Итоги: рынок купонных сервисов в 2012. Читайте на Cossa.ru

24 февраля 2013, 18:15

Итоги: рынок купонных сервисов в 2012

Рынок daily deals сервисов — из тех, что вырос с феноменальной скоростью. Замедление развития в такой ситуации — ожидаемое и понятное явление. Но 2012 я бы не стал называть годом стагнации для индустрии коллективных покупок, ведь сейчас многие крупные игроки расширили спектр своих услуг и решились на диверсификацию. На эти действия их толкнули изменившиеся условия рынка, который стал насыщенным и высококонкурентным. Думаю, в 2013 году эта борьба продолжится.

Итоги: рынок купонных сервисов в 2012

Проблемы

Многие компании, работающие в сегменте daily deals, стали казаться менее стабильными, чем раньше. Да, акции Groupon упали в цене. Ошибки в оперативном управлении привели к банкротству ресурса Bigbuzzy.ru — пятого по величине купонного ресурса в России. Но сама сфера daily deals осталась устойчивой и прибыльной. Проблемы есть, но это проблемы роста, которые характерны для всех новых отраслей. Все эти сложности не отменяют того факта, что daily deals — это перспективный и мощный рынок, который оказывает влияние на индустрию электронной коммерции в целом.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Персонализация

До недавнего времени компании, работающие в сфере коллективных покупок, были нацелены на оголтелый сбор баз данных, которые они практически не анализировали. В определенный момент эта стратегия нанесла удар по репутации отрасли, так как многие потребители разочаровались в методах работы daily deals сайтов. Я имею в виду иступленные e-mail рассылки, опостылевшие многим. В ответ на негативную реакцию гибкие игроки рынка начали стремиться к индивидуальному подходу и прилагать усилия для того, чтобы к пользователю попадали только те предложения, которые соответствуют его потребительским интересам и поведению. Мы анализируем наши предложения, чтобы наши письма были целевыми и актуальными для клиентов. И эта наметившаяся тенденция к персонализации только укрепляется.

Но многие компании по-прежнему анализируют только небольшую часть данных, которые у них есть. В 2013 году эта ситуация должна измениться: роль исследований в вопросах стратегического планирования станет ключевой. Игроки продолжат вкладывать средства в повышении адресности предложений и персонализацию сервисов. Продолжатся исследования в области управления трафиком и повышения конверсии. В итоге компании смогут привлекать все более и более целевых потребителей.

В конце концов, мы придем к новой схеме взаимодействия потребителя и бизнеса, к возможности достаточно точно прогнозировать поведение своих клиентов и быть на шаг впереди. Мы сможем с минимальными рисками инвестировать в те области развития, которые будут прибыльными.

Социальные сети и скидки

Из новых и пока слабопрогнозиуремых веяний — активизация в области так называемой «социальной коммерции». Продавать через социальные сети пытаются все больше и больше компаний, но пока успешными выглядит только работа на повышение у потребителей лояльности к бренду. Все более или менее внятные кейсы касаются вовлеченности пользователей в общение с брендом, а не продаж. Те, кто открывал магазины в соцсетях, например Gap, закрыли их. Поэтому говорить о востребованности коммерческих предложений в рамках социальных сетей я бы не стал.

Хотя тот же Facebook активно работает в этом направлении, выдавая все новые и новые инструменты для размещения и обмена спецпредложениями. И статистика говорит о том, что акции являются социальным продуктом — люди ими делятся. При этом основные продажи идут как раз среди тех, кто видит предложения в ленте новостей, а не тех, кому рекламные объявления подсовывает таргетинг. Вирусный эффект работает, и работает он на повышение продаж, но пока этот процесс настолько непредсказуем и слабоуправляем, что сравнивать эффективность запуска акций в социальных сетях и на daily deals сайтах рано.

Нишевые сайты

Но рынок все же сегментируется. Свою долю у купонных гигантов откусывают нишевые сайты, например, такие как Zulily — сайт коллективных покупок для мам, который недавно привлек $85 млн от Andressen Horowitz. Сейчас стоимость компании оценивается в $1 млрд. Новый подход к коллективным покупкам предложил ресурс HushHush — сервис, ориентированный на дизайнеров. Он предлагает скидки, подкрепленные работой с производителями напрямую. Таким образом потребители получают доступ к эксклюзивным вещам по сниженным ценам. И такое предложение находит постоянный поток клиентов.

Привлечение средств

Несмотря на то, что крупнейшие стартапы в области daily deals не могут выбраться в прибыльность, что преподносится иногда как кризис отрасли, их бизнес-модель продолжает вдохновлять инвесторов на дальнейшие вливания. Это доказывает пример американской LivingSocial, инвесторы которого в феврале «проголосовали» за будущее проекта очередным раундом финансовой поддержки в размере 110 $млн. Эти средства будут потрачены на маркетинг и технологическое развитие. В прошлом году выручка компании удвоилась, достигнув $536 млн, при потерях в $650 млн. В текущем году компания намеревается выйти на прибыльность. Массовые сокращения в LivingSocial, рассматриваемые как тревожный сигнал, на деле избавят компанию от избыточного персонала, оптимизировав затраты.

Оптимистично выглядят планы KupiVIP по привлечению $125 млн в ходе IPO. Первичное публичное размещения акций запланировано на будущий год. Компания намерена потратить средства на строительство складов и расширение сети доставки. Кстати, ее руководство также заявило об удвоение выручки в прошлом году по сравнению в 2011-ым, не называя, впрочем, конкретных сумм.

По данным Morgan Stanley, рынок электронной коммерции в России в 2012 году достиг 12 миллиардов долларов, а до 2015 года будет расти на 35% в год. Полагаю, обороты daily deals увеличатся пропорционально.

Общая логика развития индустрии приводит ее к персонализации и сегментации, которая в 2013 году будет только усиливаться. Думаю, этот процесс принесет пользователям все более интересные и привлекательные предложения от daily deals сайтов.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is