«Ещё один Telegram-канал»: как я случайно превратила хобби в проект
От пяти друзей и постов о фильмах и музыке — к каналу о PR и работе в IT с 1300 подписчиков за полгода.
Полгода назад я создала Telegram-канал и незаметно для себя перешла от свободного постинга к регулярным публикациям о PR и работе в IT-компании. Моё хобби превратилось в полноценный проект, ход и промежуточные результаты которого я описываю в этой колонке.
Шаг 1. Подобрала правильную площадку
Раньше я вела блог на вордпрессе и гордилась своей сотней регулярных просмотров. Но на написание и редактуру текста для каждой публикации уходило больше недели: правок было много, а «Главред» всё ещё был мной недоволен. Я искала площадку, не требующую стольких усилий, и выбор пал на Telegram.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Изначально Telegram не предназначен для блоггинга — это мессенджер. Через него ты общаешься с друзьями, знакомыми, коллегами, шутишь (даже несмешно), пишешь обрывистыми фразами и отправляешь emoji и стикеры. Поэтому канал в Telegram оказался идеальным инструментом для графомании. Ты вещаешь в режиме монолога, не отвлекаешься на обратную связь и лайки. Это площадка для высказывания мнения, оценки которого ты не ждёшь.
Шаг 2. Определилась с темой
Ночью 30 июля я вернулась с фестиваля с телефоном, полным видеозаписей выступления группы Horsepower. Чтобы поделиться впечатлениями, я завела телеграм-канал, пригласила в него пять близких друзей и выложила свой первый пост:
А теперь, я блогер-тысячник, пишущий про PR, личную эффективность и тайм-менеджмент.
После череды постов о фильмах и музыке я случайно опубликовала текст о работе в команде приложения «Кошелёк» CardsMobile. Это был длинный пост про таск-менеджмент, способы которого я подсмотрела у наших разработчиков и применила к своей работе в PR ― и это был первый пост, после которого мне написали.
Мой друг (и, пожалуй, мой самый верный подписчик) моментально прислал сообщение: «Ксюша, это интересно и очень круто! Но можно ли перевести твой пост на русский язык?». На тот момент я действительно не думала об аудитории ― а зря. Значение слов «таска», «джира» и «бэклог» знает узкий сегмент людей. Скажу больше: мало кто в России в принципе знает, что такое PR, чем он отличается от рекламы и за что вообще PR-специалисту платят деньги ― и об этом стоит рассказать. Я начала менять контент.
Через некоторое время мне написал автор канала «Интернет-аналитика»: «Читаю твой канал. Пишешь классно. Продолжу быть подписчиком». После ещё нескольких постов про связи с общественностью я получила ещё одно сообщение с обратной связью: «Учи через канал быть пиарщиком. PR ― это функция, в которой много человечности, здравого смысла и искренности». Комментарий окончательно сформировал концепцию канала.
Я перешла на истории о буднях пиарщика в финтех-стартапе: о специфике профессии, работе над собой и историях из практики. Мой канал стал каналом о PR не столько для специалистов, сколько для тех, кто очень хочет пиариться или хочет развиваться в этой сфере, но не знает, с чего начать.
Стать профессионалом в одной узкой области гораздо проще, чем во всей сфере. Можно быть блогером, который пишет обо вс`м, но таких слишком много. При этом колумнистов, которые специализируются на конкретной теме, гораздо меньше.
После выбора концепции число подписчиков на канал увеличилось до пятидесяти (уже не только моих друзей), затем резко достигло сотни. А потом меня начали узнавать в Telegram-чатах на 250 участников.
Шаг 3. Продвигала канал (нет)
Telegram ― сравнительно новая площадка. На практике выяснилось, на ней ценят оригинальный контент, а не перепосты и дайджесты из ссылок. Когда ты создаёшь авторский материал, тобой интересуются и тебя читают.
Я сапожник без сапог. Я не продвигала канал целенаправленно: добавила его в основные каталоги, один раз протестировала рекламное размещение, но с нулевым результатом. Органика и упоминания на каналах, заметивших меня, за полгода привели 980 подписчиков. Отметку в тысячу я преодолела после публикации на vc.ru, где меня внесли в список интересных непопулярных телеграм-каналов.
В сентябре меня спрашивали, что я буду делать после того, как стану блогером-тысячником:
На самом деле, рекламу начинают предлагать гораздо раньше, но вот стоит ли её размещать ― большой вопрос. Мне кажется, единственный тип рекламы, допустимый в Telegram ― нативка. Всё остальное вызывает у подписчиков негативную реакцию ― но это только моя гипотеза. Но чтобы подобное заявление не было голословным, нужно провести хотя бы несколько экспериментов с рекламой, а я пока не готова рисковать аудиторией.
В январе количество подписчиков достигло тысячи, и эта отметка действительно ничего не изменила. Исключение ― время, которое уходит на создание пяти постов в неделю, и количество входящих сообщений в моём Telegram.
Шаг 4. Общалась с аудиторией
После первых пяти сотен подписчиков мне начали задавать вопросы. Как общаться с коллегами? С чего начать продвижение? Как написать пресс-релиз? Все эти вопросы задавали совершенно незнакомые мне люди по всей России. Сообщения по-прежнему прилетают из Томска, Новосибирска, Владивостока, Краснодара, Екатеринбурга, Тольятти.
У меня невероятно крутые подписчики: их вопросы появляются вовремя и становятся темой для новых постов. Студенты благодарят за помощь в «поиске себя». Практики радуются, что они не одиноки в своих переживаниях. Владельцы бизнеса спрашивают, как найти пиарщика. Стартаперы пытаются понять, нужен ли пиарщик их компании. Всё это очень круто ― когда я создавала канал, я не рассчитывала на такую реакцию.
Конечно, негатив есть: «и как эта ТП набрала больше тысячи подписчиков», «кто это вообще такая», «почему она пишет на эту тему». Haters gonna hate. Но когда один из троллей написал мне личное сообщение, уже через десять минут мы с ним сошлись на почве общей боли.
Я могу объяснить негатив: у меня не такой внушительный послужной список, я не медийное лицо, я не работала в огромной известной корпорации. Но я стараюсь не писать чушь. Канал ― проект, за который мне не стыдно перед подписчиками: незнакомыми людьми, коллегами, начальством, друзьями и даже родителями.
P.S.
Я всё ещё чувствую себя юным дерзким щенком, которому хорошо бы дать по носу за наглость. Да, иногда мне не хватает опыта. Да, перед каждой публикацией я боюсь облажаться. Но именно об этом мой канал. Я рассказываю об успехах и ошибках и, как мне кажется, учу быть хорошим пиарщиком и хорошим человеком.
Источник фото на тизере: Depositphotos
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.