Можно ли свести отношения между клиентом и агентством к одному клику
Рекламное агентство Woedend! запустило мобильное приложение, которое помогает клиентам находить агентства для сотрудничества — правда, пока только в Амстердаме. Специалисты российских рекламных агентств рассказали Cossa.ru, что они думают о приложении и его потенциале для отечественного рынка.
Приложение называется Pitcher, оно доступно для iOS и Android. После регистрации в нем пользователь — бренд — может указать в строке поиска категорию, к которой он относится (технологии, транспорт и туризм, еда и напитки, финансы и т. д.), тип предстоящей рекламной кампании и примерную стоимость услуг, исходя их своего бюджета. Когда все параметры выставлены, Pitcher найдет подходящие агентства для проведения тендера.
Каждое агентство в базе данных Pitcher имеет свою карточку с необходимой информацией о компании. С найденными компаниями рекламодатель может связаться напрямую. Приложение позволяет позвонить сразу пяти агентствам в шорт-листе клиента.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Есть ли смысл для такого приложения на рекламном рынке? Облегчит ли оно жизнь рекламодателей и агентств?
Максим Орлов
ONY, арт-директор |
Идея отличная. Потенциал у приложения большой. Хотя не уверен, что стартовать нужно было именно с приложения. Скорее, это возможность получить дополнительное внимание со стороны прессы, так как в большинстве случаев тендер удобнее организовать с полноценного компьютера.
Для России была бы актуальна адаптация с возможностью для агентства один раз собрать все документы и забыть про это хотя бы на какое-то время, все остальное делает сервис. Часто серьезный сбор документов является стоп-фактором или отнимает кучу времени, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное.
|
|
Александр Кулам
Red Keds, руководитель отдела продюсирования |
У меня была идея сделать открытую базу подрядчиков с типизацией, фильтрами и функционалом проведения тендера. Я думаю, что это очень перспективно, но не в рамках приложения, а как полноценный бизнес, как симбиоз freelance.ru + booking.com + youdo.ru.
У бренд-менеджеров, проджектов, даже у нас [продюсеров] постоянно возникает вопрос — кому отдать проект? Факторов при выборе подрядчика великое множество, но определяющую роль, как правило, выполняют три пункта:
- Цена;
- Отзывы и рекомендации коллег по цеху;
- Наличие релевантных работ достойного качества;
- Секретный пункт российского бизнеса — хороший откат.
Конечно, в рамках отношений «агентство-продакшен» немного иной контекст, чем в отношениях «клиент-агентство», но и для такого пересечения можно обеспечить прозрачность. Или хотя бы попытаться.
|
|
Илья Корнеев
Affect, креативный директор |
Не думаю, что оно будет работать у нас. Не уверен, что вообще B2B-рынку может помочь такой простой функционал: все намного сложнее в выборе агентств. Я сужу с нашей колокольни при работе с большими компаниями. У больших брендов большой отдел закупок со своей системой принятия решений, какое агентство звать. И мобильное приложение им вряд ли поможет, они и так опытные люди, знают рынок. Хотя если средний бизнес хочет найти небольшое специализированное агентство, то все может быть.
|
|
Игорь Намаконов
MOST Creative Club, управляющий партнер |
Приложение интересное и соответствует духу времени. Но вижу несколько препятствий на пути распространения его популярности: 1) неясно, по каким критериям идет отбор агентств в рекомендованные; 2) приложение не заменит существующее сарафанное радио, рейтинги и личное отношение между менеджерами.
Поэтому его главная функция, на мой взгляд, выступать дополнительным, но фановым каналом поиска подрядчика.
Ситуация на рынке коммуникаций в Голландии и России сильно отличается. Мы все-таки еще диковато ведем бизнес: мы не консолидированы (каждый сам за себя); у нас нет рыночных договоренностей о таких вещах, как, например, запрет на переманивание сотрудников или, наоборот, об аренде сотрудников (что есть в Голландии); у нас клиенты не любят и не умеют платить за идеи; очень сильно влияние крупных сетевых агентств на клиентов, и много недоверия молодым игрокам. Поэтому для нашего рынка такое приложение, скорее, игрушка. Пока. Но запустить такую штуку не помешает — это может быть хороший серчер среди молодых команд.
|
|
Александр Чижиков
Articul Media, директор по стратегическому планированию |
Появление Pitcher — логичная попытка создать еще один внутриотраслевой инструмент, который направлен на то, чтобы выбор агентства на рекламном рынке стал более прозрачным.
Потенциально подобные приложения могут расширить свой функционал не только подбирая шорт-лист агентств, но направляя пользователя по наиболее эффективному сценарию проведения тендеров (критерии выбора победителя, количество этапов и участников и т. д.). Pitcher пока ограничивается одной «рекомендацией» — приложение подбирает шорт-лист из пяти агентств (сравните это с типичной ситуацией на российском рынке, когда в тендер приглашаются 15–20 агентств).
