Чеклист по подбору семантического ядра
О чём знать заказчику и помнить исполнителю. Рассказывает Екатерина Ходюшина, руководитель SEO-группы Rookee.
Перед вами максимально полный чеклист, который мы используем сами и всем советуем. С его помощью вы не забудете проработать важные ключевые слова и сможете проконтролировать SEO-подрядчика.
Подготовительная работа
Начнём с азов. При подборе СЯ для сайта нужно учитывать:
1. Целевую аудиторию. Составьте портрет потенциального покупателя. Для этого укажите:
- пол и возраст;
- занятость — работает, домохозяйка, безработный;
- вид занятости — человек определённой профессии, родитель, фрилансер, студент, школьник;
- образование, знания в какой-то конкретной области и уровень пользования IT-технологиями;
- место проживания, региональную специфику (в регионах могут использоваться специфические названия, сленг, может различаться уровень цен);
- когда возникает потребность в товарах или услугах. Опишите, в каких ситуациях к вам обычно обращаются (в случае острой необходимости — например, срочный вызов такси — ежедневной, раз в месяц, раз в год или раз в жизни).
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
2. Типы товаров или услуг. Охарактеризуйте бизнес простыми и общепринятыми понятиями:
- продаёте оптом или в розницу;
- дешёвые товары, дорогие или в среднем ценовом сегменте;
- элитную продукцию, б/у, дисконт, по распродаже;
- предоставляете услуги под ключ или только часть работ (перечислите, каких именно);
- можно ли оплатить онлайн (или только в офисе), заказать прайс-лист, цены указаны в каталоге или только в личном кабинете;
- представлены ли на сайте калькуляторы, схемы, инструкции, договоры, сертификаты, указаны ли ГОСТы и законы, есть ли возможность запросить расчёт (актуально для узкопрофильных тематик, когда требуется дополнительная информация для принятия решения).
Зафиксировали эту информацию? Отлично. Тогда вопрос: откуда брать эти данные? Из брифа, который заполняет владелец бизнеса или ответственный менеджер. Сразу оговоримся: в брифе может быть указано не всё. В этом случае дополнительно запросите недостающую информацию (некоторые сведения можно найти на сайте компании).
Подбор ключевых слов
Важно: для бо́льшей наглядности и удобства сравнения данных все подобранные запросы полезно вносить в таблицу Excel.
Итак, что рекомендуется включать в семантическое ядро для максимального охвата:
1. Запросы, раскрывающие тематику сайта. Подобрать такие ключевые слова можно в процессе мозгоштурма. Что нужно сделать? Выпишите очевидные словосочетания, ассоциирующиеся с сайтом и бизнесом в целом. При этом учитывайте особенности целевой аудитории, типы товаров или услуг (см. пункт про подготовительную работу). Это хороший ориентир для дальнейшего поиска запросов.
2. Смысловые синонимы. Во время мозгоштурма подберите синонимичные запросы, которые могут вводить пользователи. Например, «праздничная одежда для девочки», «наряд для девочки», «нарядные платья для девочки». Важно не упустить ключевые фразы, имеющие наибольший спрос (большое количество показов в месяц). Для этого используйте синонимайзеры — программы, заменяющие фразы или слова в тексте на синонимы. Вот примеры таких сервисов:
- FDE Synonymizer;
- Online-Sinonim;
- Usyn;
- Raskruty.
Есть и другие варианты: анализируйте конкурентов в топе и выдачу поисковых систем. Введите интересующий вас запрос, и в сниппетах и заголовках подсветятся слова, которые система считает синонимами.
3. Однокоренные слова разных частей речи. «Кожаная куртка» и «куртка из кожи» для поисковых систем не одно и то же. Все пользователи думают и ищут по-разному. Вывод: надо учитывать все возможные варианты. Подобрать их можно в процессе мозгоштурма или с помощью «Яндекс.Вордстата».
4. Профессиональная терминология. Сразу оговоримся: имеется в виду не любая терминология, а только та, которая характерна для вашего бизнеса. Если целевая аудитория — узкопрофильные специалисты, включите термины в СЯ. Автоматизированные системы (например, Serpstat, Key Collector) помогут подобрать ключевые фразы исходя из запросов, по которым продвигаются конкуренты в топе. Но лучше не ограничиваться только этим. Конкуренты могут использовать не все возможные варианты запросов. Поэтому, ориентируясь исключительно на них, вы упускаете многие ключевые слова, которые вводят пользователи.
5. Транслитерация иностранных названий. Зачастую пользователи вводят запросы так, как слышат (им проще и быстрее написать фразу по-русски). Например, «стиральная машинка бош». Поэтому не упускайте из виду такие запросы. Отличным помощником станет «Яндекс.Вордстат»: в правой колонке сервиса вы можете посмотреть ключевые фразы, похожие на «стиральная машинка bosch». Если среди них найдёте транслитерацию иностранного названия — «бош», используйте такой запрос в СЯ.
