24 полезных ресурса для контент-маркетологов: книги, блоги и Telegram-каналы
Что почитать, чтобы стать круче.
Книги
Майкл Стелзнер
Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета
Одна из самых популярных вводных книг на эту тему. Автор объясняет все этапы работы с контентом — от подготовки до размещения.
Книга Майкла хорошо образовывает новичков и вдохновляет опытных «контентщиков».
К слову, это настольная книга небезызвестного Гая Кавасаки, который при каждом удобном случае настоятельно рекомендует ее к прочтению.
«Ваш контент должен зацепить взгляд читателя до того, как захватит его ум. Иллюстрации могут значительно усилить впечатление от вашей статьи. В идеале на каждые 300 слов текста должно приходиться одно изображение».
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Роберт Роуз, Джо Пулицци
Управление контент-маркетингом
Книга состоит из двух частей. В первой части авторы рассматривают стратегию контент-маркетинга, а во второй — непосредственно сам процесс ее реализации.
В каждой главе книге подробно разбирается тот или иной кейс, на примере которого наглядно демонстрируется применение методик.
Полезный учебник для профессионального роста начинающих маркетологов, редакторов, SMM-менеджеров.
«Писатель и поэт Майя Энджелоу однажды сказала: „Я поняла, что люди забудут то, о чём вы говорили, забудут то, что вы делали, но никогда не забудут то, что вы заставили их чувствовать“. Пусть эта фраза всегда напоминает вам: общение — это гораздо большее, чем то, что мы говорим».
Денис Каплунов
Контент, маркетинг и рок-н-ролл
Первая книга по контент-маркетингу, написанная русскоязычным автором.
Денис Каплунов начинал свой профессиональный путь, как копирайтер на «массовых» биржах. Но он вел интересный и полезный блог о копирайтинге, писал статьи для СМИ, давал интервью, и благодаря этому (а также хорошей работе с клиентами, конечно) стал признанным экспертом Рунета по контент-маркетингу и автором нескольких деловых книг-бестселлеров.
В книге Денис раскрывает секреты создания увлекательного и полезного контента. Все подтверждено примерами из его собственной и отечественной практики.
«И помните, бренд — это не просто имя, бренд — это имя, которое нельзя забыть. И создать такое имя поможет контент».
Дэн Заррелла
Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта
Дэн Заррелла — популярный западный блогер, сотрудник известной маркетинговой компании HubSpot, колумнист New York Times, Wall Street Journal, Wired и Forbes.
Основываясь на пятилетних научных исследованиях и опросах, он выводит беспроигрышные рецепты эффективных контент-маркетинговых стратегий.
Каждая глава книги рассматривает и анализирует определенные социальные сети: а именно Twitter, Facebook, Pinterest. Также есть главы про ведение блога и сайта.
В книге много графиков и статистических данных о закономерностях поведения людей в интернете.
«Сравнив позитивный и негативный контент не только между собой, но и с нейтрально окрашенным, я обнаружил, что последний хуже всего. Лучше позитив, чем негатив. Но если стоит выбор между нейтральным и негативным, эффективнее негатив. Конфликт и драма привлекают внимание и становятся темой активного обсуждения».
Ли Одден
Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему
Ли Одден возглавляет компанию TopRank, занимающуюся консалтингом в сфере онлайн-маркетинга.
Основываясь на своем богатом опыте, он рассказывает, как объединить в рамках маркетинговой стратегии контент, социальные медиа и поисковую оптимизацию.
Книга научит грамотно создавать, размещать и анализировать контент, «оптимизировать и социализировать» его, а также оценивать его эффективность.
Даже несмотря на отсылки к американским сервисам и отсутствие упоминаний «Яндекса» и «ВКонтакте», все идеи, изложенные в книге, чрезвычайно жизнеспособны. Кроме того, они крайне малобюджетные, а некоторые и вовсе бесплатные.
«В заголовках, ссылках и основном тексте используйте важные для ваших клиентов слова и словосочетания. Это предоставит им нужную информацию и вдохновит к действию»
Блоги
Блог агентства «Текстерра»
Интернет-агентство «Текстерра» работает на рынке с 2007 года.
Это, возможно, первое агентство на российском рынке, которое стало пропагандировать пользу «умного» контент-маркетинга для бизнеса (еще в те времена, когда рынок предпочитал простое «ссылочное» SEO) и приобрело со временем заслуженный статус эксперта по этой тематике.
В блоге Texterra публикуются качественные руководства и исследования по контент-маркетингу, SEO и SMM. Также бывают переводы статей западных маркетологов.
Блог компании «Мегаплан»
Блог «Мегаплана» — источник вдохновения и кладезь полезной информации.
(С 2012 по 2014 год для блога писал Максим Ильяхов. Все статьи Мегаплана авторства Максима — ссылки можно найти здесь — рекомендуются к прочтению от корки до корки. Они по праву считаются золотым фондом контент-маркетинга Рунета). Помимо советов о написании качественных текстов, в блоге компании много материалов, посвященных личной эффективности, корпоративной культуре, технологиям управления, и предпринимательству.
«Идеономика»
Идеономика — это блог, который публикует переводы иностранных статей. Особенно он будет полезен тем, кто не читает по-английски или просто хочет, чтобы идеи иностранных гуру были изложены на родном языке. Очень удобно, что одном месте можно найти все самые полезные материалы от ведущих западных экспертов, таких как Сет Годин, Джеймс Алтучер, Лео Бабаута.
