Бросил все, ушел в рекламу
Есть те, кто от рекламы бежит, как от огня, а есть те, кто готов бросить свою работу, чтобы только оказаться в рекламной среде. Мы спросили у пяти специалистов, которые состоялись в нерекламной сфере как профессионалы, почему они ушли работать в рекламу, как им это удалось и не считают ли они, что променяли важное дело на бездушную ерунду.
|
Ирина Власова
Специальность: журналист (журфак МГУ).
|
Рекламой я заинтересовалась еще в институте: моя подруга пошла работать в рекламное агентство и снабжала меня разными историями про съемки, сценарии, креативных директоров. Я просматривала каннский архив, испытывала множественные катарсисы и рыдала от умиления. Очень хотелось делать «вот так же». Катарсисов вполне хватало и в журналистике, но я хотела новых впечатлений от работы. Я в основном занималась тем, что искала для газеты интересные городские истории — драматичные, про людей и обстоятельства, в которых они оказались. И вот именно процесс поиска и рассказывания историй как-то плавно увел меня в сторону рекламных скриптов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Я уволилась из газеты с намерением устроиться на стажировку в агентство. Но идти мне туда было вообще не с чем. Пару ночей я просидела над бумагой с карандашом в руках. Извела полпачки. То, что не полетело в мусорку, я сфотографировала, вставила в презентацию и решила, что это мое портфолио. Я взяла ноутбук и пошла прямиком к Михаилу Кудашкину без предупреждения. Он удивленно глянул на мое творчество, сказал что первая идея из трех «отличная и рабочая», но уже сделана два года назад бразильским агентством (стыдно этого не знать). А другие две чтобы я немедленно удалила из памяти — своей, своего компьютера и его, Михаила Кудашкина, памяти, тоже. Посоветовал подумать полгода, набраться новых идей и совершить вторую попытку. Готовиться ко второй попытке я отправилась на Wordshop BBDO.
***
Когда битый час рассуждаешь о том, нужно ли показывать лающего пса в пятом кадре, достаточно ли премиальности в образе Анатолия Вассермана, как снять консерны клиента по поводу недостаточного брендинга… Невольно думаешь, зачем это все. Это же не спасет мир. Но наша индустрия имеет косвенное отношения к спасению мира. Рекламный специалист решает бизнес-задачи клиента.
***
Конечно, в рекламе, в отличие от журналистики, я имею дело с вымышленным миром. И когда на очередной встрече битый час рассуждаешь о том, нужно ли показывать лающего пса в пятом кадре, достаточно ли премиальности в образе Анатолия Вассермана, как снять консерны клиента по поводу недостаточного брендинга… Ну, в общем, невольно думаешь, зачем это все. Это же никак не спасет мир. Но, увы, наша профессия и индустрия имеет очень косвенное отношения к спасению мира. Рекламный специалист решает бизнес-задачи клиента, которому надо продать больше шоколадок. Можно постараться сделать такую рекламу, из которой, помимо желания купить шоколадку, зритель вынесет какую-то ценную мысль или просто хорошее настроение. В конце концов, есть бабушки, которых можно переводить через дорогу, дети, которым можно искать родителей, мусор, который можно собирать в парках. И все это выполнимо вообще без рекламного образования.
|
Илья Розов
Специальность: инженер. Учился в физмат-лицее
|
Я долго программировал, администрировал, поддерживал пользователей технически и морально. Но параллельно с основной деятельностью я изо всех сил старался развивать человеческие навыки — ходил на вечеринки, тусовался с разными фриками, шатался по сквотам и притонам, нарабатывал социальный опыт и при этом писал много разнообразных текстов — в частности, семь лет вел раздел «Клубы» в журнале Time Out Петербург. А потом прочитал «99 франков» и понял, что вот это — настоящая жизнь! Придумывай всякое и описывай это красиво! Сказка! Кстати, это оказалось не так.
