Что рисовать раньше — десктоп или мобильную версию? Или как дела с Mobilefirst. Читайте на Cossa.ru

07 апреля 2017, 14:10

Что рисовать раньше — десктоп или мобильную версию? Или как дела с Mobilefirst

Веб-разработчики рассуждают, почему Mobilefirst всё ещё не стал стандартом по умолчанию.

Что рисовать раньше — десктоп или мобильную версию? Или как дела с Mobilefirst

Помните эти восторги по поводу Mobilefirst? Подходу, при котором проектирование сайта начинается с мобильной версии, к которой лишь потом «дорисовывается» большая десктопная. Как легко и просто всё выглядело ещё пару лет назад: мобильный трафик растёт, значит, пора делать ставку именно на мобильные устройства. Казалось, ещё немного, и другие подходы к созданию сайта станут совсем не актуальными.

Но на дворе уже апрель 2017-го, написаны тонны мануалов по адаптиву и мобильным версиям, Google вовсю готовится к запуску мобильного индекса, но mobilefirst-революции так и не случилось. Почему? Изменится ли ситуация в ближайшем будущем?

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Мы спросили представителей веб-студий разной специализации, возраста и масштаба, как они относятся к этому подходу, практикуют или нет. Ответы были получены столь разноплановые, что очевидно — отрасль поделилась на три категории: «Да, конечно», «Нет, нам и так нормас» и «Мейби, если осторожно».

Сначала предлагаем выслушать доводы скептиков.

Скептики: «Это искусственное ограничение, в котором больше маркетинга, чем разработки»

AlexeiShishkin.jpg
       

Алексей Шишкин

Генеральный директор столичного e-commerce агентства Redsoft

«Mobilefirst — это прекрасный способ ввести в проектирование искусственные ограничения для перегруженных интерфейсов. И, наверное, это единственное оправданное применение этого метода (ускорение загрузки я в данном случае не учитываю, так как есть десятки способов получить результат и использование moff.js не самый эффективный из них).

Мы редко используем подход MF. Таким образом, мы разрабатывали только стартапы (онлайн-сервисы), потому что для нас это в первую очередь инструмент для „срезания“ неоправданных сущностей в интерфейсе — на мобильном должно быть только то, что нужно обязательно. При таком подходе можно добиться того, чтобы не вводить третьестепенные фичи в интерфейс для десктопа. В некотором смысле для нас этот подход стал скорее политическим инструментом, чем профессиональным. В то же время при проектировании десктопных интерфейсов мы держим в голове схему распределения приоритетов показов блоков интерфейса — то есть сам метод работает ещё на уровне подготовки и является второстепенным. И я думаю, что в будущем MF-идеология будет поглощена более ёмким подходом к проектированию и разработке».

NikolayApurin.jpg
       

Николай Апурин

Генеральный директор крупного веб-интегратора «АРТВЕЛЛ», специализирующегося на государственных проектах

«Есть узкие отрасли, где это применимо. Но для 99,99% это не годится. Необходимо прорабатывать структуру, навигацию, тепловые карты для всех типов разрешений экранов.

Также стоит отметить, что Mobilefirst ближе к маркетинговому ходу. Вы представляете, сколько разрешений нужно запроектировать в разных типах поворотов, браузерах и т.д.?

Предлагаю любителям Mobilefirst начать с третьего айфона и ещё лучше — с китайских мобильников ;)

Если серьёзно — это огромный труд, и за него можно браться строго тогда, когда есть понимание рабочего продукта».

Агентство Bquadro — среди тех, кто относится к Mobilefirst довольно осторожно: метод практикуют, но панацеи в нём не видят. Почему? Обратите внимание на предпоследнее предложение.

IngaTairova.jpg
       

Инга Таирова

Заместитель директора по развитию интернет-агентства полного цикла Bquadro

«Клиенты, как правило, сами не предлагают начать разработку сайта с непременным учётом Mobilefirst. Для них важно, чтобы сайт решал конкретные задачи. При этом очевидно, что объём трафика с мобильных устройств только увеличивается.

При переадресации с десктопной версии на мобильную пользователь порой не находит информацию, которую искал, потому что мобильная версия зачастую сильно расходится с основным сайтом. Поэтому подход к ранжированию, учитывающий специфику потребления контента на мобильных устройствах, выглядит оправданным и логичным.

Выбор приоритета устройства просмотра во многом зависит от отрасли компании, типа сайта, решаемых задач и целевой аудитории как мобильной, так и десктопной версий. Сейчас практически каждый сайт разрабатывается с адаптивной версией, контент которой подстраивается под устройство отображения. При этом он внешне может отличаться, но решать задачи в целом. По нашей практике могу сказать, что на ранжирование таких сайтов не сильно сказывается подход к индексации с приоритетом Mobilefirst. Грамотная работа опытного SEO-специалиста позволяет выводить в ТОП проекты независимо от этого фактора».

Перейдём к студиям, которые не только видят перспективу в Mobilefirst, но и уже сейчас активно его практикуют. Как они аргументируют свою позицию?

Энтузиасты: «Это мастхэв и будущее»

DmitriiLoginov.jpg
       

Дмитрий Логинов

Директор интернет-агентства «Четвёртый Рим» из Калужского региона, предпочитающего работать с развивающимися компаниям

«Методика вёрстки Mobilefirst является наиболее качественным решением при разработке адаптива. Данный подход позволяет сократить время загрузки страниц на мобильных устройствах за счёт уменьшения количества запросов на загрузку ресурсов (js, css, изображения), и, как следствие, мобильные пользователи получают только тот контент, который подготовлен для их разрешения экрана и устройства.

