Хороший, плохой, злой: как бизнес зарабатывает на умных чат-ботах
О способах заработка с помощью ботов в мессенджерах рассказывает Алекс Галерт, CEO BRN.ai.
Каждой современной коммерческой организации приходится быть одновременно и ИТ-компанией. Опыт Amazon, Google, Walmart или Alibaba подтверждает, что качественный скачок невозможен без непрерывного развития технологий розничной торговли. Объём доступных данных становится слишком большим, и без их анализа невозможна успешная конкуренция.
Почему техногиганты успешно вытесняют традиционных торговцев, боящихся инноваций? Малый и средний бизнес в долгосрочной перспективе требует обновления процессов менеджмента. Один из трендов обновления — ставка на интеллектуальных помощников и чат-ботов. Пока решения для бизнеса на базе ИИ помогают управлять изменениями цен, следить за наличием товара на складах и даже принимать решения о закупках, чат-боты берут на себя взаимодействие с клиентами.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Являясь частью бизнеса, рано или поздно перед чат-ботами встаёт вопрос получения дохода, который интересует как инвесторов, так и самих предпринимателей. Бизнес-модели чат-ботов не являются инновациями сами по себе, однако заметно отличаются в зависимости от типа помощника. Давайте рассмотрим несколько распространённых примеров.
Чат-боты и подписка
Бизнес-модель подписки — самый распространенный способ, с помощью которого боты приносят доход. В этой модели всё просто: чат-бот предоставляет полезную услугу, на которую пользователь подписывается и оплачивает.
Пример такого бота в мессенджере Slack это Growbot. Он помогает командам отмечать профессиональные победы, поощряя командный дух и сплочённость. Бот ищет ключевые слова, такие как «престиж», затем собирает и анализирует эти поздравления.
На первый взгляд, функции Growbot не кажутся сильно востребованными. Однако для отделов кадров крупных корпораций, чат-бот, который автоматически собирает информацию, способствует повышению вовлечения в рабочий процесс и виральности, становится ценным приобретением.
Если вы хотите интегрировать собранную информацию с внутренними сервисами компании — понадобится премиум-подписка. Процесс подписки классический — её можно активировать позже, в случае если команде придутся по вкусу бесплатные возможности бота.
Ещё один пример чат-бота, работающего по подписке: Statsbot. Это чат-бот для аналитики, который отображает статистику сервисов Google Analytics и Mixpanel. При начале работы пользователю доступен полнофункциональный чат-бот на пробный период. Интересная стратегия, которую применяет Statsbot — он запрашивает у пользователя платёж на подключение полной версии самостоятельно.
Однако у обоих примеров есть большой недостаток — для оформления подписки, им приходится уводить пользователя на классическую веб-страницу с регистрацией. После платежа на сайте, приходится подтверждать его в интерфейсе чата.
Это в первую очередь связано с тем, что сама платформа чата не поддерживает внутриплатформенные платежи по подписке. Решением этого вопроса станет подключение чат-бота как посредника, поддерживающего прямые безопасные платежи, например, с использованием криптовалют или других платёжных систем.
Кроме подписок, чат-боты способны продвигать сервисы, предоставляя отсутствующие функции на других платформах. Предложение платного продукта или услуги через бота — распространённый пример для компаний, которые уже имеют установленное приложение. К примеру, Trello — сервис управления задачами.
Заметив, что многие пользователи используют Slack в корпоративных коммуникациях, компания Trello решила предоставить им часть своей функциональности при помощи встроенной в интерфейс чата функции. Пользователям важно взаимодействовать со своим сервисом в интуитивном и удобном режиме.
По опыту компании-интегратора чат-ботов BRN.ai, выбор той части функциональности, которую вы можете открыть в чате, является ключом к успеху.
Если через чат-бот будет доступно слишком много функций, опыт взаимодействия будет негативным, а если слишком мало, бот будет недостаточно ценным.
Главное преимущество — это дополнительная точка касания, повышающая ценность продукта. А ещё это улучшает защищённость вашего продукта, уменьшая риски. Если ваш продукт доступен на всех платформах, вы защищены от конкурирующего продукта, который может начать работу на популярной платформе раньше вас и в итоге переманит ваших клиентов.
Рекламные объявления
Во время общения чат-боты собирают множество персональной информации, которая помогает улучшению таргетинга объявлений, и в итоге увеличивают показатель перехода по рекламным ссылкам.
А ведь реклама — это хлеб и масло для многих веб- и мобильных компаний. У ботов уникальная роль в плане рекламе, потому что они выстраивают чуть ли не личные отношения с пользователем.
Чат-боты могут не просто слушать беседу, вовремя предлагая подходящую рекламу, но и становиться полноценным участником разговора. В мессенджере от канадских разработчиков Kik у чат-бота KalaniBot можно попросить скидку или промокод в неформальной манере. Ориентированный на подростков, бот оценивает профиль пользователя и показывает подходящее объявление.
Пользователь, который сам просит показать ему рекламу, — едва ли не сказка для рекламодателей, и чат-боты делают её реальной.
Узкоспециализированные боты повышают конверсию и открывают возможности для продвижения новых продуктов. Создатели KalaniBot приводят цифры: опрос среди пользователей показал высокую удовлетворённость сервисом — 88% позитивных оценок и только 6% негативных.
