Фейковая новость своими руками — как сделать и что может пойти не так
Чтобы не попадаться на фейки, важно знать, как злоумышленники их создают. Об этом колонка Владимира Лепехина, руководителя медиагруппы «Матрица».
Такими методами пользуются как для белых вирусных PR-инфоповодов, так и для посева конфликтных или треш-материалов.
Кто и зачем создаёт фейки
Фейковые новости создают те, кто рассматривает общественное мнение как ресурс, необходимый для реализации своих интересов: вывести на рынок новый продукт, навредить репутации конкурента, одержать победу на выборах, совершить государственный переворот или повлиять на стоимость акций определенной компании.
В этой статье я покажу, как на самом деле легко и практически бесплатно создать любой сюжет и выставить его как реальную новость.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Кратко про интернет, доверие к СМИ и качество информации
Создать страницу в интернете с любым содержанием может кто угодно. Любой человек анонимно может написать всё, что вздумается, не ссылаясь на источники и факты. Вместе с этим читатели по инерции всё ещё доверяют любым публикациям так же, как авторитетным СМИ. Это порождает фейки и наделяет могуществом пиарщиков и провокаторов. Показательно, что у некоторых интернет-блогеров аудитория кратно превышает аудиторию газет и телеканалов. При этом блогеры не обязаны иметь регистрацию, соблюдать журналистскую этику или указывать происхождение фактов, которыми оперируют.
Прошу рассматривать эту статью не как предложение вводить людей в заблуждение, а как небольшое исследование, дающее пищу для размышлений. И как способ бороться с фейковыми новостями.
Алгоритм подготовки и распространения фейка
Понятное дело, этот алгоритм далеко не единственный. Но он рабочий и вполне подойдёт для тех, кто не хочет тратить большие деньги и не имеет выхода на редакции крупных СМИ.
Словом, любой школьник запросто справится с такой механикой.
Это руководство я рекомендую рассматривать как базовый «коридор», от которого возможны отступления с учётом тематики новости провокаторов.
Подготовка. Оценка ресурсов
Итак, что понадобится создателям фейковой новости.
- Совсем немного времени: займёт от 2 до 24 часов. Бывает так, что новость сразу расходится и нужно в краткие сроки выполнить все шаги. А иногда сюжет вызревает медленно.
- Деньги: бесплатно и до 10 000 рублей. По опыту, выше обозначенной суммы возможность распространения инфоповода нулевая. Либо взлетит, либо нет. Небольшие деньги могут потребоваться лишь для того, чтобы «подтолкнуть» новость в нужный момент.
- Фейковые аккаунты в социальных сетях: 1–5 штук. Потребуются, чтобы размещать новость на стены сообществ или кидать её в предложки.
- Email-адреса: 1–5 штук. Пригодятся для рассылки фейка по СМИ. Лучше не рассылать всё с одной. Некоторые шлют письмо в одно СМИ несколько раз с разных адресов.
Шаг первый. Планирование акции и подготовка материала
Здесь всё просто: злоумышленники пишут текст, подбирают иллюстрации (или фотошопят), заранее готовят 3–5 рерайтов с уникальностью от 70%. Вариантов заголовков должно быть несколько, но они все должны быть информативными и в одной теме, чтобы группироваться в сюжеты. Новость пишут качественно и без ошибок. Также предусматривают сценарий развития событий — подготавливают производные материалы: «эксклюзивные фотографии с места событий», комментарии и подобные тексты. Заранее формируют базу контактов СМИ и журналистов, затем туда отправляют сюжеты.
Шаг второй. Посев и легитимизация
Главное в распространении фейка — умело спрятать источник. Наверняка вы замечали, что некоторые новости начинаются со слов: «Пользователи социальных сетей обсуждают...» или «СМИ сообщают: ...». Это не случайно. Так издания снимают с себя ответственность за достоверность информации. И в погоне за сенсацией некоторые издания плохо проверяют информацию. Хотят быть первыми. Злоумышленники стараются, чтобы их материал взяли крупные издания. А значит — пытаются им «помочь» (обмануть, — ред.), и создать сразу несколько «первоисточников».
- Первым делом отправляют новость на сайты, где можно размещать материалы сразу без модерации. Такие сайты легко гуглятся, и, полагаю, приводить здесь их список не стоит. Достаточно разместить 2–3 сюжета. Главное — брать сайты, которые более-менее прилично выглядят. Откровенные «мусорки» злоумышленники стараются не брать.
- Когда материалы опубликованы, крутят их в социальных сетях: заказывают посты в Twitter, ВКонтакте, кидают ссылки на новости в тематические группы — в предложку или сразу на открытую стену, где это можно. На это требуется 100–1000 рублей и немного времени.
