Исследование: рынок труда рекламы и digital-коммуникаций
Рекрутинговое агентство «Мёд» при поддержке Cossa.ru и курсов рекламы ИКРа провело исследование, чтобы узнать, какие профессии в сфере рекламы и digital-коммуникаций самые востребованные, почему соискатели выбирают именно эту область деятельности и соответствует ли она их образованию, а также выяснить, с помощью каких каналов молодые специалисты ищут работу, что ожидают от профессии и что думают о состоянии отрасли.
Наиболее востребованные профессии
Рейтинг востребованности профессий был составлен по данным о количестве вакансий, размещенных в открытом доступе за октябрь 2014, а также по опросу работодателей, проведенному в то же время. Не учитывались вакансии для разработчиков ПО, а также для менеджеров продаж, продающих товары, не связанные с digital. |
Вакансии распределились по следующим диапазонам зарплат:
По результатам анализа 3675 (621 в руководящем сегменте и 3054 в неруководящем) вакансий был выделен топ-5 востребованных вакансий руководителей:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
И топ-5 вакансий в неруководящем сегменте:
Из перечисленных в топах должностей как наиболее востребованные работодателями были отмечены:
- Креативный директор, арт-директор;
- Дизайнер;
- Аналитик;
- Аккаунт-менеджер.
Вне топов по вакансиям работодателями были указаны стратеги, специалисты по контекстной рекламе.
Самые распространенные требования к топовым вакансиям
Креативный директор, арт-директор
- Опыт релевантной работы: 1–3 года;
- Высшее образование;
- Умение учиться и учить других;
- Навыки управления проектами;
- Нестандартность мышления и видения окружающей среды.
Руководитель проектного направления
- Опыт релевантной работы от одного года до трех лет;
- Отличные коммуникативные навыки;
- Успешный опыт управления командами;
- Завершенное высшее образование.
Дизайнер
- Опыт релевантной работы от одного года до трех лет;
- Наличие портфолио;
- Хорошее знание Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw.
Аналитик
- Опыт релевантной работы от одного года до трех лет;
- Умение работать с Google Analytics, «Яндекс.Метрикой»;
- Отличное знание Excel;
- Умение работать с большими объемами данных.
Портрет работника индустрии
При анализе ответов по темам этого блока учитывались только ответы работающих и завершивших свое образование респондентов. При расчете востребованности учитывались как ответы на вопрос, так и распределение респондентов по профессиям. |
Востребованность сотрудников
По мнению работников отрасли, наиболее востребованными являются специальности в области построения стратегии, а также управления в маркетинге: управления проектами, управление маркетинговыми отделами в компаниях и др. Практически не отстают менеджеры по взаимоотношениям с клиентами (account- или CRM-менеджмент).
Личные качества
22% респондентов указали на важность не столько специальности, сколько квалификации и личных качеств работника. Перспективными они считают специалистов:
- Совмещающих несколько ключевых навыков, «способных заменить собой весь отдел маркетинга»;
- Обладающих трудолюбием, коммуникабельностью и готовностью принимать на себя большую ответственность.
Обусловленность выбора профессии
Выбор рекламы и digital как профессиональной области обуславливается прежде всего наличием интересных задач — об этом заявили 86% респондентов. Распределение по всем вариантам представлено на диаграмме.
Образование
Несмотря на преобладающую долю респондентов с профильным образованием, лишь половина из них указали соответствие образованию как причину для выбора профессиональной области. Кроме того, велико разнообразие полученных в вузе специальностей, с которыми попадают на рынок труда в сфере рекламы и digital, и доля попавших на работу в отрасль случайно. Все эти факторы могут свидетельствовать о большом потенциале для развития образования в области рекламы и digital в России, о том, что существующее образование не удовлетворяет в полной мере спрос на рынке труда.
Ожидания начинающих специалистов от рынка труда
Данный блок составлен по результатам опроса 70 студентов. В опросе принимали участие учащиеся рекламных курсов ИКРы и старших курсов профильных направлений московских вузов: ВШЭ, РОСНОУ. |
Распределение по причинам выбора отрасли совпадает с распределением уже завершивших обучение респондентов. Рейтинг перспективности специальностей у начинающих специалистов отличается меньшим разнообразием, из тройки топовых позиций исчезли взаимоотношения с клиентом. Различия в рейтинге перспективности могут быть вызваны не только различиями в приоритетах, но и меньшей осведомленностью об отрасли, вызванной недостатком практического опыта или особенностями системы образования.
Мнение участников рынка труда о ситуации в отрасли
Вопросы данного блока предлагались всем группам респондентов. |
Как видно из диаграммы, большинство респондентов придерживается мнения о стабильном состоянии отрасли, однако разница между лидирующим и другими вариантами невелика. При этом самый оптимистичный прогноз высказывают респонденты из группы студентов и начинающих специалистов (активно развивается — 49%, стабильна — 21%), самый пессимистичный — руководители компаний (в кризисном или предкризисном состоянии — 52%, стабильна — 28%).
Чуть меньше половины респондентов отмечает факт сокращений в месте их работы за последние два года, однако в большинстве своем они носили единичный характер.
Сложность поиска работы и сотрудников
Работодатели отмечают общую нехватку кадров и отдельно то, что нелегко найти высококвалифицированных и/или опытных сотрудников (каждый вариант указали более, чем 80% участвовавших в опросе работодателей). Сотрудники и соискатели считают, что найти работу в сфере рекламы и digital скорее легко, чем сложно (35 против 21% респондентов).
Источник картинки на тизере: truedigital.co.uk