Два ключевых элемента определят, будет ли подобное приложение актуальным для России:
1. Правильная точка входа. У клиентов безусловно будет существенный барьер: как можно доверить мобильному приложению участие в подборе агентств? Поэтому изначально приложение должно сфокусироваться на том сегменте рекламного рынка, который наиболее легко принимает все новое — на сегменте digital-коммуникации.
2. Источник данных об агентствах. Как будет осуществляться подбор данных для приложения? Кто сможет выступить как независимый и объективный источник информации, чтобы не получилось как в известной поговорке «в футбол всегда играют 22 человека, а побеждают немцы»?
|
|
Мария Дмитриева
AdWatch Isobar, генеральный директор |
Я не вижу на рынке проблемы «как же клиенту найти агентство?» Мы (агентства) деньги зарабатываем рекламой, если нам нужно, сумеем донести до своей ЦА (клиентов), что мы есть и готовы принять участие в тендере. Если агентство нужно искать, то это значит, что оно или плохое, или ему не нужны новые клиенты.
Сможет ли приложение прижиться в России, зависит от того, какими именно агентствами разработчики наполнят базу. Если там будет ТОП-10, будут и все остальные. Но, на мой взгляд, это все равно игрушка, а не сервис.
Если бы приложение запустилось на русском рынке, то главное, что нужно было бы учесть, — сохранить функцию оплачиваемых тендеров на первом экране.
|
|
Михаил Бродников
Red Keds, директор по работе с клиентами |
Приложение хорошо отражает подход агентств к работе и то, как выбирает подрядчика клиент. Агентства оформляют фестивальные работы на пустом месте, раздувая количественные показатели и ноздри. Клиенты делают вид, что выбирают себе подрядчика по уровню креатива, а не гибкости. Я бы добавил фотографию клиентского менеджера в карточку для максимальной объективности выбора.
|
|
Юлия Холодова
Ailove, директор по работе с клиентами |
Мне нравится идея тем, что информация об агентствах и питчах будет хотя бы немного унифицирована. Это сильно сэкономит время участников при подготовке к тендеру.
Сайты у агентств абсолютно разные и иногда сомнительной актуальности. О доступности некоторой важной для агентств информации в процессе тендера вообще ходит много анекдотов.
Но. Все это будет работать только при очень серьезной и жестокой модерации. Какие-то параметры должны указывать обязательно, должна быть проверка данных человеком. Иначе будут вводится преувеличенные данные с обеих сторон и получаться список из 100–500 неподходящих агентств.
|
|
Алексей Куприянов
Traffic Isobar, генеральный директор |
Такое приложение имеет смысл для небольших клиентов и небольших агентств или для молодых сегментов рекламных услуг, о которых пока мало информации. Для крупных клиентов и крупных агентств это работать не будет, они знают друг друга достаточно хорошо, и тут «посредник» в виде приложения будет лишним.
|
|
Владимир Завертайлов
«Сибирикс», основатель агентства |
Приложение с благой идеей — дать заказчику фильтр для быстрого отсеивания неподходящих агентств (соответственно, поиска подходящих).
Плюсы приложения:
- Оно простое, всего три критерия поиска: сфера деятельности, тип кампании, цена.
- Хорошо наполнено контентом (по крайней мере, на текущем «амстердамском» этапе).
- Поиск занимает буквально десять секунд.
Однако ситуация, когда, скажем, бренд-менеджер искал бы подрядчика парой кликов в своем айфоне, не проводя более-менее серьезный анализ рынка, кейсов этих агентств, кажется фантастичной.
Приложение можно использовать как карманную тендерную площадку: набросал условия, выбрал подходящих исполнителей, написал/позвонил каждому, узнал условия работы. Но не больше того. Смущает и чрезмерная примитивность фильтра:
- Фатально мало критериев поиска;
- Нельзя выбрать, скажем, сразу две кампании (что, если бренду нужна digital-кампания и одновременно уличная «партизанка»?).
Хотя понятно, что это делалось намеренно, в рамках концепции. Как подсказывает и личный опыт, и исследования российских digital-изданий, у нас в стране главными критериями выбора того или иного агентства остаются два фактора: рекомендация компании-партнера и портфолио агентства. Чуть отстают рейтинги (для веба это Tagline, Ruward, Рейтинг Рунета — последний, кстати, с очень неплохим фильтром по агентствам).
Поэтому появляются обоснованные сомнения в том, что приложение способно стать по-настоящему востребованным инструментом для заказчика.
Николай Степанов
Pichesky, managing director |
На моем веку (ха-ха) уже было столько попыток перевести в 2.0 формат отношения «клиент-агентство», что я уже со счета сбился. И каждый раз фейл. Если мы говорим о серьезных клиентах и соответствующих топ-агентствах, то никакой сайт, сервис, инструмент или механизм не смогут учесть все разнообразие критериев выбора агентства клиентом. Агентство выбирают за его подход, формат мышления, креативность, уровень менеджмента, ценовую политику, химию, в конце концов. И это правильно и абсолютно нормально.
