Нетология представила исследование российского онлайн-образования и обучающих технологий
Как дела у корпоративного и языкового обучения.
В последнем издании составители сконцентрировались на корпоративном и языковом онлайн-образовании. Полный вариант доклада вы можете скачать на сайте.
Корпоративное образование и госзаказы
Российский рынок корпоративного образования оценивается в 3 млрд ₽. Большую часть денег приносят корпорации типа «Газпромбанк», «Лукойл» и «Росгосстрах». Дистанционное обучение персонала заметно экономит средства. Исследование показало, что 69% компаний обучают сотрудников сами и привлекают сторонние фирмы, 21% — самостоятельно контролируют обучение и 10% — отдают образование работников на аутсорсинг.
Средняя стоимость обучения слушателя корпоративной программы зависит от численности курса и достигает 40% от суммы, которую платит частный клиент при прямых продажах.
Компании нередко адаптируют под себя готовый обучающий контент. Затраты на его кастомизацию достигают десятков миллионов рублей. Вероятно, из-за этого на рынке востребованы инструменты для создания учебных материалов или системы управления обучением.
Госучреждения составляют 60–70% клиентов для разработчиков образовательных проектов. Инертность государственной системы замедляет развитие рынка, но не становится преградой для бизнеса. Так, годовая выручка образовательных проектов фонда «Сколково» в 2016 году составила около 1,2 млрд ₽.
Языковое онлайн-образование
Около 3% населения России от 15 до 64 лет изучает иностранные языки. Самым востребованным остаётся английский язык: его выбирают 89% учащихся. Немецкий учат 10%, французский — 4%, китайский — 3%, итальянский и испанский — по 2%. Большинство респондентов осваивает языки для общения в путешествиях или продвижения на работе.
В конце 2016 года российский рынок обучения иностранным языкам составил 26,8 млрд ₽. Среди изучающих иностранные языки с помощью технологий 63% занимаются только онлайн, а 37% — в смешанных форматах. В основном это люди в возрасте 25–35 лет, работающие пять дней в неделю. Доля женщин составляет 50–70% в зависимости от сервиса. Также эксперты отмечают рост аудитории 50+.
Одно офлайн-занятие стоит для россиянина 1000 ₽ в неделю. В онлайне пользователи тратят 502 ₽ за неделю обучения с репетитором. Самостоятельные занятия в сети стоят 175 ₽ в месяц. «Жизненные циклы» слушателей в обоих случаях равны примерно 3,8 месяца в год.
Поставщики языкового образования пользуются четырьмя способами монетизации: freemium с последующей подпиской, прямые продажи курсов, рекламная модель и продажа индивидуальных онлайн-занятий с учителями. Freemium-модель лидирует. Крупнейшими игроками в сегменте являются SkyEng, LinguaLeo, Puzzle English, EnglishDom и Easy Ten.
Традиционные языковые школы стагнируют. Крупные учебные центры развивают собственные онлайн-продукты с прицелом на смешанное обучение, чаще всего — это групповые занятия с онлайн-тренажёрами.
По мнению исследователей, одна из перспективных ЦА языковых сервисов — школьники. Для них скоро появятся отдельные модели с обильной геймификацией. Сейчас же отмечается слабая вовлечённость и низкая мотивация аудитории в сервисах самостоятельного обучения.
Читать по теме:
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru
Автор иконки на тизере: Becris, Noun Project
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.