Как построить эффективную систему обучения в компании
В книге «Ценный кадр» Дмитрий Мальцев, бизнес-тренер с опытом работы в Coca-Cola и Philip Morris, рассказывает, из чего должна состоять система обучения персонала, по каким критериям следует подбирать те или иные тренинги и тренеров, и предлагает методики оценки достижений сотрудников, чтобы вложенные в обучение деньги не пропали даром.
Большой популярностью сейчас пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. В чем же состоит отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения?
При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:
- Осознанное отношение к процессу своего обучения;
- Потребность в самостоятельности;
- Потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
- Практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
- Наличие жизненного опыта — важного источника обучения;
- Влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, они стремятся активно участвовать в процессе, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Зрелый человек имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от работы. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому нуждаются в индивидуализации обучения, повышении самооценки и чувства собственного достоинства.
Вот основные психологические особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:
- Люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
- Обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности (его «я») ничто не угрожает;
- В обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
- Большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту;
- Самокритика и высокая самооценка активизируют творческий процесс, укрепляют такие качества, как независимость и уверенность в себе.
В бизнес-образовании задача преподавателя — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились «соавторами» собственного обучения. Обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.