Ланч-тайм 183: краткий перевод свежих статей о digital. Читайте на Cossa.ru

21 мая 2018, 11:15

Ланч-тайм 183: краткий перевод свежих статей о digital

В номере: каким должен быть крутой проект-менеджер, а также как понять, что пора расставаться с клиентом.

Ланч-тайм 183: краткий перевод свежих статей о digital

Содержание

#700. Что значит быть крутым проект-менеджером

What Does It Mean to Be a Great Product Manager?

Проект-менеджеры (ПМ) — это супергерои в мире интернет-сервисов. Они отвечают за успех (или провал) проектов и компании в целом. Напряжённые звонки, беготня по отделам и бесконечно долгие часы работы. Это мультизадачная работа, и, чтобы справиться с ней, нужно иметь особый талант.

Суть работы ПМ-а, как правило, описывается очень расплывчато, и непонятно, что действительно означает быть классным проект-менеджером. Это также связано с тем, что в разных сферах деятельности работа ПМ-а имеет свои специфику. Но обладая фундаментальными знаниями и навыками, хороший ПМ сможет быстро приспособиться почти к любой сфере.

Что делает проект-менеджер

Основная задача — управлять командой дизайнеров, программистов, продажников и маркетологов так, чтобы удовлетворить потребности пользователей. А ещё справляться с огромным потоком информации, учитывать интересы всех сторон, работая с большим количеством людей. Это и делает работу ПМ-а такой сложной.

Главные обязанности ПМ-а:

  • Стратегия. ПМ разрабатывает стратегию, которая гарантирует внедрение продукта с учётом всех тонкостей бизнес-процессов пользователя.
  • Менеджмент. Проект-менеджер осуществляет декомпозицию задач, разбивая их на более мелкие. С помощью таких систем, как Agile, PERT и Critical Path, ПМ-ы управляют долгосрочными и краткосрочными целями.
  • Руководство. Проект-менеджер является связующим звеном между заказчиками, командой разработчиков и пользователями. Он должен обеспечивать взаимодействие так, чтобы все точки зрения были рассмотрены и проанализированы, а затем отсортированы по приоритетам.

3 качества успешного ПМ-а:

  • Любовь к знаниям. Крутые ПМ-ы — умные. Они быстро учатся, используют новые технологии, чтобы привлечь пользователей и решить проблемы клиентов. Они задают правильные вопросы и находят правильные ответы.
  • Широкий кругозор. Крутые ПМ-ы — творческие. Они думают, выходя за рамки, и находят абсолютно новые решения проблем.
  • Преодоление ограничений. Крутые ПМ-ы — упорные. Они толкают компанию за пределы зоны комфорта.

Но самое главное — действительно хорошие проект-менеджеры должны обладать фундаментальными знаниями. Супер опытный ПМ — Мартин Эриксон определил это как пересечение между бизнесом, технологиями и UX.

Проект-менеджер должен быть профессионалом хотя бы в одной сфере, увлечённым каждой из них, и знающим на практике все три. С таким бэкграундом ПМ сможет найти баланс между рентабельностью (захотят ли люди покупать этот продукт?), осуществимостью (смогут ли разработчики сделать это?) и юзабилити (поймут ли люди, как это работает?).

Бизнес/рентабельность

Прежде всего ПМ должен понимать ценность продукта для бизнеса. Успешные продукты те, которые приносят прибыль.

Менеджер проектов должен поглощать огромное количество информации о бизнесе: различные исследования, тенденции рынка. Это позволит видеть общую картину и понимать, какие ресурсы нужны для достижения цели. Именно поэтому глава Amazon, Джеф Безос, начинает каждую встречу с шестистраничных памяток в повествовательной форме. Нужно иметь чёткое представление о сфере в целом, чтобы написать их убедительно. Это позволит мыслить более критично о том, как продукт будет вписываться в общую картину.

ProfitWell — программа, которая отражает свежие метрики для грамотного принятия решений

Технологии/осуществимость

ПМ большое количество времени проводит с разработчиками. Чтобы быть с ними на одной волне и контролировать каждый этап разработки, необходимо достаточно глубоко понимать технологический стек. При этом ПМ-у не обязательно уметь кодить, но нужно больше читать, интересоваться новыми тенденциями, технологиями и быть готовым предложить решение, если что-то пойдёт не так.

Технологии меняются со скоростью света, и чтобы поспевать за ними, нужно непрерывно обучаться, например, на онлайн-курсах.

Sitepoint - ресурс с подборкой курсов и статей о веб-технологиях

UX/юзабилити

Все в компании, включая ПМа, могут быть предвзятыми. Если основываться только на предыдущем опыте и решениях, которые принимались ранее, хорошего проекта точно не получится. Лучше всего спросить того, кто действительно знает ответ, — клиента.

