В России разработают альтернативный законопроект о больших данных
Который позволит легально обмениваться данными между участниками рынка и госструктурами.
Разработку закона планируют завершить примерно через полгода силами рабочей группы при администрации президента в сотрудничестве с ведущими компаниями из разных областей: «МегаФоном», МТС, «Яндексом», X5 Retail Group и ассоциацией «Финтех», которая объединяет крупнейшие банки.
На текущий момент сбор и оперирование обезличенными данными о пользователях не отрегулировано как внутри страны, так и за рубежом. Профили на различных интернет-ресурсах, информация о геолокации, биометрия, поведение пользователей на сайтах — всё это составляет массив big data. Данные, которые собирают информационные системы и устройства, используются транснациональными компаниями в их целях и никак не регламентируются.
«С точки зрения рисков такая неурегулированность означает как минимум две проблемы: потерю Россией рынка с потенциалом капитализации компаний не менее чем в $40 млрд, а также нарушение суверенитета и гостайны — возможность бесконтрольного получения и анализа данных о пользователях», — заявил директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов.
Напоминаем, что с 2007 года в России действует закон об обороте персональных данных, а с 1 сентября 2015 года ещё один закон требует хранить персональные данные россиян на территории страны.
В 2016 году начата разработка законопроекта, регламентирующего работу с «большими пользовательскими данными». Предполагалось сделать единый госоператор big data, который будет собирать данные от госорганов, юридических и физических лиц. Участники должны будут раз в квартал отчислять 2% доходов от обработки данных в специальный фонд.
Но, по мнению Кирилла Варламова, этот законопроект имеет существенные недостатки, так как учитывает только пользовательские данные и обходит стороной данные, получаемые с помощью приборов, датчиков и механизмов. Кроме того, подразумевает передачу госоператору дорогостоящей интеллектуальной собственности — алгоритмов обработки, что не учитывает интересы больших игроков рынка.
«Это очень сырой проект, который не обсуждался с отраслью», — убеждён Варламов.
По мнению экспертов, альтернативный законопроект 2017 года благодаря сотрудничеству государства с крупными компаниями отрасли способен создать условия обмена данными, учитывающие интересы всех сторон.
|
|
Иван Акимов
Аккаунт-директор ArrowMedia (Kokoc Group) |
Сегмент BigData активно развивается и уже сейчас крупные игроки рынка, например, финансовые и телекоммуникационные компании создают собственные базы данных. Это позволяет им сегментировать пользователей и формировать персонализированные сообщения для каждой группы, повышая, таким образом, конверсию рекламы. К примеру, банк может предложить потребительские кредиты на ремонт или покупку мебели клиентам, которые недавно приобрели квартиры. А сотовые операторы, выделив сегмент постоянных пользователей мобильного интернета, таргетируют на них рекламу нового тарифа с большим объемом трафика.
Создание специализированного оператора хранения данных может повысить качество контроля за их безопасностью. К сожалению, сегодня участились случаи, когда недобросовестные компании или отдельные сотрудники «сливают» базы данных третьим лицам. В результате предоставив номера телефонов одной организации, пользователи получают множество звонков и спам-сообщений от других компаний. Надеемся, разработчики законопроекта предусмотрят в нем ужесточение наказания за подобные действия.
Принимая во внимание, что в работе над документом участвуют «МегаФон», МТС, «Яндекс» и X5 Retail Group, есть основания предполагать, что интересы рекламодателей и рекламных систем будут учтены.
Не пропустите: Интервью с директором по онлайн-маркетингу OZON о больших данных и машинном обучении в ритейле.
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.