***
Прочитал «99 франков» и понял, что вот это — настоящая жизнь! Придумывай всякое и описывай это красиво! Сказка! Кстати, это оказалось не так.
***
Путь в рекламу я начал в 2008 году с разработок концепций корпоративных мероприятий, BTL-кампаний и прочих маркетинговых коммуникаций для агентства GLOBAL POINT Communication Agency. Ничего не изучал, никаких курсов и площадок не посещал — в агентстве искали адекватного человека, и я удивительным образом подошел. Учился всему на месте, по Джеку Трауту и Филипу Котлеру. Потом случился взрыв digital, я погрузился в этот волшебный мир и вот, спустя 4 года, я в Москве, сижу в небоскребе и доволен. Я просто хочу делать крутую рекламу. Как Эрик Ферфрухен или Дэвид Дрога.
***
Делай достойную рекламу — и будешь приносить пользу другим и радость себе.
***
|
Митя Крылов
Специальность: cпециалист по связям
|
С моей стороны было бы слишком смело заявить, что в обоих сферах я состоялся как суперспециалист, но, может быть, и мой опыт покажется интересным.
Защитив диплом в инязе Мориса Тореза устроился в администрацию президента Медведева, где проработал два года в отделе, который занимался интернетами. Занимался ведением сайта kremlin.ru, плюс ездил на всякие визиты по России, работал со СМИ и писал мониторинги и отчеты. Потом перешел на работу в пресс-службу Собянина, на должность советника по PR и спецпроектам. Титулы забавные, с точки зрения стороннего наблюдателя, но советник — это круто, старше него можно быть только начальником какого-нибудь отдела. От интернетов там я отошел, занимался больше работой со СМИ. Не подумайте плохого, совершенно нормальной работой, сводил с нужными людьми журналистов, помогал пробиться туда, куда не пускают. Еще делал всякие ивенты, спецпроекты, реагировал на разнообразные инфоповоды. В общем, для 24 лет это была очень ответственная, содержательная и почетная работа. За что до сих пор и благодарен коллегам.
Но госслужба — занятие специфическое. Там не все зависит от профессиональных навыков. Главное — это очень циничная работа. Нет, правда, каждый человек определенного свойства характера, схожего с моим, в душе считает себя прожженным циником и даже гордится этим. Но здесь цинизм иного порядка. А тут еще началась зима 2012, и жребий, по большому счету, был брошен. Поэтому моя карьера госслужащего подошла к концу, и я без каких-либо соображений, что делать дальше, без золотых или даже бронзовых парашютов ушел по собственному желанию.
***
Рекламу можно любить, в нее можно верить. Но все мы в душе знаем, что есть в жизни более важные вещи, чем дедлайны и выигранные тендеры. Но, как говорил Гомер Симпсон, это проблемы будущего меня, и сейчас они меня не заботят.
***
Пришел я в рекламу совершенно рядовым SMM-менеджером. Первые полгода полностью сместил фокус интересов, посвятив себя чтению всего по теме соцсетей и digital, до чего мог дотянуться. В профессиональную литературу на русском я не очень верю, а на английском читать большие тексты я не большой любитель, поэтому начал с профильных отечественных сайтов, потом перешел на американские. И еще читал горы презентаций, кои брал на SlideShare, но по большей части просил друзей, которые работают в рекламе, поделиться тем, что делали они или что присылали им. Так потихоньку въехал в тему. Прошло почти два года — и в них была куча интересных проектов, содержательных знакомств и новых умений.
Рекламу можно любить, в нее можно верить. Но все мы в душе знаем, что есть в жизни более важные вещи, чем дедлайны и выигранные тендеры. Но, как говорил Гомер Симпсон, это проблемы будущего меня, и сейчас они меня не заботят. Надо еще очень много работать.
|
Александра Ильина
Специальность: журналист (окончила журфак ВШЭ,
|
Из журналистики хочу уйти по нескольким причинам. Во-первых, сейчас ситуация на рынке такова, что в перспективе есть риск остаться вообще без работы, либо существенно потерять в зарплате на новом месте. Во-вторых, шансы найти работу, где нужно писать о том, что интересно, практически равны нулю. А о том, что не интересно, писать не хочется.