Хороший ПМ должен быть голосом клиента. Прототипы и особо важные для клиента метрики помогут ПМ-у принять правильное решение. Они помогут представить концепцию и основной функционал, не тратя при этом огромное количество времени.

Вывод: крутой ПМ, как супергерой, должен разбираться во всём: в бизнесе, управлении, технологиях. А достичь этого поможет опыт, поглощение тонн информации и умение правильно использовать её.
Вы сэкономили 7 минут.


#701. 5 признаков того, что пора «увольнять» клиента

5 Signs You Need to Fire Your Client (And How to Do It)

Ничто не сделает вашу жизнь хуже, чем плохой клиент. Сложно просто взять и отпустить клиента, не хочется сжигать мосты, но иногда это лучшее решение — разорвать отношения и двигаться дальше.

Рассмотрим 5 ситуаций, когда действительно пора «увольнять» клиента и способы, как сделать это тактично.

1. Проблемы с оплатой

Главная причина разрыва отношений с клиентом — оплата, а точнее её отсутствие. Не важно, какие цены у вашей компании, клиент должен оплачивать услуги вовремя, особенно если в договоре указана чёткая дата. У вас также есть обязательства перед сотрудниками, кредиторами и другими. Такие клиенты могут очень негативно повлиять на ваш бизнес, и с ними нужно прощаться.

Как это сделать

Будьте прямолинейны в отношении оплаты. Клиент должен знать, что вы ожидаете оплату в срок, и если оплаты не будет, вам придётся прекратить отношения. Будьте готовы предоставить отчёты о датах выставления счетов и выплат для разбирательств, если это потребуется.

2. Постоянное расширение проекта

Всегда есть клиент, который хочет большего. Больше фишек, больше дизайнерских идей, ещё одну версию в другом цвете. Такие клиенты стоят много времени и денег! Ничего плохого, если это случается иногда, но клиент, который бесконтрольно расширяет границы проекта, может стать проблемой. Как правило, такие дополнительные услуги не оплачиваются.

Неважно, насколько вам нравится этот клиент, вы должны сразу поговорить с ним об этом. Если ваши доводы подействовали, вы можете добавить в контракт дополнительные пункты и пересчитать смету. В противном случае лучше расстаться с ним.

Как это сделать

Если вы уже говорили об этом с клиентом, но всё бесполезно, смело пересчитывайте сумму за все дополнительные услуги и не делайте ничего бесплатно. После этого готовьтесь к одному из двух вариантов:

  • Клиент любит вас и готов к оплате. Это даст вам шанс сохранить отношения.
  • Клиент уйдёт от вас, и это будет выглядеть не как его «увольнение», а как взаимное расставание.

3. Несовпадение вкусов

Хороший дизайнер и хороший клиент могут противоречить друг другу во ВСЁМ. И это делает всех несчастными. Независимо от того, насколько вы стараетесь, ви́дение клиента может просто не совпадать с вашим. В таком случае нужно найти клиенту дизайнера, который реально сможет ему помочь.

Как это сделать

Откровенно скажите клиенту, что вы не подходите ему из-за разных предпочтений в дизайне. Постарайтесь порекомендовать ему несколько дизайнеров, которые будут более подходящими.

4. Неэтичное или оскорбительное поведение клиента

Самый плохой случай, когда клиент просит вас выполнить неэтичную работу, либо ведёт себя оскорбительно.

С такими клиентами нужно сразу же прекращать отношения.

Как это сделать

В таких ситуациях всегда оставляйте «бумажный след». Сохраняйте запросы, которые вам не нравятся, и ваши ответы, следите за любыми оскорбительными письмами. Скажите, что пытались сохранить позитивные, профессиональные отношения, но понимаете недовольство клиента, поэтому хотите прекратить совместную работу. Если работа, которую оплатили, осталась незавершённой, обязательно предложите возмещение, чтобы быстрее разойтись.

5. Вы ненавидите проект

Иногда вы сталкиваетесь с прекрасными клиентами, с которыми приятно и легко вести дела, но вам не нравится сама работа. Вы не хотите бросать клиента, но при этом проект делает вас несчастным.

Это может произойти, если задачи слишком примитивные или, наоборот, вырывают вас из зоны комфорта. Например, вы веб-дизайнер, но вам нужно печатать плакаты.

Если вас напрягает каждое задание в проекте, нужно расставаться с клиентом.

Как это сделать

Объясните клиенту, что вы не можете удовлетворить его потребности. Дайте время на поиск нового исполнителя (как правило, 1−2 месяца). Это хорошее напоминание для вас и для клиента, что для разных задач нужны разные исполнители.

