Смех и мемы в социальной сети
В Интернете нет настоящего добра и зла
Раз интернет — это ментальный мир без возможности реализации страстей, мир платоновских идей, мир пойманных кричащих душ, то стоит отметить, что в нем нет настоящего зла. Как и настоящего добра.
Для зла и добра нужна реализация, действие, выход. Нужно тело, время и пространство. Единственное доступное действие в интернете — это наблюдение. И еще «запостить». Желания в душе остаются нереализованными.
Ментальное зло — это не зло
Бахтин в книге о Рабле пишет, что смех — это не свобода, а освобождение.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Смех в интернете — другого порядка. Желанием может быть стремление освободиться, но смех в интернете не освобождающий, он не дает свободу, скорее даже наоборот — он закрепощает. Это смех от усталости, а не от жажды свободы.
Когда-то в журнале Esquire писали, что удивление — это та эмоция, которую люди в связи с прогрессом и развитием интернета в последнее время испытывают всё реже и реже. Объяснение этому явлению идет от разросшейся ментальности — люди привыкают читать, смотреть, но не участвовать. А часто, чтобы удивиться, надо сделать что-то самому. Это остро чувствуют современные художники, и в 21 веке людей приглашают в музей не столько смотреть, сколько участвовать в произведениях.
Бахтин говорит, что смех бывает двух полюсов:
На одном полюсе — смех человека над самим собой, смех героя над трусом в самом себе, смех святого над Миром, Плотью и Адом, смех чести над бесчестием и внутренней собранности над хаосом; смех человека над безобразием, на которое он вполне способен, но которое он себе не разрешит, а заодно над гордыней, внушающей ему, что его красота не пострадала бы и от безобразия.
На другой — смех хамский, в акте которого смеющийся отделывается от стыда, от жалости, от совести.
И где-то посредине между ними — интернетовский LOL — вялый рыхлый смех от усталости наблюдения.
Анонимус пытается быть злым. За его злостью видна попытка простебаться над материальным миром, может быть, даже освободиться от него. Интернет — платоновский мир идей. А раз анонимусы лишены тела, раз они — только мозг и души, то любой мем, в котором преобладает гипертрофированное материальное, будет обречен на успех.
Не случайно один из самых первых интернет-мемов — видео с танцующим ребенком. Больше половины всех популярных мемов имеют ярко выраженный кричащий материальный аспект: нелепые лица, мордочки, движения, взрывы, падения, эксцентричные выкрики, танцы и ужимки. Ну, и что может быть более материальным, чем котики.
Бердяев говорит, что творчество преображает мир. Анонимус мир не преображает, он даже не иронизирует над ним. Он смеется над объективацией ее же методами. Это все равно, что тушить огонь из огнемета. Может и весело, но результата ноль.
Самоирония
Смех другого порядка, который освобождает — смех самоиронии. Жесткий, беспощадный к самому себе.
Антон Носик как-то писал, что интернет убил иронию. Это верно и для самоиронии. Ирония в интернете непонятна. Для нее нет опоры. Опорой для самоиронии является поступок.
Мне жалуется знакомая, что она устала от интернета. Говорит, что ее напрягают все слова, которые она пишет и оставляет в комментариях. Мои слова — это не я, — говорит она, — Я это действия. Дела значат и говорят обо мне больше. А их не видно в интернете.
Самоирония видна в схеме
сделал глупость — поиронизировал — сделал по-другому
В схеме есть действие. Схема без действия, с одним наблюдением:
проиронизировал — посмотрел, поделился этим — опять поиронизировал
приводит к умиранию самоиронии. На ее смену приходит рыхлый мертвый смех.
Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир
Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»
Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети
Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях
Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?
Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете
Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории
Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего
Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна
Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей
Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге