Цифровизация и непрерывное обучение: как построить успешную карьеру

29 мая 2022, 14:00
0

Цифровизация и непрерывное обучение: как построить успешную карьеру

Декан факультета интернет-профессий университета «Синергия» рассказывает о цифровом образовании, текущих трендах обучения и концепции lifelong learning
Цифровизация и непрерывное обучение: как построить успешную карьеру

В настоящее время в Российской Федерации идет активная реализация национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика», которые направлены на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В том числе проект «Цифровая экономика» включает в себя программу «Цифровые профессии», которая помогает россиянам получить дополнительное профессиональное образование при финансовой поддержке государства. Обучение проходит в онлайн-формате от ведущих образовательных организаций. Среди цифровых профессий популярны такие, как PHP-разработчик, специалист по Data Science, интернет-маркетолог, таргетолог, копирайтер, SEO-специалист, проджект-менеджер. Подобная  направленность государственных программ подчеркивает сразу 3 тенденции: рост востребованности цифровых профессий и цифровых навыков, развитие дистанционного образования, необходимость обучения и переобучения в течение всей жизни. Причем эти тенденции тесно связаны между собой. Давайте разберем каждый аспект подробнее.


Дистанционное образование
Мощная технологическая и методологическая база дистанционного образования является трамплином для реализации самых высоких амбиций выпускников образовательных учреждений. Круглосуточная доступность и модульное построение курсов, начиненных интерактивными компонентами, зачастую, позволяет формировать собственную индивидуальную образовательную траекторию. Это одно из ключевых преимуществ дистанционного образования, но далеко не единственное. Одни учатся с перерывами, стараясь максимально использовать все идеи курса, реализовать их на практике, а другие изучают одновременно несколько курсов. Все это способствует высокой мобильности и экономии свободного времени студента. Кроме того, среди преимуществ дистанционного образования доступность образовательных ресурсов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки и других средствах сети Интернет. Еще одним плюсом являются более комфортные по сравнению с традиционными эмоционально-психологические условия для самовыражения студента, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей личностного общения.В перспективе дистанционное образование призвано изменить сложившиеся условия организации образовательного процесса с целью осуществления подготовки нового поколения лидеров, способных решать глобальные задачи устойчивого развития экономики Российской Федерации.  Реализация возможностей дистанционного образования также помогает развитию системы ранней профессиональной ориентации детей и молодежи, так как делает возможным организацию дистанционных программ дополнительного образования. В частности, появляется все больше онлайн-школ для детей и подростков. Они помогают превратить увлечения школьников в основу для будущей карьеры. Например, в Университете «Синергия» есть детская школа программирования для детей от 8 до 18 лет. На занятиях в этой школе дети изучают языки программирования, создают сайты, приложения, игры с нуля, а также 3D миры и дополненную реальность. Все это помогает школьникам получать ценные практические навыки.



Lifelong learning
Обучение профессиональным навыкам школьников является началом пути в концепции  «Образование через всю жизнь». Впервые термин lifelong learning появился в середине 70-х годов, тогда у этой идеи было немало критиков. Однако сейчас это становится нормой и даже необходимостью современной жизни. Технологии быстро развиваются, появляются новые профессии, а предыдущие неизбежно устаревают. В таких условиях работникам необходимо постоянно дообучаться и переобучаться, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Причем практика показывает, что обучение должно быть не просто регулярным, а непрерывным. Только так оно будет эффективным и позволит развиваться. Особенно это актуально во время перемен и кризисов, когда количество кандидатов увеличивается, а количество вакансий, наоборот, уменьшается. Это вызывает рост конкуренции между соискателями. Для того, чтобы сохранить свою конкурентноспособность, нужно либо прокачивать и наращивать навыки и знания в текущей отрасли, либо переходить в новую, более перспективную, так как текущая становится все менее востребованной. В связи с этим взрослые люди вынуждены учиться, однако их обучение отличается от школьного и студенческого. Их главная цель не получить высокие оценки, сдать экзамен или стать обладателем диплома, а овладеть современными навыками для работы и уметь их применить на практике. Такие потребности уже меняют рынок образования и в дальнейшем коснутся не только переподготовки состоявшихся специалистов, но и обучения школьников и студентов. Так, например, образовательные программы Факультета интернет-профессий Университета «Синергия» положили начало реализации проекта «Инновационный лифт», который представляет собой вертикально выстроенную систему образования «ШКОЛА-ССУЗ-ВУЗ-ИННОВАЦИОННЫЕ КАДРЫ». Он обеспечивает поступательное развитие личности человека под девизом «Образование через всю жизнь» в тренде lifelong learning. Изюминкой проекта является развитие обучающегося в направлении формирования универсальных компетенций (Soft Skills), необходимых для успешной реализации новой профессиональной траектории и создание базы данных профессиональных кадров – «Электронное портфолио» – для последующего трудоустройства или самозанятости. Обучение по концепции lifelong learning позволяет быстро реагировать на требования рынка. Стремительное развитие IT в экономике, особенно после пандемии, много процессов переводит в цифровой формат. И потенциальный работодатель в первую очередь смотрит на компетенции будущего сотрудника в цифровых аспектах, в использовании цифровых продуктов. Поэтому очень важно также обладать цифровой грамотностью.



Цифровые профессии
Востребованность навыков цифровой грамотности и цифровизация распространяется практически на все отрасли современного рынка, а на цифровые профессии в первую очередь. К цифровым профессиям относятся не только программисты и разработчики, но и аналитики, проджект-менеджеры, интернет-маркетологи, таргетологи, дизайнеры, копирайтеры. Их появление и рост востребованности как раз и является причиной и стимулом развития концепции lifelong learning, и, соответственно, дистанционного образования, как максимально эффективного инструмента для этого. Ведь мы получаем образование в первую очередь для карьеры, а не для «корочки». Потребности рынка влияют на то, как будут выстраиваться и проходить образовательные программы. Например, программист сначала осваивает знания и навыки уровня Junior, затем снова дополнительно обучается, чтобы получить повышение до Middle и так далее. Образование является инструментом построения карьеры.


Что нас ждет?
При всех преимуществах, возможна ли полная замена очного образования дистанционным? Скорее всего нет. Самым эффективным и распространенным способом получения знаний станет смешанное обучение – Blended learning. Это подход, который сочетает уроки онлайн и занятия в аудитории. При этом подходе максимально используются достоинства онлайн и оффлайн занятий, а также взаимно устраняются их недостатки. В то же время полностью очное обучение, возможно, станет элитарным, где на первый план выйдут психологические аспекты подготовки, основанные на развитии «метанавыков». Ведь с развитием технологий, в том числе таких как «метавселенные», где люди могут «уходить» в виртуальный мир, будет сложнее оставаться социализированным человеком. Очное образование станет решением этого вопроса, но без дистанционных технологий, вероятно, станет очень дорогостоящим. Смешанный же подход будет самым эффективным и распространенным среди слушателей и студентов.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is