Шаг третий. Производный материал
После посева фейка счёт идёт на часы. Нужно быстро сориентироваться и продолжить историю (если история сама по себе не стала виральной, но такие случаи — редкость).
1. Производный материал готовят на основе первоначального. Для этого развивают инфоповод, например:
- новость о том, как на сюжет отреагировали пользователи социальных сетей;
- новость о продолжении инцидента (если у вас есть сценарий);
- комментарий эксперта на новость.
Список ограничен лишь фантазией создателей фейковой новости.
2. Производный материал размещают в те же источники, ещё заказывают комментарии у блогеров: текст, видео.
3. Отправляют запрос в несколько компаний из сферы, связанной с фейковой новостью, просят комментарии о событии. Это даёт бесплатный и легитимный контент. Кроме того, эксперты сами могут захотеть продвинуть материал, который они прокомментировали.
4. Повторяют раскрутку производного материала через социальные сети. Наращивают искусственный шум. Пробуют закинуть сюжет на крупные сайты: Pikabu, Yaplakal, 2ch — аудитория этих порталов охотно обсуждает и распространяет материалы. При этом злоумышленники проверяют уместность размещения на том или ином сайте. Перечисленные сайты подойдут для юмора и остросоциальных тем.
Шаг четвёртый. Попытки пробиться в крупные СМИ
Итак, у злоумышленников подготовлена база для фейкового сюжета: первоисточники, резонанс в социальных сетях, комментарии экспертов и блогеров. Теперь идут выше.
Для этого рассылают инфоповод в редакции СМИ средней руки и напрямую журналистам по теме материала. Средние медиа обычно легче берут неоднозначные материалы. Публикации в таких изданиях повышают шанс попасть в крупные СМИ, так как топ-изданиям легче ссылаться на источники средней руки, чем на совсем непонятные сайты и блоги.
Шаг пятый. Анализ результатов
После всего этого создатели фейковой новости проверяют новостной фон в социальных сетях и свежие результаты интернет-поиска по заголовкам. Замеряют количество сторонних упоминаний, изучают реакцию реальных людей. Оценивают охват. Фиксируют всё это письменно и учитывают в будущей работе с новыми фейками.
Что может пойти не так
Буквально всё. Люди могут заметить, что новость фейковая. Но даже в этом случае остаётся два варианта.
- Хайпануть на том, что это фейк, и создать ещё одну новость «Новость оказалась фейком».
- Остановиться и попробовать всё заново.
Фейк может вообще не выстрелить. Здесь тоже два варианта.
- На ходу выяснить, что не так, исправить и продолжить кампанию согласно плану.
- Попробовать снова с новым сюжетом.
Мой опыт. Первый фейк и его последствия
В своей практике, признаюсь, я имел дело с созданием фейковых новостей в PR-целях. Могу сказать, что далеко не всегда технология идеально работает, и «проходимость» сюжетов колеблется на уровне 50–70%. Иногда идеальное выполнение алгоритма не приводит к результату, а порой достаточно кинуть сырой сюжет с кривой картинкой на крупный форум, и уже к концу дня его цепляют крупнейшие СМИ. Словом, нужно пробовать и анализировать. Конечно же, главное здесь — качество и потенциальный резонанс материала.
Я не вправе рассказывать о коммерческих фейках, но могу рассказать про свой первый удачный эксперимент. Был такой крутой фильм «Револьвер» со Стетхемом. В самом начале упоминается цитата из книги «Этикет банкира» 1775 года. Я её долго искал и выяснил, что такой книги не существует. Я решил пошутить и сам написал главу из этой книги под псевдонимом «Клайд Монро».
Я был удивлен, но люди начали перепечатывать мой текст, создавать сообщества по этой теме, публиковать в финансовых пабликах и искать самого Клайда Монро. Шутки шутками, а теперь представьте, что этот случай — один из миллиона. Примерьте это на масштабы мировой истории и подумайте, можно ли вообще чему-нибудь верить?
Будьте начеку
Эта статья — не призыв создавать и распространять фейки. Моя цель — показать, что каждый, у кого есть доступ в интернет, может влиять на мнение большого количества людей и СМИ — что и происходит. Технология проста.
Ответственности за фейк как таковой пока что нет — разумеется, если это не затевается против государства. В этом случае не спасёт даже выдуманный никнейм.
Вот и всё! Распространить новость не так уж и сложно. На самом деле, если материал содержит юмор или затрагивает остросоциальные темы, то вам будет гораздо проще — и шаги 3–4 могут даже не понадобятся.
Задавайте вопросы и делитесь опытом! Какие рабочие способы создания и распространения фейка знаете вы и как с ними боретесь?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.