Зачем вести блог (несмотря ни на что). Читайте на Cossa.ru

22 марта 2016, 10:55
5

Зачем вести блог (несмотря ни на что)

Как начать и не бросить?

Зачем вести блог (несмотря ни на что)

Мне странно отвечать на такие вопросы, ведь я не профессиональный блогер вроде Ильи Варламова. Я не получаю от блога прямой выгоды: меня не везут чартером на презентации нового отеля на Мальдивы, а среди статей нет рекламных постов, баннеров и ссылок. Я ничего не понимаю в продвижении, никогда не был на тусовках, не знаком лично с Носиком.

У меня нет своего метода ведения блога, если не считать таким методом просвещенный эгоистичный абсолютизм. Однако за шесть лет у меня накопился несистематизированный субъективный опыт, который я вывалю на вас в этом посте.

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124

Пользу блога здорово сформулировал Всеволод Устинов.

  1. Ведение блога прокачивает понимание вещей. Пока объяснишь, сам поймёшь.
  2. Если что-то приходится объяснять в третий раз, напишите пост и дайте на него ссылку. Это сэкономит время в будущем.
  3. Некоторые посты будут полезны другим людям. Эти люди станут вам больше доверять. Внутри компании это происходит очень быстро, меняет отношение и атмосферу. Особенно важно для распределённых команд.
  4. Профессиональный блог круче любого резюме. Быть хорошим писателем значит больше, чем просто уметь писать. Умение ясно излагать свои мысли — это признак ясного ума. Отличные писатели умеют взаимодействовать с другими людьми. Они делают вещи более понятными. Они могут себя представить на месте кого-то другого. Они знают, чем можно пренебречь. А это те качества, которые вы хотите видеть в любом кандидате.
  5. Блог — это личный проект. Ведение блога тренирует самодисциплину и навык управления длинными проектами.
  6. Блог работает как мыслесборник: описал идею — освободил место в голове для следующей. Можно даже не публиковать. У меня 97 черновиков, и большинство из них я вряд ли опубликую. Это нормально.
  7. Блог хорошо подходит для изучения новой области знаний. Ведите блог как дневник, систематизируйте информацию. Это послужит доказательством, что вы готовы к реальным задачам из этой области.

Всеволод так хорошо всё описал, что я могу не придумывать главы этого поста — просто возьму его мысли и прокомментирую со своей колокольни.

1. Блог прокачивает понимание вещей

Блог действительно структурирует мышление. Если представить мысли как элементы пазла, то обычно человек перемешивает их в голове невидимыми руками, а потом горстью вываливает на стол. А блог заставляет сложить пазлы в картинку, сделать за читателя его мысленную работу. Как говорит Максим Ильяхов, «читатель любит, когда в тексте прибрано».

Постепенно такой стиль мышления выплёскивается из блога в жизнь, как вода из переполненной ванны. Он помогает хорошо писать письма и понимать задачи, помогает писать хороший текст или код, помогает создавать хороший дизайн. Блог — это выпрямитель, вроде электрического. Он исправляет пульсирующее мышление в прямое, понятное и приятное для восприятия другими людьми.

2. Блог экономит время. Чтобы не объяснять по три раза — скинул ссылку. Из-за полезных постов люди больше доверяют автору

Думаю, это больше относится к корпоративным источникам информации. Однако лично мне приятно, что статьи в блоге живут в нём годами. Иногда я получаю комментарии к древней статье о какой-нибудь ерунде — это значит, что старые публикации тоже читают, что они тоже интересны. Еще приятно скидывать друзьям старые посты о путешествиях. Не знаю правда, насколько они им полезны, но пока никто не жаловался.

Так, я написал для компании «Биз-Цен» серию статей: о договоре аренды, переезде всем офисом, экономии в кризис. Ребята отправляют их клиентам после встречи. Так не приходится объяснять всё это каждому по-отдельности.

Статьи на профессиональные темы безусловно поднимают авторитет в глазах коллег и потенциальных заказчиков. Иногда после разговора с потенциальным клиентом я заикаюсь про понимание задачи, а мне в ответ: «Да, я читал пост в блоге». Это здорово — значит, мы с человеком сработаемся с большей вероятностью. Посты о методах работы отсеивают тех, кто с ними не согласен.

3. Профессиональный блог круче любого резюме

Более того, блог — и есть лучшее на свете резюме. Ведь резюме — это просто бездушная бумажка, одна среди тысяч таких же. А блог формирует сообщество заинтересованных людей. Когда им потребуется дизайн, код или текст, они вероятнее обратятся к тому, кто на слуху, кого они знают.