Блог студии Дениса Каплунова
Авторский блог упомянутого выше Дениса Каплунова. В блоге публикуются материалы как его авторства, так и авторства сотрудников его студии. Тематика постов разнообразная — от обзоров книг до пошаговых инструкций с ответами на популярные вопросы копирайтеров и контент-маркетологов.
Электронные книги
Александр Лашков, Дмитрий Кабанов (Медиахаб Rockin'Robin)
Советы редактору: как создавать интересные тексты
Книга написана основателями студии Rockin'Robin, которая занимается созданием контента для технологических проектов.
У Александра и Дмитрия хороший опыт продвижения проектов на тематических IT-площадках (вроде «Хабрахабра»), где люди зачастую негативно относятся к маркетинговому контенту. Поэтому книга будет особенна полезна копирайтерам и редакторам IT-компаний.
В книге разобраны распространенные ошибки на примере реальных ситуаций, а также даны советы, как избежать этих ошибок.
«Точно так же и авторам „корпоративных“ публикаций важно понимать, что именно в тексте будет формировать ту самую добавленную стоимость, которой нет у конкурентов. Это может быть какая-то статистика, ценный комментарий эксперта (тут важно „отжать“ всю воду и оставить только важные данные), да или хотя бы просто зарубежный материал, который на русском языке еще не публиковался или публиковался без объяснения его сути».
Евгения Крюкова (Текстерра)
E-book: 100+ практических хаков для интернет-маркетологов
Евгения Крюкова — редактор и маркетолог, которая сделала рассылку и блог Текстерры тем, чем они являются.
На страницах ее книги почти каждый пример — результат личного тестирования. Даже опытные специалисты смогут найти для себя что-то новое.
Помимо информации о контенте, в книге много говорится о контекстной рекламе, работе с социальными сетями, инструментах продвижениях.
По заверению автора, книга настолько насыщена полезными советами, что на практическую их реализацию уйдет, как минимум, год.
«Техника „небоскреб“ — один из моих самых действенных способов создания вирального контента. Суть техники очень проста — на сайтах конкурентов нужно найти материалы, которые вызвали хороший отклик у аудитории (набрали большое количество расшариваний и комментариев), скопировать их идею, но реализовать в десятки раз лучше».
Александр Лашков, Дмитрий Кабанов (Медиахаб Rockin'Robin)
Как использовать контент для продвижения бизнеса
В этой книге затронуты основные вопросы, которые возникают у маркетологов, PR-специалистов и владельцев бизнеса, когда дело доходит до контент- продвижения. Основной фокус сделан на проблематике, с которой сталкиваются ИТ- компании и стартапы, однако в целом предлагаемые решения хорошо масштабируются и на другие отрасли.
«При этом контент — понятие очень широкое, оно объединяет, к примеру, колонки экспертов компании в СМИ, материалы из блога, подкасты и видео, инфографику и другие изображения (в том числе публикуемые в социальных сетях). Это самое базовое объяснение, которое не дает ответа на вопрос: а если публиковать в группе „ВКонтакте“ картинки и ссылки, это контент-маркетинг или нет? На самом деле все сложнее, и без разработки осмысленной контент-стратегии не обойтись».
Крупнейшая в Рунете группа в Facebook (приближается к 15 тысячам участников) о контент-маркетинге.
Каналы в Telegram
Паша и его прокрастинация
Канал о том, как писать хорошо и не писать плохо. Автор — Павел Федоров, редактор «Нетологии». Павел публикует правила русского языка, советы писателей, делает обзоры новых книг о писательском мастерстве, постит ссылки на интересные статьи.
Я просто текст
Ссылки на интересные тексты и комментарии по самым разнообразным профессиональным поводам от Александра Горбачева — редактора отдела специальных корреспондентов в «Медузе».
Pressfeed
Pressfeed.ru — сервис для общения между представителями прессы и ньюсмейкерами. На канале сервиса в Telegram ежедневно публикуются новости о самом актуальном из мира медиа и коммуникаций.
Что почитать редактору
Ежедневная подборка полезных материалов для редакторов, копирайтеров, SMM-специалистов и контент-менеджеров.
Writer Stuff
Канал в помощь писателю, сценаристу, копирайтеру. Ежедневная подача полезного контента.
Relap
Relap — сервис персонализации контента для СМИ. Канал посвящен медиа и нативной рекламе.
Русский контент-маркетинг
Ежедневные подборки интересных материалов по контент-маркетингу, юзабилити, SMM, email-рассылкам. Советы по копирайтингу, редактуре и журналистике. Небольшие конспекты с профильных мероприятий.
Sinodov.com
Канал основателя издания Roem Юрия Синодова. Юрий фиксирует свои мысли об интернет-бизнесе, постит объёмные тексты, посвящённые IT, PR, маркетингу и медиа.
Урна копирайтера
Публикуются броские бесплатные названия для проектов, брендов и стартапов.
Канал Илья Бирмана
Ильи Бирман — арт‑директор дизайн-бюро Артёма Горбунова, создатель популярной типографской раскладки. Илья постит короткие заметки о дизайне и русском языке, делится советами и находками.
Rosaly
Канал редактора портала Mediabitch Розалии Каневской для креаторов, копирайтеров и пиарщиков. Честные мысли о том, что и как происходит в мире коммуникаций.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.