Вывод: иногда сложно отпустить клиента (особенно если он не проблемный, просто вы не сошлись во мнениях), но это сделает вашу работу гораздо продуктивнее. Главное, будьте откровенны и позвольте вам обоим двигаться дальше.
Вы сэкономили 6 минут.

#702. Как продвинуть свою идею боссу

How to Sell an Idea to Your Boss

У вас появилась идея, которая изменит вашу компанию к лучшему. Она может быть простой, элегантной или дорогой, но если правильно реализовать ее, она очень поможет бизнесу.

Итак, каким должен быть следующий шаг? Бежать, сломя голову, в кабинет начальника, прерывать важный звонок и пытаться объяснить непродуманную идею? Или несколько месяцев делать презентацию из 85 слайдов с исчерпывающими данными, пока вы в конце концов не бросите её?

На самом деле вы должны остановиться где-то посередине. Конечно, вы хотите больше времени посвятить исследованиям, но если идея действительно важна для вас, нужно действовать своевременно.

Неважно насколько масштабная идея или какую должность вы занимаете (даже если вы генеральный директор). Главное, убедить хотя бы одного человека в компании, что она действительно хороша.

Сделайте домашнюю работу

Вы должны чётко определить проблему и способы её решения. Пройдитесь по списку вопросов, чтобы точно понять, с чем вы имеете дело.


Проблема Решение Рассуждения (только для вас)

  • Проблема влияет только на вас или ещё и на ваших коллег?
  • Что насчёт клиентов? Ваша идея направлена на внутренние процессы или на внешние?
  • Знает ли босс про вашу идею? Что было, когда этот вопрос поднимался в предыдущий раз?
  • Что потеряет компания, если не воплотить идею в жизнь?
  • Какой приоритет у исполнения идеи от 1 (лучше начать работать над этим в ближайшем будущем) до 5 (работа застопорилась)?
  • Какое решение вы предлагаете?
  • Какие ресурсы вам потребуются (бюджет, время, помощь)?
  • Влияет ли решение проблемы, на других? Как?
  • Какую пользу можно получить, решая эту проблему?
Вы должны осознавать ценность идеи. Что делать, если её никто не поддержит? Она настолько крутая и новаторская, что вы уйдёте из компании туда, где сможете воплотить ее в жизнь? Или это то, что вы хотели бы осуществить, но можете подождать какое-то время?

Как и в настоящей домашней работе, запишите всё на одном листе и передайте боссу.

Вступите в «Красную команду». Не переживайте, это не так страшно, как звучит :–)

Из Википедии:
Красная команда — это независимая группа, которая испытывает эффективность компании и ищет узкие места.

Вы можете рассказать о своей идее тому, кто не относится к проблеме напрямую, например, работнику другого отдела. Он сможет объективно оценить плюсы и минусы вашего решения. Эта точка зрения может оказаться решающей для вас.

Что ж, домашнее задание сделано :–)

Достойно оформите работу для максимального эффекта

Хотите печальную новость? Много хороших идей не были приняты, потому что были неправильно представлены.

Лучший способ эффектно преподнести идею — рассказать историю. Все любят слушать истории, тем более так проще уловить суть сказанного. Не нужно быть крутым рассказчиком, достаточно хорошо структурировать свою речь.

Отличный лайфхак — использовать ABT-формулу (And, But, Therefore — И, Но, Поэтому).

Например:

Начните с простого факта, который никто не сможет оспорить.

Я работаю в компании уже 5 лет.

Затем начните разогревать слушателей с помощью деталей.

И за это время мы с командой работали более, чем с 500 клиентами, и принесли доход больше 5 миллионов долларов.

Теперь переходите к проблеме.

Но настоящий процесс ограничивает нас. Мы можем работать ещё быстрее и приносить больше дохода.

А сейчас самое время представить свою идею.

Поэтому я предлагаю начать пользоваться платформой HelloSign. Она значительно сократит время на подписания контрактов. Чем быстрее мы работаем, тем выше будет уровень нашей выручки. Как думаете, мы сможем реализовать это на следующей неделе?

Ни у кого не возникнет вопросов, зачем вы что-то предлагаете, если вы так преподнесёте свою идею. Останется только ответить на вопросы. Это не составит для вас труда, ведь вы уже выполнили домашнюю работу. Несколько советов, которые пригодятся для ответов на вопросы:

  • Чётко свяжите свою идею с целями компании.
  • Определите ключевые и заинтересованные лица.
  • Проявите сочувствие к проблеме босса.
  • Скооперируйтесь с вашим боссом, сделайте это командной работой.

Вывод: если вы действительно загорелись новой идеей и уверены в ней — действуйте. Только не забудьте проработать её и красиво преподнести, чтобы не хоронить очередную блестящую мысль под шквалом критики коллег.
Вы сэкономили 5 минут.

Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is