Ланч-тайм 182: краткий перевод свежих статей о digital
В номере: как считывать невербальную обстановку и использовать эти данные на пользу дела.
#699. Советы, которые помогут вам считывать эмоциональную обстановку на встречах
Tips for Reading the Room Before a Meeting or Presentation
Чтобы быть успешным работником, важно улавливать тонкие смыслы, которые коллеги вкладывают в слова на обсуждениях. Как научиться понимать чувства людей и на что обращать внимание при разговоре — в этой статье.
Что говорят эксперты
Автор книги «Как быть счастливым на работе» Энни МакКи считает, что умение читать между строк — супернавык. Важно понимать, чего хотят ваши собеседники, чего нет, какие у них страхи, надежды, желания, мотивация — на этом строится доверие, а доверие — фундамент достижений. Соавтор книги «Как вы измерите свою жизнь?» Карен Диллон дополняет, что также важно знать, как люди на вас реагируют: кто-то интуитивно вас чувствует, а для кого-то это настоящее испытание. Хорошие новости — этому навыку можно научиться. Вот несколько способов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Наблюдайте
Лучший способ считывать обстановку — обращать внимание на людей, причём не только на то, что они говорят.
«Если вы полагаетесь только на слова, вы получаете только половину всей картины», — говорит МакКи.
Придя на встречу, оцените присутствующих: кто рядом с кем, кто сидит, кто стоит, кто улыбается. Постарайтесь понять, что они чувствуют, изучая их выражения лица и язык тела. Обращайте внимание на микровыражения (мимолётные улыбки, поднятые брови) — так вы можете уловить общее настроение группы.
Контролируйте поток слов
Вы не сможете внимательно наблюдать, если говорите без умолку. Неважно, большая это группа людей, маленькая или встреча один на один — чаще делайте паузы, обдумывайте, что говорят другие, следите за невербальными знаками.
Дайте собеседнику понять, что вы его слушаете, поддерживайте зрительный контакт. Хороший способ показать интерес к разговору — перефразировать только что услышанное от собеседника. Если вы заметили, что кто-то слушает вас невнимательно, задайте открытый вопрос вроде «А вы что думаете по этому поводу?», «Какие могут быть последствия у ???» или «Вы когда-нибудь сталкивались с подобным?».
Анализируйте свои наблюдения
Чувствуя эмоции и энергию группы, вы можете предположить, что происходит. Ищите несколько причин такого эмоционального состояния. Подумайте, что вы знаете об этих людях, что может происходить в их жизни, в их работе. Даже если вы не можете знать точно — просто выдвигайте гипотезы. Только не давайте эмоциям группы влиять на вас, контролируйте себя. Особенно важно не поддаваться негативной энергии, хотя это и непросто и требует огромного самоконтроля.
Проверяйте свои гипотезы
Когда у вас уже есть предположения об обстановке в группе, продолжайте искать дополнительную информацию, чтобы подтвердить их. В такой момент самое главное — не быть предвзятым. Ведь часто первое впечатление может быть обманчивым.
Подтвердить свои предположения можно в личном разговоре, сказав нечто вроде: «Я заметил, что вы нахмурились, когда на встрече говорили о проекте Х. Что вы о нём думаете?». Большинству коллег будет приятна такая проницательность. Другой вариант — поделиться своими наблюдениями с коллегой, которому вы доверяете, и спросить, что он думает о другом коллеге или группе людей.
Применяйте выявленное на практике
Если обстановка на встрече накаляется, вам под силу изменить эмоциональное состояние группы. Во-первых, не забывайте про юмор. Во-вторых, сфокусируйтесь на позитивных сигналах и найдите себе соратника в группе. Это может быть самый высокопоставленный сотрудник, тот, кто ближе ко всем сидит, или тот, кто веселее всех шутит. Попытайтесь работать с этим сотрудником сообща.
Важно не забывать уделять внимание не только словам, но и эмоциональной обстановке в целом. И помните, что многие в группе жаждут высказаться, но не чувствуют себя в безопасности — создайте комфортные условия.
Если кратко
Что стоит делать:
- Смотреть на обстановку шире, размышлять о причинах тех или иных эмоций людей.
- Наблюдайть за микровыражениями: мимолётные улыбки, поднятые брови.
- Соответствовать своей социальной модели поведения.
Чего не стоит делать:
- Отвлекаться. Всегда поддерживайте зрительный контакт во время разговора.
- Принимать всё на свой счёт. Задавайте открытые вопросы, чтобы разобраться в ситуации.
- Поддаваться негативным эмоциям. Вы сможете контролировать эмоции группы, только когда начнёте контролировать свои.
Позитивный пример: cледите за невербальными сигналами
Карэн Дэвис — специалист по персоналу в PR-компании с большим опытом в считывании эмоциональной обстановки. Каждую неделю она присутствует на совещании президента компании, генеральных директоров и партнёров и утверждает, что всегда может предугадать реакцию коллег на деликатные или противоречивые вопросы.
Недавно гендир объявил, что компания будет расширяться, и некоторым сотрудникам придётся переехать на другой этаж. Карэн знала, о чём в этот момент думал каждый сотрудник: коснётся ли его это, как это отразится на его команде, всем ли придётся переезжать?
Некоторые искренне обрадовались новостям и были воодушевлены, потому что переезд означал рост по службе. Другие сотрудники нахмурились, а одна из них даже нацарапала записку сидящему рядом коллеге.
Карэн знала, что эта сотрудница очень консервативна и не любит перемены, и в личной беседе после встречи отметила, что та была не слишком радостной на фоне новости о переезде. Девушке было приятно, что на это обратили внимание. Она любила своё рабочее место, но решилась прокомментировать переезд, чтобы не показаться аутсайдером. И благодаря такой проницательности Карэн девушке не пришлось переезжать на другой этаж.
Негативный пример: не выдумывайте за других их ощущения
Хизер Андерсон — главный наставник в коучинговой организации. Она часто говорит клиентам о важности эмоционального интеллекта: эмоции содержат данные, которые можно получить на встречах и клиентских звонках и которые так же ценны, как и другая информация.
На одной из встреч в числе задач была выдача обратной связи коучу-новичку Сьюзан. Формат был довольно жёстким, поскольку главная цель такого фидбека — бросить вызов друг другу и прокачать лидерские навыки. Поэтому на таких встречах люди говорят обо всём откровенно, и это может смущать и пугать собеседников.
Обстановка не была очень напряжённой, но новичок Сьюзан, по мнению Хизер, испытывала страх — сидела с поднятыми плечами, вжавшись в кресло, будто ей угрожала опасность. Хизер решила уточнить, не стоит ли вести беседу чуть мягче, спросив, каково Сьюзан слышать такую обратную связь. А та ответила, что хотя это и напряжённо, именно такой результат она и хотела получить в качестве фидбека.
Получается, что, ослеплённая опытом, Хизер спроецировала собственные ощущения на собеседника и оказалась неправа. Иногда мы ожидаем определённой модели поведения от других только потому, что сами так себя чувствуем.
Вывод: порой мы сами себя понять не можем, но зачем-то делаем выводы об эмоциях и поведении других. Пристально наблюдайте за людьми на обсуждениях, но не стройте из себя Вангу — лучше спросите собеседников, как те себя ощущают и что думают.
Вы сэкономили 7 минут.
Не надо быть особенно проницательным, чтобы уловить послеобеденное пятничное настроение у своих коллег :–) Желаем классных выходных!
Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.