В отличие от устоявшегося подхода, когда разработка адаптива начинается с десктопной версии, Mobilefirst требует более детальной работы на этапе прототипирования и разработки концепта сайта. Необходимо разработать не только несколько индивидуальных макетов для различных разрешений мобильных устройств с максимально удобным интерфейсом и навигацией, но и основательно подумать над проектированием структуры ресурсов и программного кода.

Обычно инициатором данного подхода является студия. Клиентам тяжело уследить за всеми современными технологиями, и поэтому на нас лежит большая ответственность за выбор технологий.

Подход Mobilefirst актуален для проектов любой сложности. Конечно, он требует больше времени и ресурсов на стадии разработки, но эти затраты окупаются при дальнейшем продвижении проекта, такие сайты получают больше баллов у поисковиков.

Увеличение мобильного трафика способствует изменению подхода к разработке современных сайтов. Именно поэтому важно предоставлять качественный контент и удобный интерфейс на всех устройствах. Очевидно, что такой подход к разработке верстки станет “musthave” для заказной разработки».

AndreiMorozov.jpg
       

Андрей Морозов

Генеральный директор компании «ЕВРОСАЙТЫ» из Ростова-на-Дону, специализирующейся на развитии новых подходов в разработке проектов

«Последние полгода мы практикуем подход Mobilefirst. Во многом сложность заключается в психологическом факторе, ведь раньше делали основной (десктопный) сайт, а потом его адаптировали. Данная модель ведёт к упрощению сайтов, к их лёгкости по дизайну и юзабилити.

Мы понимаем, что сегодня важнее мобильный сайт, чем десктопный. В некоторых наших проектах мобильный трафик уже достиг 80%, а это о многом говорит.

Из очевидных проблем, которые обычно появляются в мобильной разработке, можно особо отметить разногласия браузеров. Например, когда ряд технологий, которые отлично работают на Android, не будут работать на iPhone.

В целом, думаю, технология Mobilefirst будет развиваться всё сильнее и сильнее, мобильные версии сайтов будут превращаться в приложения и работать на оконном типе».

Вот ведь странность. Почитаешь последние два мнения и думаешь: так здорово же! Почему тогда забуксовала популяризация Mobilefirst? Мы попросили следующего спикера дать свои варианты объяснений данному феномену.

AlexanderKovalskii.jpg
       

Александр Ковальский

Творческий руководитель агентства CreativePeople, регулярно занимающего первые места в рейтингах креативности и побеждающего в российских и зарубежных конкурсах сайтов

«Mobilefirst — это точно будущее, но в настоящем эта концепция буксует по вполне понятным причинам.

Фактически, рынок сам тормозит эту концепцию — переплачивать за Mobilefirst совсем не хочется, если выгода не очевидна.

Во-первых, убирать все элементы в мини-версию существенно сложнее, чем размашисто лепить всё подряд на большой экран, а значит, нужны специалисты более высокого уровня (с этим всегда сложности на рынке), способные продумать макет сразу во всех нужных состояниях адаптивной версии сайта.

Во-вторых, клиенты далеко не всегда готовы платить сразу за несколько версий сайта (как мы видим по статистике, всё ещё достаточно много сайтов у наших клиентов, на которых процент мобильного трафика ничтожен).

В-третьих, у клиента всегда есть возможность за небольшие деньги „прибить“ к сайту отдельную мобильную версию за несколько дней и за очень доступные деньги (таких стартапов только в России уже десятки). Это явная экономия и бюджета, и времени на разработку.

Есть ещё и глобальные цифры статистики, которые подсказывают, что люди существенно меньше тратят времени на мобильный сёрфинг и всё больше времени проводят в каких-то постоянных информационных каналах (смотрят Facebook, Instagram, чат, читают новостные ленты). Мне попадались примеры, когда вместо мобильной версии сайта подгружалась группа на Facebook, и этого было вполне достаточно для коммуникации с компанией».

Выводы

Попробуем тезисно подытожить?

  • Mobilefirst — это как котлетка с пюрешкой. Нравится почти всем, но не всегда уместно. Например, в кинотеатре принято есть поп-корн, но увидеть людей с тарелкой и вилкой было бы странно, правда?

  • Большинство клиентов не готовы к Mobilefirst. Инициаторами данного подхода бо́льшей частью являются именно подрядчики. То есть именно от самих студий зависит, какой подход будет реализован в том или ином проекте.

  • Кстати, про подрядчиков. Если ранее не доводилось случая прокачать соответствующие скилы, то со значимыми заказчиками, они, как правило, рисковать не будут. Замкнутый круг.

  • На данный момент в Рунете не так много удачных кейсов, реализованных по Mobilefirst. То есть не очень понятно, с кого именно можно брать пример.

  • Объёмы мобильного трафика на данный момент существенно переоценены. Мобильный трафик — не всегда значит сёрфинг. Во многих случаях речь всё ещё идёт исключительно о соцсетях и мессенджерах.

  • Часть разработчиков уже понимает, что может миновать фазу Mobilefirst, сделав прыжок сразу в сторону MobileNative.

В продолжение темы вот тут мы также делимся аргументами, почему разработчикам корпоративных сайтов, лендингов и магазинов пора отказаться от прототипов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is