Пинг-понг и шахматы: два подхода к бизнесу в гифочках
Лёгкое чтиво о b2b-продажах.
Многие из нас делают продукты для бизнеса. Но и в b2b продажа продаже рознь. «Универсальные» техники перестают работать, когда нет понимания этой разницы.
Давайте нащупаем разницу, сравнив бизнес с играми.
Пинг-понг
Кому подходит
- Простые понятные продукты.
- Низкий чек.
- Небольшой цикл сделки.
- Большой поток заявок: малые риски — не страшно ошибиться, упустив клиента.
- Если вы монополист либо очень круты, и у вашей двери стоит очередь из клиентов минимум на 5 км.
- У вашего клиента очевидные мотивы и критерии.
- Он попадает в одну из категорий: «колхозники», выходцы из СОВ’ковых школ «бизнесов», серийные «предприниматели» и пр. (думаю, все поняли, о ком идёт речь).
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Тут в почёте могут быть подарки брендовых ручек, отправка «КаПэ» по факсу и другие предметы старины. К сожалению, там действительно иногда работает накидная «мишура». И как раз в этой категории сидят те, кто не думает о целях бизнеса, но любит поторговаться на предмет скидочки.
Как это работает
Да, это не продавцы. Просто отдел отгрузок. Классические транзакции «в лоб». Здесь не нужны сейлзы-супермены с отточенными скиллами. Достаточно простых «копателей», которые умеют работать быстро, по регламенту (читая по бумажке) и без инициативы. Как в армии: «Думать не нужно, за тебя уже здесь всё придумали, сынок».
Беда в том, что таким методам ещё недавно учили всех подряд, в том числе тех, кому «пинг-понг» противопоказан. Тупые «речевки» и «скрипты», никакой клиентоориентированности. Только успевай отбивать. А потом руководитель держался за голову, негодуя, почему очередной тренинг никак не отражается на повышении оборота.
Зато «пинг-понг» показывал себя хорошо на принципе: «Стучитесь в максимальное количество дверей — где-нибудь да откроют». Это уже переходило в формат сумасшедшего боулинга:
Ну или так:
В общем, здесь всё очевидно. Перенося этот подход на наш digital, можно сделать следующий вывод:
Если вы не какой-нибудь конструктор сайтов за 3 копейки, забудьте «пинг-понг» c «боулингом» как страшный сон.
Шахматы
Вот, ребята. Те самые жутко интересные многоходовки, процесс и результат которых непредсказуем и не поддается «скриптованию». Все эти «гамбиты», «блокировки», «цугцванги».
Разумеется, это утрирование: в «шахматных» продажах нет месту обманным «уловкам». Иногда даже стороны сразу раскрывают карты — так проще. Честность — это тоже искусство.
В каких ситуациях годится? Поднимитесь выше к «пинг-понгу». Это полная противоположность тому, о чём говорили.
Порой бывают настолько сложные турниры, что перед очередным решающим ходом приходится ехать в баню (это не шутки за «300», а реальные ситуации, когда приходится организовывать времяпровождение для ЛПРа). Либо из-за простого вопроса: «По чём продадите?» — приходится делать мозговой штурм.
Общие регламенты, брифы, исходные шаблоны для презентаций — всё это имеет место быть. Но только никаких роботизированных речёвок, пожалуйста.
Словом, это сложные тактические головоломки, в которых общий кругозор полезнее виртуозного чтения скриптов (да, иногда 90% коммуникаций проходят на совершенно посторонние темы). Поэтому в «шахматы» лучше всего играют сами руководители либо опытные наёмные «волки», думающие на 10 ходов вперёд.
Ну и для фана ловите ещё подборочку случаев из шахматных продаж:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.