Вице-президент Elance-oDesk про удаленною работу, российских фрилансеров и зарплату внештатников
Вице-президент компании Elance-oDesk Четель Олсен рассказал Cossa.ru о будущем удаленной работы, способах решения проблем с внештатниками, а также поделился своими наблюдениями о том, чем отличатся российский фрилансер от всех других.
Справка о компании Компании Elance-oDesk принадлежат два крупных международных сайта по поиску фрилансеров Elance и oDesk. Слияние произошло в декабре 2013 года, однако сервисы по-прежнему работают отдельно друг от друга. Среди клиентов Elance-oDesk такие компании, как Microsoft, Panasonic, Pinterest, Walt Disney. На сайтах зарегистрировано более 8 млн фрилансеров из 180 разных стран мира и порядка 2 млн работодаталей. |
Как думаете, что заставляет компании брать людей на фриланс?
Бизнес становится более гибким. Компании могут нанять ровно столько людей, сколько им нужно на текущий момент. Также у них есть доступ к большому количеству фрилансеров, которые готовы взяться за работу прямо сейчас, а не через неделю. Кроме этого, компании экономят деньги. Им не нужен офис, куча компьютеров, соцпакет для сотрудников.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Часто с фрилансерами сложно работать — они не соблюдают дедлайны. Что вы можете посоветовать работодателям и фрилансерам, чтобы взаимодействовать более эффективно?
Главное, что нужно понять, — работа с фрилансерами мало отличается от работы со штатными сотрудниками. Клиенты могут нанять людей для выполнения какого-то одного проекта, а могут — на полную ставку, только удаленно. Во втором случае работодатель должен дать понять человеку, что последний не просто какой-то рабочий с другого континента, а часть команды. Также работодателю следует четко ставить цели перед человеком, а не просто сваливать на него что-то абстрактное. Фрилансер, в свою очередь, должен разобраться, что от него требуется, серьезно относиться к работе. Если говорить о наших платформах, фрилансеры готовы работать намного усерднее, поскольку в случае плохо выполненной работы они получат низкую оценку и негативный отзыв. У штатных сотрудников не всегда есть такой стимул.
Что нужно делать человеку, который только-только зарегистрировался на платформе? Ему ведь очень сложно конкурировать с другими из-за отсутствия истории.
Нужно потратить много времени на создание своего профиля. Если он будет пустой, им никто не заинтересуется. Нужно рассказать, чем ты занимаешься и какие твои сильные стороны, прикрепить ссылки на свои работы или скриншоты. Также рекомендуется пройти тесты внутри платформы, которые показывают уровень навыков (например, владение языком C++). Еще один важный совет — брать только те задания, с которыми ты точно справишься. А ключ к успеху — тесное взаимодействие с клиентом. Нужно показать ему, что ты заинтересован в качественном выполнении. Также не стоит просить слишком высокую цену за свою работу, если ты только зарегистрировался, но и самую низкую ставку делать тоже не нужно. Тут срабатывает такой момент — за орехи работают только обезьяны, думает заказчик. Поэтому важно найти баланс между качеством и ценой. Если ты предлагаешь $5 в час за проект, сложность которого требует $20 в час, клиент может засомневаться в твоих способностях.
Что делать с несправедливыми негативными отзывами [на сайте по поиску фрилансеров]? Вдруг это было какое-то непонимание?
С негативными отзывами сложно что-то делать, но можно на них ответить и объяснить. Однако клиенты редко ставят низкие оценки из-за недопонимания, чаще оттого, что работа была сделана плохо. В случае недопонимания ответственность ложится на фрилансера. Если клиент вешает какой-то очень абстрактный бриф («хочу веб-сайт зеленого цвета с шестью страницами»), фрилансер должен задать кучу дополнительных вопросов, чтобы ему все стало понятно, и только тогда приступать к выполнению.
Кто бы никогда не смог работать на фрилансе?
Фриланс подходит для любой работы, которую можно выполнить удаленно с помощью компьютера. Конечно, есть бармены, фабричные рабочие — им необходимо работать в конкретном месте. Однако стоит сказать, что времена меняются: те профессии, которые раньше не могли стать частью фриланса, теперь являются ей. Врачи, преподаватели, адвокаты, бухгалтеры, ученые, аналитики все чаще работают онлайн на фрилансе, поскольку технологии это позволяют.
Представители каких профессий доминируют на платформах Elance-oDesk?
