Блогеров с зарубежными клиентами могут приравнять к СМИ-иноагентам
Хотя законодатели «не рассматривают» авторов блогов в контексте нового закона.
19 декабря группа депутатов внесла в Госдуму новый законопроект. Он предусматривает, что СМИ-иноагенты должны регистрировать российское юрлицо для распространения своих материалов.
Один из авторов нового закона вице-спикер Госдумы Петр Толстой на встрече с журналистами сообщил, что блогеры будут считаться иностранными агентами при определённых условиях:
«В том случае, если он [блогер] является СМИ и получает финансирование из-за рубежа, но в принципе мы не рассматриваем блогеров в контексте этого закона».
Мы обсудили новость с управляющим партнёром Odgers Berndtson Романом Тышковским. Роман называет сразу несколько причин, почему подобную меру будет сложно исполнить в обозримом будущем.
«Во-первых, согласно закону о СМИ, все блогеры, у которых больше трёх тысяч подписчиков, обязаны регистрироваться в качестве СМИ, но на деле лишь незначительная их часть прошла эту процедуру. По данным Роскомсвободы, летом этого года в реестре было зарегистрировано 2208 ресурсов, большая часть из которых приходилась на популярные сообщества ВКонтакте. Но при этом большое количество блогеров — и в том числе чиновников, ведущих собственные блоги, например, Рамзан Кадыров, у которого только в Telegram 21 000 подписчиков — не регистрируется в качестве СМИ. И дело не в том, что кому-то разрешено не регистрироваться, а в том, что сам механизм не очень прозрачен. Следовательно, и его реализация.
Во-вторых, возникает вопрос, как мы будем отслеживать финансирование? Только у самых популярных блогеров есть какой-то отлаженный бухгалтерский бэк-офис. Многие работают через продюсерские компании. И сейчас во многих случаях отсутствует возможность отследить, откуда пришли деньги. Блогеры не всегда знают, получают ли они иностранные деньги.
Третья сложность — форматы. Например, сейчас очень популярен unboxing подарков от зарубежных спонсоров, например, лимитированного набора Lego. Или travel-блогера приглашают для съёмок за границу. Возникает вопрос, насколько можно считать такие форматы финансированием из-за рубежа.
В целом сложно спрогнозировать, как отреагируют на это те или иные блогеры, но это однозначно приведёт к повышению количества серых схем финансирования».
Напомним, в середине ноября Дума одобрила закон о СМИ-иноагентах. Для соответствующих ресурсов будет предусмотрен строгий контроль и подробная финансовая отчётность.
Материалы по теме:
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.