«Закон Яровой» вынудит иностранных операторов сократить присутствие на российском рынке
Или уйти полностью.
«Закон Яровой», вступающий в силу 1 июля 2018 года, будет иметь международные последствия. Согласно отчёту Института исследований интернета (ИИИ), требования закона по хранению данных применимы к иностранным операторам, участвующим в процессе приёма, передачи или обработки данных на территории России.
«Иностранные компании, имеющие в России лицензию оператора по предоставлению услуг связи от фиксированной до голосовой, могут попадать под требования „пакета Яровой“ и, как следствие, нести риски, связанные с нарушением норм иностранного права», — объяснил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Речь идёт о предполагаемом нарушении европейского регламента «О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных» (GDPR). Он вступит в силу 25 мая 2018 года и установит избирательное хранение данных пользователей для обеспечения национальной безопасности — только при условии их согласия на обработку персональных данных.
Необходимость подчинения «закону Яровой» и одновременно GDPR может привести к сокращению присутствия иностранных компаний на российском рынке телеком-услуг, если не к полному их уходу.
Директор по стратегическим проектам ИИИ Ирина Левова считает, что для иностранных сервисов требования по сбору и хранению персональных данных пользователей и их раскрытию по запросам спецслужб несут высокие репутационные риски.
Применение законов о персональных данных в российском праве ограничено «по национальному принципу». Однако интернет-услуги по такому признаку не предоставляются. Даже если регистрационные формы содержат графу о гражданстве пользователя, проверить достоверность этой информации невозможно:
«Потенциально на минимизацию рисков в правовом поле окажет влияние то, каким образом правительство РФ определит порядок, сроки и объем хранения информации в подзаконных актах, которые ещё не приняты. Пока решение этой проблемы для компаний не очевидно», — отметила Ирина Левова.
Под действие «пакета Яровой» могут попасть сайты зарубежных СМИ или торговые интернет-площадки, которые проводят регистрацию пользователей. Член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов привёл в пример Alibaba Group, которая будет развивать в России площадку Tmall. Он отмечает, что «там тоже будет регистрация с персональными данными», а по закону все компании, работающие с ними, должны быть внесены в госреестр. Компании либо будут соблюдать российские законы, либо будут вынуждены уйти с рынка, заключил Куликов.
На данный момент в реестре организаторов распространения информации порядка 96 ресурсов. Среди них российские интернет-компании, мессенджеры, соцсети, почтовые и поисковые сервисы. К организаторам распространения информации относятся и иностранные компании, которых пока примерно 10. В их числе WeChat, Threema, Telegram, Badoo, Vimeo, Opera Software и несколько файлообменников.
Тем временем Роскомнадзор планирует в ноябре направить популярным в России мессенджерам официальные требования регистрации у российских операторов связи, чтобы выполнить нормы закона о мессенджерах. Игнорирование требований приведёт к блокировке сервиса в стране.
Глава РКН предположил, что мессенджерам может понадобиться время для выполнения законодательства. Ведомство готово пойти навстречу, если речь идёт о «разумных сроках»:
«Каждую ситуацию мы будем рассматривать отдельно, но никого уговаривать не намерены», — подчеркнул Александр Жаров.
Читать по теме:
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru
Автор иконки на тизере: Delwar Hossain, Noun Project
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.