Монетизация с помощью рекламы доступна не всем чат-ботам. Ряд платформ не допускает свободную демонстрацию рекламных объявлений, но там, где это разрешено, боты могут достигнуть большего, нежели классические баннеры.
Широкие перспективы есть и у ботов, работающих с контентом. Предлагая пользователям вместо классических объявлений или промокодов полезные материалы с нативной рекламой, они могут получать часть дохода от самой платформы, где размещены.
Чат-боты и аналитика
Чат-боты — это буквально кладезь полезных данных о пользователях. Участвуя в деловом разговоре или в игровой форме, боты могут узнать о предпочтениях и интересах аудитории гораздо больше, чем рекрутер узнаёт о сотруднике при приёме на работу.
Ненавязчивые опросы позволяют ботам легко собирать информацию. Работающий на платформах Facebook Messenger, Kik, Telegram, Line и Viber бот Swelly позволяет пользователям выбрать один из двух вариантов ответа, демонстрируя результат опроса когорты в качестве вознаграждения.
А теперь представьте, какие возможности это открывает перед брендом новой пиццерии, стремящейся выбрать наиболее востребованный рецепт пиццы среди студентов.
Подобные чат-боты позволяют получить отчёт о предпочтениях аудитории быстро и точно и помогают удешевить всевозможные маркетинговые исследования.
Чат-боты и продажи
Это один из наиболее очевидных, но при этом самых сложных способов монетизации. Чат-боты могут стать полноценным каналом продаж.
Ряд успешных и крупных сервисов (в том числе с собственными приложениями) использует чат-ботов как дополнительный канал продаж — например, сервисы по вызову такси Uber и Lyft позволяют заказывать через чат-бота в Slack и Facebook Messenger.
Диалоговый интерфейс становится альтернативой установке приложения на смартфон, и это нарастающий тренд. По мере роста рынка чат-ботов всё больше и больше платных услуг перейдут в мессенджеры.
Эталонный пример персонального чат-бота в роли продавца — голосовой помощник Alexa, позволяющий заказывать товары на Amazon.
Чат-боты и реферальные ссылки
Знающий о ваших предпочтениях чат-бот может посоветовать вам услугу или сервис, но не выполнять транзакцию самостоятельно. Хороший пример реферальной бизнес-модели — бот Kip. Этот бот доступен для Slack, Messenger, Kik и Telegram и помогает выбирать товары. Сначала чат-бот присылает предложения, а затем ссылается на магазин, который может выполнить заказ.
Преимущество такого чат-бота в том, что он не привязан к одному поставщику и потенциально может предоставляет пользователю результаты, полученные от нескольких продавцов.
Когда пользователь завершает покупку на сайте продавца, Kip получает реферальную плату за отправку пользователя этому поставщику.
Чат-боты и продвижение бренда
Ещё один косвенный способ управлять бизнесом через бота — это повышение узнаваемости бренда. Чат-бот в качестве внешнего представителя вашего продукта и сервиса, который приносит реальную пользу, может формировать привязанность к вашему бренду.
Ключевым моментом является исследование правильного ценностного предложения, которое бот может предоставить. Это отразится на восприятии бренда клиентами при взаимодействии с ботом.
Пример фирменного бота на платформе Kik — бот H&M. Бот общается в непринуждённом тоне, использует эмодзи. Помогает подобрать подходящую одежду.
Предоставление ценности является ключевым фактором. Бесполезный бот может создать отрицательную ассоциацию с брендом. Это едва ли не хуже навязчивого продавца в магазине, который продолжает тратить ваше время.
Чат-боты и виртуальные товары
Этот рынок пока на начальной стадии развития. Игровой бот, предоставляющий вам бонусы или игровые товары, продакт-плейсмент в виртуальной реальности и бот-продавец цифровых товаров — всё это примеры из ближайшего будущего, которое, возможно, станет частью индустрии мобильных приложений.
Современный скачок в развитии продуктов дополненной реальности (в частности, платформы Apple AIRkit и Google Tango) открывает перед разработчиками ещё одну нишу, хорошо описанную фантастами, — виртуальные, голографические и голосовые помощники в дополненной и виртуальной реальности смогут реализовать все вышеупомянутые способы монетизации, перенеся их из текстовых интерфейсов в бесконтактные интерфейсы будущего.
Чат-боты и деньги
Не стоит вводить плату за использование своего бота слишком рано. Пользователи должны использовать ваш продукт на регулярной основе и получать от него большую ценность, прежде чем будут готовы за него заплатить. Убедитесь, что ваши пользователи любят ваш продукт, прежде чем пытаться взять с них плату.
Сегодня покупки в мобильных приложениях стали одним из самых распространённых способов, которым пользователи предпочитают тратить свои деньги.
Амир Шеват из команды разработчиков Slack утверждает: когда Google внедрял их восемь лет назад, они рассматривались лишь как дополнительный способ оплаты. Эта отрасль молода, и правильные стратегии монетизации не установились окончательно. Изучите различные стратегии для своего конкретного случая использования и не бойтесь экспериментировать.
Чат-бот — это ещё один тип пользовательского опыта и способ продвижения продуктов, услуг или бренда. Конечные пользователи не платят за ботов, они платят за предоставляемые ими услуги — за продукт, который им рекламируют. Чат-боты не только станут способом получения дохода, рано или поздно возьмут на себя функции традиционного веб- и мобайл-бизнеса.
Читать по теме:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.