Так, я уже несколько лет не ищу работу, она находит меня сама. Ко мне обращаются читатели, а также приходят по рекомендации читателей. Это важная косвенная выгода.

Блог — это главный профессиональный маркетинг. Пишите регулярно и будьте полезными, и работа сама найдёт. Согласитесь, это приятнее чем копаться в рассылке вакансий или сидеть на адской бирже фрилансеров.

4. Блог — это личный проект

Полезно рассматривать блог как своё маленькое медиа, где ты автор, фотожурналист, иллюстратор и главный редактор.

Так хорошо ловить халтуру. Со своими постами сразу видно, где недожал, где плохо обтравил картинку, где написал паршивый текст. Если научиться всё время дожимать посты в блог на состояния «достаточно хорошо», то это привьётся и поможет в работе.

Показатель качества блога — самая плохая статья в нём.

Еще о блоге можно многое сказать о человеке (как о чистоте ботинок, ага). Как он верстает, как пишет, какие картинки использует? Путает ли Керуака с «Керизаком», много ли ошибок в тексте? Старается ли эпатировать заголовками, использует ли мат?

Хороший индикатор крутости поста: что будет, если на пост наткнётся Артемий Лебедев (или другой авторитет). Как говорится, даже когда выносишь мусор, выгляди достаточно хорошо для встречи с бывшей.

Однако здесь важно понимать: автор в блоге и живой человек — это не одно и то же. Я часто ощущаю это на себе. Так, читатели зовут меня попить чаю, а потом разочаровываются (или, наоборот, очаровываются слишком сильно).

Представляю, что это звучит очаровательно до приторности. Заведи блог, регулярно пиши в него полезные статейки, и через пару лет тебя будут звать в бары и на конференции, да и поток клиентов не иссякнет.

Как и других авторов, перед каждым постом меня искушают демоны.

Это плохо написано

Часто кажется, что получилось спутано, коряво. Лучше удалить, забыть и пойти с горя в бар. В таких случаях я даю посту отлежаться день, и потом смотрю на него свежим взглядом. Если мне не нравится, и я знаю, что поправить — правлю. Если не нравится, но не знаю что — публикую как есть.

Это не всеобъемлюще

Порой кажется, что единичная мысль — это плохо. Нужно привести пару цитат и ссылок, посмотреть что пишут об этом в литературе, спросить мнение эксперта.

Так простой пост в блог превращается в гигантскую статью из «Википедии», которую прочтёт только аспирант в роговых очках.

Это неинтересно

Знаю людей, которые боятся своей аудитории. Так, один знакомый автор стесняется коллег, которые его читают, другой боится писать в блоге об однополой любви. Считаю, что писать нужно обо всём, о чём хочется самому. Блог — это личный сетевой дневник. Если читателю не интересно, он зайдёт завтра.

Это уже всем известно

Нам свойственно считать свои знания общеочевидными. Это часто приводит к самоцензуре. Ты решаешь, что это наблюдение — баян, и писать об этом не стоит. Так человечество теряет еще одну крупицу житейской мудрости. Если не можете процитировать или дать ссылку на похожую мысль — пишите смело.

А вот еще всякие общие советы и принципы.

  1. Люблю, когда в блоге большие универсальные посты. Небольшие и личные заметки предпочитаю выносить в социальные сети.
  2. Заводите блог на собственном домене. В ЖЖ вас заморозят, «Медиум» может умереть, в «Фейсбуке» не сверстаешь нормальный пост. Чем больше свободы и меньше чужого влияния, тем лучше.
  3. Блог — это инвестиция. Ты несколько лет вкладываешь свои силы и время, а потом блог работает на тебя. Как и любой проект на инвестициях, первые месяцы блог будет генерировать только убытки. Это важно понимать со старта.
  4. Блог увеличивает ваш вес. Человеку с большим весом легче устроиться в компанию мечты или подружиться с интересным человеком.
  5. Будьте Питером Пеном — делайте, что захотите. Вы никому ничего не должны.
  6. Старайтесь не исправлять старые записи. Все понимают, что вы уже не такой, как пять лет назад.
  7. Не знаете, о чём написать — не пишите. Не можете выбрать, о чём написать — напишите о самом полезном. Если очень хочется написать, но не о чем — сделайте дайджест с ссылками.
  8. Не публикуйте рекламу, если можете этого не делать.
  9. Баньте мудаков.
  10. В мире так мало людей, которые регулярно пишут, что каждый на счету.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is