6. Ключевые фразы из подсказок поисковых систем. Стоит учитывать, что до этого вводили пользователи (хотя обычно такие запросы имеют очень низкую частотность). Важно: брать всё подряд не нужно. Отбирайте ключевые фразы с учётом типа сайта (коммерческий или информационный), варианта продвижения (по позициям или трафику) и раздела, который хотите проработать.
7. Слова, релевантные содержимому страницы. В идеале создавайте разделы, подразделы, конечные страницы под запросы пользователей. Но если на страницах уже размещена информация о товарах/услугах или другой контент, подберите актуальные запросы под них. Сделать это можно с помощью сервисов типа Google AdWords, Rookee, MegaIndex.
8. Запросы, по которым продвигаются конкуренты. Зная своих конкурентов в топе, вы можете определить запросы, по которым они продвигаются. Узнать эту информацию помогут онлайн-сервисы: Serpstat, Semrush, SpyWords. Важный момент: некоторые сайты оставляют открытыми системы статистики. Благодаря этому вы можете посмотреть ключевые фразы, по которым на них были переходы, а также позиции этих ресурсов в «Яндексе» и Google по конкретным запросам (сделать это можно в «Яндекс.Директе», Google AdWords, LiveInternet).
9. Запросы из статистики посещаемости сайта и «Яндекс.Вебмастера». Ключевые слова, по которым пользователи переходят на сайт, можно посмотреть в таких системах аналитики, как «Яндекс.Метрика», Google Analytics, LiveInternet и др. На основе этих запросов (учитываются также поисковые фразы, по которым продвигаются конкуренты, запросы-синонимы и др.) формируется раздел «Рекомендованные запросы» в «Яндекс.Вебмастере». Эти ключевые слова соответствуют тематике вашего сайта и обеспечивают дополнительный трафик, поэтому вы можете добавить их в СЯ. Однако данный раздел пока работает в бета-режиме и может быть доступен не всем пользователям «Яндекс.Вебмастера».
10. «Хвосты» запросов и уточнённые формулировки. Отобранные для СЯ запросы введите в «Яндекс.Вордстате» и посмотрите, в каких ещё формулировках они используются и с какими «хвостами». Ничего не упустили? Ускорить процесс поиска всех вариантов запросов помогут автоматизированные сервисы Key Collector, Mutagen, Roostat, «Словодёр» (минимальная версия предоставляется бесплатно) и другие. Они быстро проанализируют данные «Яндекс.Вордстата» по разным запросам и выдадут результат.
11. Готовые подборки семантического ядра для разных тематик. Есть масса сервисов, предлагающих купить готовые ядра: «База Пастухова», UP Base, Amazing Data Bases. Но у них есть свои минусы.
- Во-первых, в связи с изменением спроса актуальность баз снижается, поэтому их нужно регулярно обновлять.
- Во-вторых, они могут подобрать запросы, не соответствующие тематике вашего сайта и потребностям целевой аудитории. Учитывайте это при составлении СЯ.
Подобранные ключевые слова — основа семантики вашего сайта. Чтобы эти хаотичные запросы стали действенным инструментом в продвижении, отфильтруйте их, а затем систематизируйте. Это поможет понять, какие поисковые фразы вам потребуются уже на первом этапе продвижения.
Фильтрация ключевых слов
При подборе семантического ядра необходимо отфильтровывать неподходящие слова и стоп-фразы. Всегда удаляйте запросы, которые не соответствуют тематике вашего бизнеса и по которым вы не собираетесь продвигать сайт. Например, если в продаже только дорогая мебель, запросы со словами «дешёвая», «недорого» для основных страниц каталога точно не нужны.
Стоит отметить, что фильтрация ключевых слов возможна на всех этапах составления семантического ядра, так как зачастую после группировки запросов (когда проведён более детальный анализ конкурентов и выдачи поисковых систем) может выясниться, что какие-то фразы лучше исключить из СЯ.
Группировка ключевых слов
Ключевые слова можно сгруппировать по трём основным критериям.
1. По частотности запросов:
- ВЧ — высокочастотные. Наиболее запрашиваемые поисковые фразы («шкаф купе» — 212 345 показов в месяц, «межкомнатные двери» — 240 670 показов в месяц);
- СЧ — среднечастотные. Такие ключевые слова запрашивают не так часто, как высокочастотные («шкафы купе на заказ» — 15 797 показов в месяц, «раздвижные межкомнатные двери» — 11 197 показов в месяц);
- НЧ — низкочастотные. Длинные и редкие запросы, содержат много уточнений («шкаф купе в прихожую на заказ» — 662 показа в месяц, «стеклянные раздвижные двери межкомнатные» — 693 показа в месяц);
- мНЧ — микронизкочастотные. Такие ключевые фразы часто состоят из 5 и более слов, их запрашивают очень редко. Они появляются в статистике и исчезают из неё довольно часто, некоторые из них вообще не попадают в «Яндекс.Вордстат» («шкафы купе угловой в прихожую на заказ» — 3 показа в месяц, «стеклянные раздвижные межкомнатные двери кухни» — 2 показа в месяц).