Я понимаю, что прийти в желаемую профессию с улицы, не имея ни портфолио, ни даже базовых знаний, не получится. Поэтому буду учиться. Я изучила образовательные офлайновые площадки, посоветовалась со знакомыми и выбрала платные курсы при крупной рекламной сети. Надеюсь, что смогу туда поступить. В рекламе привлекательнее всего для меня выглядит арт-дирекшен. Мне интересно было бы попробовать работать с визуальными образами, не только с текстом.
***
Лучше рискнуть и попробовать себя в новом деле, чем жалеть об упущенной возможности, когда будет уже поздно.
***
|
|
Я по призванию и по образованию психолог. Учиться на психолога начал еще в школе. Ходил на курсы, потом поступил в университет, несколько лет проработал психологом.
Как и у любого человека, у меня было два стремления. Духовное и материальное. Духовное заключалось в том, что я ужасно хотел заниматься академической психологией. Но академическая психология не дает должного заработка. Практическая психология, впрочем, тоже не дает должного заработка. Поэтому я решил пойти в рекламу. К тому же, на меня оказал очень сильное влияние мой отец. Он уверял меня, что я буду хорошим рекламистом, что я должен бросить работу с детьми и зарабатывать деньги. При первой же возможности я так и поступил. Теперь истории о том, как я работал с аутистами и олигофренами, стали всего лишь историями.
***
Самое главное — общение с профессионалами. Если ты общаешься только с такими же, как ты, то никогда не станешь крутым.
***
Начал с того, что изучил историю и тренды, пересмотрел все кейсы. Я понял: чтобы стать крутым профессионалом, я должен полностью пройти рекламный онтогенез. Я изучал, как работает html5, и в то же время ходил на выставку советских рекламных плакатов, слушал лекции по инфографике и отсматривал первые рекламные ролики, читал Огилви и втыкал в стратегии, которые писали мои старшие коллеги. Когда я изучил историю рекламы до 2012, я понял принципы, приобрел нюх. Самое главное — общение с профессионалами. Если ты общаешься только с такими же, как ты, то никогда не станешь крутым. Поэтому я всегда особый кайф получал от общения со своими креативными директорами. Леша Антонов, Антон Ярусов, Вася Лебедев. Я воспринимал их как учителей и старался понять каждое движение их мысли. То же касается и стратегов. Необходимо тесно с ними общаться, чтобы понимать, почему две отличные идеи лежат на столе, но одна из них сработает, а другая нет. Ну и конечно же, на старте карьеры большую роль играют базовые знания. Хотя бы понять, как устроен рынок, что можно делать, что нельзя, терминология, тренды — лучше, чем курсы, ничто не даст такой большой объем информации в такие сжатые сроки (4 месяца). Но основной массив знаний все равно получаешь только во время работы. Реклама — это прикладная наука, по учебникам ее не выучишь.
Сейчас я креативный директор DAN Moscow. Но на самом деле, это не та должность, которая полностью соответствует моей личности. Недавно я общался с коллегой из DAN New York. Его должность звучит как innovation director. В Россию этот тренд еще не пришел. Креатив в digital — это не только концептуальный креатив, это еще и изобретательство, умение грамотно совместить несколько технологий или дать новую жизнь старой, всеми забытой технологии. Надеюсь, что через несколько лет я смогу уйти из креатива и заниматься только инновациями.
***
Конечно, я, как любой здравомыслящий человек, хочу на хрен свалить из этой никчемной индустрии.
***
Реклама никогда не была для меня формой самореализации. Для меня реклама — это в первую очередь деньги, а не творчество. Если когда-нибудь деньги потеряют для меня ценность, то я первым же делом свалю этой никчемной индустрии.
Материал подготовила Алина Базелюк
Ссылки по теме: