«Ведомости»: Кремль и ФСБ стали мониторить Telegram-каналы, чтобы отслеживать «весь спектр новостей»
Ну, и разбираться в «тусовочке».
Издание «Ведомости» выяснило, что пресс-службы министерств и госкомпаний включают в официальные мониторинги СМИ общественно-политические Telegram-каналы. Мониторингом занимаются МВД, ФСБ и Минобороны.
Генпрокуратура не включает Telegram-каналы в мониторинг, но «это не значит, что она их не видит», объясняет представитель ведомства Александр Куренной. МИД осуществляет ежедневный мониторинг блогов и соцсетей и «все заслуживающие внимания сообщения докладываются руководству министерства». В Минюсте используют информационно-аналитическую систему, которая мониторит Telegram-каналы с упоминанием Минюста России и его деятельности. В Сбербанке мониторят публичные Telegram-каналы для «предоставления руководству максимально полной и объективной информационной картины». А пресс-служба ВТБ не включает их в ежедневный обзор прессы, но информация в каналах мониторится онлайн.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что мониторинг Telegram-каналов ведётся для президента. Сам Песков считает, что в них «много шелухи». По словам пресс-секретаря премьера-министра Натальи Тимаковой, Telegram-каналы для Дмитрия Медведева не мониторят. По её мнению, 80% их содержания — это «слухи и попытки манипулировать информацией, а остальные 20% — пересказ новостей, уже переданных СМИ».
Система мониторинга «Катюша» отслеживает содержание Telegram-каналов уже на протяжении года — всего мониторится около 200 каналов. В пресс-службе Госдумы отметили, что «читают всё» и стараются следить за всем спектром новостей.
По данным «Медиалогии», два из трёх первых мест в рейтинге политических Telegram-каналов занимают анонимные «Сталингулаг» и «Незыгарь». Эксперты считают, что росту аудитории поспособствовал скандал между создателем Telegram Павлом Дуровым и Роскомнадзором.
Большинство опрошенных чиновников, политтехнологов и экспертов, близких к администрации президента, уверены, что Telegram-каналы — «игрушка» нового внутриполитического блока Кремля. Знакомый с информполитикой одного из госорганов федеральный чиновник считает, что у власти есть свои «карманные» каналы:
«Сейчас размещение публикаций в Telegram эффективнее и прицельнее, чем в какой-нибудь средней газете, которую увидят 2700–3500 человек».
По мнению ещё одного чиновника, Telegram выполняет функцию «тусовочки»:
«Стало много платного размещения, информация слишком политизированная и зачастую недостоверная. Более эффективно размещение в СМИ, но если ты можешь позволить себе разместиться в „Незыгаре“, то сигнал дойдёт».
Бывший федеральный чиновник отмечает, что Telegram для администрации — удобный способ считывать сигналы разных групп интересов и их позиций по различным вопросам:
«Есть новостной сегмент, отраслевые каналы, иногда дающие инсайды и объясняющие, что происходит. Есть те, кто якобы публикует политические инсайды, но таких мало. Самые осмысленные каналы — те, кто даёт свой анализ происходящего, вроде „Сталингулага“, „Мысли не Мысли“, „Политджойстика“ или „Политбюро“».
Telegram-каналы связаны друг с другом сложной «цепью взаимных репостов, коммерческих и дружеских размещений», считает собеседник, близкий к администрации президента. По его мнению, Telegram — это разросшийся до неприличия «Компромат.ру»:
«Девять из десяти постов — это компиляция открытых источников, один из десяти — палец в небо и один из ста — инсайд, который подбрасывают люди, с которыми они работают».
Анонимные каналы отрицают связи с властью. Автор «Сталингулага» заявил, что «принадлежит только себе», представитель «Методички» опроверг информацию о том, что канал ведёт кто-то из администрации, автор «Караульного» признался, что в числе его администраторов «есть действующие госслужащие, они имеют контакты с УВП, но не являются его сотрудниками».
Павлу Дурову задали вопрос: считает ли руководство мессенджера нужным влиять на политику размещения контента в этих каналах, беспокоит ли руководство, что многие каналы имеют анонимных авторов, и будет ли руководство как-то вмешиваться в их деятельность?
«Нет», — ответил Дуров.
Читайте также:
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru
Автор иконки на тизере: Ilaria Bernareggi, Noun Project
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!