Ланч-тайм 163: краткий перевод свежих статей о digital. Читайте на Cossa.ru

24 ноября 2017, 14:00
1

Ланч-тайм 163: краткий перевод свежих статей о digital

В номере: неприятные вопросы к дизайнерам софта и страшное будущее в их руках.

Ланч-тайм 163: краткий перевод свежих статей о digital

Действуйте медленно и исправляйте. Размышления о тяжести разработки софта в 21 веке

Move Slowly and Fix Things.
Ruminations on the heavy weight of software design in the 21st century

Когда вы берёте 30 дней отдыха, у вас появляется много времени и свободного пространства — и неизбежно вы начинаете размышлять о жизни. И я подумал, что, чёрт возьми, я делаю со своей. Что значит быть дизайнером софта в 2018 году, и что изменилось с того момента, когда я только начинал свою странную карьеру в начале 2000-х годов?

Ответ раздавил меня.

Поскольку софт продолжает вторгаться в нашу жизнь тайным образом, социальные и этические последствия становятся всё более значительными. Наша работа тяжела, и всё время становится тяжелее. Я думаю, что многие дизайнеры не так глубоко это осознают и не оценивают реальных результатов своей работы. Вот небольшой пример — около 10 лет назад Twitter выглядел так:

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Twitter около 2007 года

Насколько это было милым? Если вы тогда не заметили, в 2007 году Twitter был чем-то вроде шутки — это было глупое вирусное приложение, где люди писали о своей собаке или бутерброде с ветчиной.

Сегодня всё немножко отличается. Теперь это рупор для лидеров свободного мнения, которые используют его для трансляции своих прихотей. А ещё это лучший в мире источник новостей в режиме реального времени, наполненный ужасным насилием.

Разница колоссальна, и это всего-то за 10 лет. Понимали ли его создатели в 2007, каким Twitter будет сейчас? Похоже, что нет:

Люди не могут решить: Twitter — это новый YouTube или цифровой эквивалент хулахупа. Тем, кто считает это легкомысленным, Эван Уильямс в интервью в апреле 2007 отвечает: «Кто сказал, что всё должно быть полезно?».

Из-за столь неясного старта неудивительно, что Twitter приходилось постоянно бороться с тенденцией превратиться в массивную, серьёзную, глобальную коммуникационную платформу, которая теперь влияет на мировой порядок, — это вообще не то, что создавалось изначально. Twitter превратился в монстра Франкенштейна, и теперь его создатели не знают, как с этим справиться.

И дело тут не только в Twitter — его развитие иллюстрирует системную проблему.

Дизайнеры и программисты хороши в создании софта. Они уделяют внимание всем аспектам этого процесса: используемой технологии, своей методологии, визуалу софта и тому, как он работает.

Но мало кто думает, что происходит после интеграции продуктов в реальный мир. Они используют наше окружение, а после становятся частью жизни. И нам приходится создавать что-то новое — мы строители, а не социологи.

Такой подход не был проблемой, пока приложения были изолированными инструментами для управления электронными таблицами или для отправки электронных писем. Небольшие продукты с небольшим воздействием.

Но теперь софт — это нечто большее. Он слушает нас. Он идёт за нами по пятам. Он отслеживает всё, что мы делаем. У него есть отпечатки пальцев. Наш сердечный ритм. Наши деньги. Наше местонахождение. Наше лицо. И он — это основной способ передачи наших мыслей и чувств друзьям и близким. Он глубоко персонализированный и укоренился во всех аспектах нашей жизни. Он ежедневно приковывает к себе наш взгляд — всё больше и больше.

Мы быстро сдались и доверились софту, оправдывая это «прогрессом» или «личным удобством». Софт постоянно развивается, выпуская небольшие дозированные обновления, — и вот уже новое вторжение в наше пространство или очередное нарушение неприкосновенности частной жизни нам кажется вполне допустимым.