Где-то 40% всех фрилансеров связаны с IT-технологиями — с программированием, дизайном, переводами. В России доминируют программисты.
Кстати, российские фрилансеры чем-то отличается от других?
Вообще не очень, но они умеют говорить: «Нет». Казалось бы, это не особо ценится, но на самом деле, клиенты это любят. Российский фрилансер может сказать: «Нет. Это я не понимаю, с этим я не справлюсь, за такое время выполнить данный проект невозможно». Люди из России задают очень много вопросов, чтобы четко обозначить себе цель проекта. Также они не станут рисковать, если поставить им невыполнимый дедлайн. Часто люди говорят: «Да, я могу это сделать», потому что в их среде просто невежливо отвечать как-то иначе, а потом оказывается, что они многое не поняли. Когда я езжу в азиатские страны, главный совет, который даю там фрилансерам, — имейте смелость сказать «Нет».
Можете вспомнить истории фрилансеров, которые стали потом работать в крупных компаниях?
Такого не помню, но могу рассказать обратную историю. Пару месяцев назад, когда я был на открытии своего офиса в Австралии, один владелец небольшой компании подошел ко мне и рассказал, что у него работает девушка из Чили, которая раньше была сотрудницей Adobe. Из этого я сделал вывод, что люди становятся фрилансерами не потому, что не могут найти работу в крупных компаниях, а потому что гиганты менее привлекательны из-за ограниченной свободы действий в управлении своими проектами.
Но фрилансеры вряд ли могут получать деньги, сопоставимые с окладом штатных сотрудников?
Это стереотип и неправда. Возможно, вначале доход будет и правда маленький, но как только ты станешь получать положительные отзывы и высокие оценки, сможешь поднимать цену. Кроме этого, ты можешь брать много заказов от разных компаний. Недавно я встретился с российским фрилансером. Он рассказал мне, что, работая всего 25 часов в неделю, получает намного больше, чем в компании, где работал фултайм. Таких примеров немало.
Каким вы видите будущее удаленного взаимодействия?
Когда я беседую с молодыми студентами, всегда говорю им: «Не думайте, что к окончанию учебы вы будете работать в офисе. Я думаю, офисы скоро вообще перестанут существовать. Сама идея работы начинает меняться — мы можем работать в тех условиях, которые сами создаем для себя. Также на рынке будут меняться спрос и предложение — те, кто сейчас работает бухгалтерами и переводчиками, не будут ими всю жизнь. Меняются навыки, появляются новые рынки.
Вы так оптимистично смотрите на удаленную работу, но ведь отношения штатных сотрудников сосем другие. Они вместе проводят выходные, посещают какие-то воркшопы, устраивают мозговые штурмы. На мой взгляд, это совсем другой уровень отношений.
Конечно, тут есть некоторые различия, но сегодня существуют технологии, которые позволяют фрилансерам чувствовать себя в команде. Они участвуют в онлайн-встречах, беседуют друг с другом, перекидываются гифками и интересными ссылками. Наверное, все это происходит не на таком уровне, как у штатных сотрудников, но все же есть способы преодолевать границы.
Расскажите, чего вы ждете от cлияния платформ Elance и oDesk?
Невероятного развития рынка фриланса в целом, потому что теперь мы растем в геометрической прогрессии — примерно на 50% в год. По прогнозам экспертных аналитиков в этой области, рынок к 2020 году вырастет до $23 млрд.
Какие теперь планы у Elance-oDesk? Будут изменения в работе сервисов?
В первую очередь отмечу, что мы пока не планируем объединять Elance и oDesk. Мы продолжим развивать два этих сайта. Просто теперь мы будем обмениваться опытом и технологиями — все самое лучшее от одного бренда станем внедрять в другой. Также мы собираемся улучшить взаимодействие между клиентами и фрилансерами. Клиент хочет следить за работой, поэтому мы постараемся предоставить ему больше информации о том, как продвигается выполнение проекта. Все эти нововведения не будут навязываться пользователям, поскольку каждый из них имеет свои предпочтения, то есть изменения не будут обязательными. Основной фишкой станет новая система поиска с дополнительными критериями — более четкая выборка поможет клиенту найти именно того филансера, который им нужен. Также мы добавим новые методы и системы оплаты, чтобы с сервисом могло работать как можно больше людей.
Ссылка по теме: 10 мифов об удаленной работе