Стоит отметить, что для разных тематик и геолокаций будут разные пороговые значения. Например, если в Москве запрос «купить спиннер» высокочастотный (12 377 показов в месяц), то в Тамбовской области он низкочастотный (137 показов в месяц).
Чтобы точнее разбить фразы по типам, используйте операторы поиска «», !, «!», [], + (подробнее об этом можете прочитать в «Яндекс.Помощи»). Применяя их, вы увидите, что разница существенна и потенциальные переходы по определённому запросу в реальности могут быть гораздо меньше. Это важно учитывать, особенно при продвижении (цель которого — увеличение трафика на сайт) и прогнозе количества посетителей.
Не стоит также отбрасывать все запросы с нулевым спросом. Эти фразы могут быть высокочастотными в другой сезон года (посмотреть сезонность спроса по ключевым фразам можно в «Яндекс.Вордстате» в разделе «История запросов»). Например, запрос «карнавальный костюм на новый год» практически всегда имеет околонулевой спрос, за исключением периода с сентября по январь. В декабре с этим запросом в «Яндекс» приходят тысячи посетителей.
2. По конкурентности запросов:
- высококонкурентные (ВК) — запросы, которые используются для продвижения множества сайтов. Как результат — создаётся огромная конкуренция за место в топе. Такие ключевые фразы чаще всего являются высокочастотными;
- среднеконкурентные (СК) — запросы, по которым нет такой сильной борьбы за место в топе, при этом релевантных страниц достаточно много;
- низкоконкурентные (НК) — запросы, которые используются для продвижения небольшого количества сайтов. Как следствие, конкуренции за место в топе практически нет. Такие ключевые фразы чаще всего являются низкочастотными.
Если вы не крупный игрок на рынке в своей тематике, рассчитывать на успешное продвижение по высококонкурентным запросам не стоит. Но и выкидывать их тоже не нужно. Отложите на время в сторону (на отдельную вкладку в таблице Excel, где собраны все запросы для продвижения). Вы сможете вернуться к ним после достижения определённых успехов в продвижении по основному семантическому ядру.
3. По типам ключевых слов:
- первичные — характеризуют сайт и бизнес в целом. Как правило, это высокочастотные и высококонкурентные запросы, по которым сложно выйти в топ («офисная мебель», «натяжные потолки»);
- основные — наиболее конверсионные запросы, по которым целесообразно продвигаться («глянцевый натяжной потолок москва»);
- ассоциативные (вспомогательные) — часто являются информационными или расширенными основными (если исходный запрос «натяжные потолки», в список ассоциативных запросов войдут такие ключевые фразы, как «ремонт потолка цена», «ремонт квартиры под ключ», «освещение натяжной потолок» и пр.).
Ассоциативные запросы лучше отложить до второго этапа продвижения, когда потребуется наполнять сайт информационным контентом (он приведёт дополнительный заинтересованный трафик). Поэтому сохраните их, чтобы потом не тратить время на повторный сбор данных.
Подбор посадочных страниц
После группировки запросов необходимо распределить их по страницам сайта. Стоит отметить, что слова из одного кластера должны вести на одну страницу. При этом на одну и ту же страницу могут вести несколько кластеров одновременно (например, кластеры «магазин офисной мебели», «недорогая офисная мебель», «купить мебель для офиса» могут вести на главную страницу).
Как же правильно группировать запросы? Вот три основных принципа:
- на главную страницу должны вести брендовые запросы и те, которые максимально обобщённо раскрывают тематику сайта и направление бизнеса;
- на страницы-рубрики переходы обеспечивают конверсионные запросы;
- на статьи, посты и информацию о товаре/услуге, как правило, ведут информационные и низкочастотные запросы с дополнительными словами.
Вот и всё. В результате у вас будет таблица Excel, в которой собраны запросы для продвижения сайта, а также указаны страницы, на которые они должны вести.
Резюмируем
Конечно, для составления качественного семантического ядра требуются определённый опыт и знания в SEO, время и бюджет, если вы решите использовать платные автоматизированные сервисы. Самостоятельный сбор семантического ядра — процесс небыстрый. Но полученный опыт и качество запросов вернут потраченные часы в виде хорошей конверсии и целевого трафика. А если хотите быстрее перейти к продвижению сайта, доверьте подбор ключевых слов SEO-подрядчикам. Но не забывайте проверять качество семантического ядра с помощью нашего чеклиста.
Успехов в продвижении!
Читать по теме: Как проработать семантическое ядро с помощью Key Collector
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.