О, у них просто будет моё местоположение.
О, у них будет только моя личность.
О, у них будет только постоянный микрофон в комнате.

Большинство программных продуктов принадлежат корпорациям, чьи деловые интересы часто противоречат интересам их пользователей. Даже небольшие безвредные приложения могут собирать данные о нас и продавать их. И это не считая армии самообучаемых ботов, которых скоро выпустят для принятия решений за нас.

Всё это звучит как антиутопия из фантастических романов, но это не выдумка. Это настоящая правда.

Сцена из WALL-E или реальная софт-индустрия в 2018 году?

Теперь понятно, что я имел ввиду под тяжёлой работой? Подписывались ли мы на это, когда начинали карьеру в области технологий?

15 лет назад это была немного другая история. Интернет был зарождающимся и странным Диким Западом, и у него была эгалитарная атмосфера — атмосфера равенства экономических, политических и правовых возможностей. Он был захватывающим и увлекательным — вам платили за то, что вы делали классные вещи в быстро развивающейся индустрии, где царили убеждения в духе хиппи, что дизайн может изменить мир.

И всё бы ничего, вот только у этого девиза есть подвох, про который все забыли: изменения могут скрывать в себе и тёмную сторону.

Если вы дизайнер, задайтесь вопросом: ваша работа полезна или вредна?

Возможно, вы оптимистично водили себя за нос, убеждая, что дизайн — это всегда полезно, ведь вы хороший человек, а ваша работа носит благородный характер и создаётся только из лучших побуждений.

Но давайте по-честному, хоть это и грубо.

Если вы разрабатываете «липкий» функционал, который заставляет людей тратить больше времени на использование вашего продукта, а не на что-то поважнее в их жизни, — это полезно?

Если вы пытаетесь отчаянно раздуть количество людей на своей платформе, чтобы вы могли сообщить о корпоративном росте своим акционерам, — это полезно?

Если ваша бизнес-модель зависит от использования хитрых шаблонов или обманчивого маркетинга, чтобы пользователи больше тыкали на рекламу, — это полезно?

Если вы пытаетесь заменить значимую человеческую культуру автоматическими технологиями — это полезно?

Если ваш бизнес собирает и продаёт личные данные людей — это полезно?

Если ваша компания стремится доминировать в отрасли любыми средствами — это полезно?

Если вы делаете это... Вы вообще дизайнер? Или прославленный барыга — раздутый пропагандист-художник с крутым названием должности и в офисе с открытой планировкой?

~

Неважно, признаём мы это или нет, у дизайнеров есть авторитет и ответственность за то, чтобы наши продукты не становились бесполезными, вызывающими привыкание, нечестными или вредными. Мы можем продолжать притворяться, что это чужая работа, но это не так. Это наша работа.

Мы — первая линия обороны, которая защищает конфиденциальность, безопасность и здравомыслие людей. Но уже сейчас мы часто не справляемся с этой функцией.

Если последние 20 лет технологии заставляли жить по правилам «делай быстро и разрушай», теперь пришло время замедлиться и проанализировать то, что было сломлено.

Защитите своих пользователей от анти-шаблонов и нечестной деловой практики. Поднимите руку и возражайте против вредных дизайнерских идей. Задумчиво размышляйте о том, что вы отправляете в мир каждый день. Ставки высоки, и они будут продолжать расти. Вспомните о социологии и этике и приступайте к работе.

Вывод: если дизайнеры при проектировании интерфейсов и софта и дальше не будут задумываться о порядочности и пользе, нас ждёт страшное будущее, где шагу будет ступить нельзя, чтобы об этом не узнал машинный интеллект и «умные» приложения.
Вы сэкономили 12 минут.

В чёрную пятницу не смеем больше вас задерживать — лишние 7 минут на ещё одну статью могут стоить вам пары последних скидочных джинс, супердешёвого телевизора или уценённой на 90% виолончели. Или что вы там хотели урвать-то? :–)

Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is