Через Pitcher (как и через почти любой существующий сервис подбора исполнителей на проект) клиент сможет разве что посмотреть портфолио и выбрать подрядчика на односложную понятную услугу (а-ля перечень услуг на freelance.ru), но, уверен, задумка была в другом. Предлагаю даже не пробовать запускать такое на российском рынке, пусть это останется милым самопиаром агентства Woedend!.
|
|
Алекс Шифрин
Saatchi, CEO |
На многих рынках (в других странах) существуют консультанты по тендерам, к услугам которых прибегают клиенты в поиске брокеров/ буфера между ними и агентствами. Подобное приложение имеет смысл, потому что существует много разных бизнесов и много разновидностей агентств, включая
- Традиционные;
- Локальные агентства, устроенные по принципу «магазина горячих путевок»;
- Агентства новых технологий;
- Агентства узкого профиля, специализирующиеся на конкретных инструментах и задачах.
Это лишь небольшая часть великого множества опций. Требуется много усилий, чтобы уверенно лидировать в таких условиях, именно поэтому есть смысл в существовании буфера, профессиональных ассоциаций, которые помогают сделать процесс выбора агентства более эффективным и учитывают все существующие возможности и потребности обеих сторон. Насколько я понимаю, то, что происходит в Амстердаме, представляет собой следующий шаг в цикле такого повышения эффективности: идея существования тендерного консультанта перешла в онлайн, как и многое в современном бизнесе.
Будет ли это работать в России? Эта идея может работать на любом рынке, но безусловно будет зависеть от особенностей каждого из них. Кроме того, существование такого инструмента подразумевает наличие здоровой стартап-культуры, предпринимательской среды среди клиентов и агентств. И чем сильнее будет происходить диверсификация и децентрализация распределения денежных средств и принятия решений, тем больше будет потребность в тендерных консультантах. Был период времени, особенно когда зарождался проект в Сколково, когда Россия вроде бы действительно была готова развивать предпринимательскую культуру. Однако сейчас мы скорее наблюдаем стагнацию и сосредоточение инвестиций внутри, что заставляет многих осторожничать и ставить свои планы на паузу. В такой ситуации я не вижу необходимости в тендерных консультантах или их автоматизированных цифровых версиях, таких, как Gopitcher. Сейчас нет такого уж обширного количества предложений и возможностей на рынке. Но и это изменится. В один прекрасный день мы придем к либерализации возможностей бизнеса, возврату инвестиционных вложений и снова увидим существование привлекательной среды для руководителей агентств, которая позволит развивать сети и запускать стартапы, и именно тогда настанет время этого приложения.
|
|
Евгений Тонев
ARC Russia (входит в Leo Burnett Group Russia), креативный директор |
Я считаю, что это приложение, в первую очередь, помогло агентству Woedend! (автору приложения). Клиенты обратят на него внимание, как на необычный способ поиска агентства, а это хорошая пиар-история для небольшого агентства. В данном случае функциональность и полезность не являлись первоочередными задачами для авторов.
Для тех, кто в индустрии, это приложение — разлекательная и пиар история, для тех, кто вне — это ликбез нашей индустрии. Для крупных клиентов маловероятна необходимость такого приложения. Оно может быть полезно для тех, кто набирает в поисковой строке слова «какие рекламные агентства бывают» или «где заказать рекламу».
Я слабо представляю себе полезность этого приложения (на любом рынке) на том уровне, на котором оно сделано сейчас. Если оно будет детальнее проработано, функционал будет переделан, появится больше граф и т. д. , то возможно будут шансы быть чем-то большим.
Чтобы эффективно работать (не только в России), разработчикам стоит учесть, что, основываясь на трех параметрах: цена, категория (например, digital) и название проекта, — тяжело сделать выбор.
|
|
Денис Шапкарин
Nectarin, управляющий партнер |
Я считаю, что это отличная идея и не вижу никаких преград для успешной работы приложения в России. Оно актуально для поиска поставщиков интернет-рекламы в сегменте среднего бизнеса: бюджеты до 2 000 000 на рекламу в год. Крупные компании, на мой взгляд, не будут активно пользоваться этим приложением в силу сложившейся специфики и сложности задач.
|
|
Михаил Гейшерик
Grape, директор по бизнес-развитию |
Это забавное приложение, созданное в первую очередь для самопиара агентства. При этом понятно, что с точки зрения налаживания бизнес-контактов оно абсолютно неэффективно. На решение о том, кого пригласить в тендер, у профессионалов рынка влияет очень много факторов: начиная от структуры и компетенций, заканчивая отзывами коллег. Одних лишь красивых картинок кейсов недостаточно.
Материал подготовили: Дарья Абрамова, Алина Базелюк