизнес. Много университетов. Стоимость расходов на жизнь зачастую существенно ниже западных крупных городов, постепенно развивается социальная инфраструктура. В России очень низкая налоговая база. Мне удивительно, когда люди говорят, что надо добиться каких-то налоговых льгот. Я плачу в Финляндии 57% подоходного налога. В США, в Англии налоги тоже совсем не маленькие по сравнению с РФ. Наверное, граждан все-таки волнует, много ли они получают потом с этих налогов, но это уже другая история…
Что касается рынка, инновационным компаниям изначально надо ориентироваться на международные продажи. Когда основные средства производства находятся «в головах людей», плюс есть Интернет и аэропорт поблизости, ваше местоположение не играет ключевой роли для инвесторов и потребителей. Исходя из всего этого, я не вижу особых причин уезжать не то что за границу, а даже в Москву из регионов.
У меня есть команда по производству компьютерных игр в Томске. Ребята живут в Сибири, рядом с мамами, бабушками, но офис зарегистрирован в Хельсинки, телефонный номер финский, каждую неделю мы общаемся посредством видеоконференции. Зачем покидать Томск? Чтобы увеличить зарплату всем сотрудникам в три раза и платить высокую аренду, европейские налоги?!
Кстати, больше вовлекать в свои команды иностранцев — главное, что я бы посоветовал для продажи продукта на Западе.
В прошлом году в финале «Стартап-деревни» вы заметили: главное — не отметиться «красивой картинкой», мол, какое мероприятие провели, а оставаться на связи. Прошел год, какие итоги?
Я знаю сотни людей, которые нашли бизнес-партнеров, инвесторов, просто друзей или работу в других компаниях — это вполне осязаемый результат. Когда мы сейчас открыли регистрацию, к нам тысячи потянулись. «Стартап-деревня» — это не шоу и не бюрократия. Наша задача — найти компании, которые могут расти и нанимать на работу новых людей. Мы хотим, чтобы появился вольный союз, сообщество вузовских преподавателей, студентов, инвесторов, журналистов, предпринимателей, просто людей, которые стремятся развивать свои идеи. Я хочу разрушить все искусственные барьеры. В России сложилось правило: если ты работаешь с одним вузом, «бойкотируешь» события в другом вузе, если ты с РВК, ты не пойдешь в «Сколково». «Стартап-деревня» не принадлежит какой-то отдельной организации, хоть и проводится в «Сколково». Это площадка для всех, кто захочет делать бизнес: украинцев, китайцев, европейцев… Любой заинтересованный человек может прийти.
В прошлый раз на лифтах в «Сколково» было написано: «У вас всего 2 минуты убедить инвестора». А по каким критериям вы отобрали те семь российских стартапов, в которые инвестировали свои деньги?
Сначала я определяю, является ли эта инвестиция лучшей в мире на данный момент: не в России, не в Финляндии, а именно лучшей в мировом масштабе. Потом смотрю, достаточно ли страсти в глазах руководителя стартапа и его команды. Является ли финансовая основа реалистичной или взята с потолка: не надо рассказывать, что произойдет на протяжении трех-пяти лет, меня интересуют следующие 12 месяцев. Наконец, думаю: могу ли я сам добавить в проект что-то, кроме денег, принести пользу.
В «Стартап-деревне-2013» были дискуссии и проекты по космосу, медицине и продлению жизни, альтернативной энергетике, компьютерным технологиям — все, что определит развитие цивилизации на ближайшие годы. Добавите новые темы?
Повестка сохраняется. При этом больше внимания начинают уделять производству органически чистых продуктов, технологиям cleantech. И еще: границы между научными кластерами становятся все более размытыми. Совсем не очевидно, где заканчиваются космические исследования и начинается альтернативная энергетика или где компьютерные технологии превращаются в здравоохранение. Совсем скоро, глядя на циферблат наручных «часов», мы будем получать столько информации о своем здоровье (вес, давление, пульс) и рекомендаций, что еще поностальгируем о тех временах, когда надо было сидеть в очереди к врачу.
Источник: MK.RU