Google PageSpeed Insights обновился — и оценка сайтов упала. Что об этом нужно знать?
Виктор Рындин, генеральный директор «Фабрики Успеха», призывает не паниковать. Рассказываем, что всё это значит и как реагировать.
12 ноября Google выпустил новую версию PageSpeed Insights — одного из самых широко используемых инструментов для измерения времени загрузки страницы. Так как скорость загрузки является ключевым фактором для ранжирования сайтов в поисковой выдаче, обновление инструмента и вызванный им пересмотр характеристик сайтов привлёк внимание веб-мастеров и владельцев многих ресурсов.
Веб-сайты, имевшие оценку PageSpeed Insights 95-99 баллов (из 100 возможных), за ночь опустились до отметки 32-35. Показатели упали у всех проверенных нами сайтов. Рассказываем, что случилось и что необходимо предпринять.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Время загрузки веб-сайта важно не только с точки зрения пользовательского опыта. Быстрая загрузка стала ключевым фактором ранжирования Google с июля этого года. Сам Google предоставлял инструмент для измерения и оптимизации времени загрузки с помощью функции PageSpeed Insights.
Теперь этот инструмент обновлён и в будущем будет использовать механизм анализа Google Lighthouse. Таким образом, качество результатов анализа должно быть увеличено. Кроме того, теперь можно запускать проверку времени загрузки из браузера, используя инструменты разработчика Chrome или непосредственно из командной строки, и получать те же результаты. Кроме того, будут предоставлены дополнительные данные из отчёта об опыте пользователей Chrome.
Пользователи по всему миру заметили, что результаты, предоставленные новым инструментом, значительно хуже, чем в предыдущих версиях. Крупные новостные порталы упали вплоть до 20–30 баллов. Всё говорит о том, что PageSpeed Insights стал оценивать скорость намного строже.
Конечно, в панику впадать не нужно, так как все инструменты после обновления проходят период баг-фикса, когда не всё работает идеально. В частности, сейчас инструмент даёт разные оценки для одной и той же страницы, а порой вообще указывает, что страница не доступна (хотя это не так). По моему опыту, потребуется 2–3 недели, чтобы разработчики исправили критичные ошибки и инструмент начал работать стабильно. Хотя скорость загрузки сайта и влияет на его позицию в выдаче Google, всё-таки за одну ночь позиции вашего сайта не обрушатся. Сохраняйте спокойствие.
Однако есть важные вещи, над улучшением которых можно и нужно начинать работать как можно быстрее. Поскольку к desktop-версиям, по моим наблюдениям, требования уменьшились, в первую очередь обратите внимание на оценку мобильной версии. Google — это вообще концепция mobile first, так что все изменения можно начинать с её оценки. Десктоп вторичен.
Подчеркну, что нужно очень вдумчиво подходить к работе над ошибками. Например, у одного из клиентов нашего агентства разработчики так увлеклись погоней за высоким баллом, что часть критически важных скриптов скрыли от поисковых ботов, но не от людей.
И это могло привести к совсем печальным последствиям, благо заметили вовремя и отделались небольшим испугом, который выразился в временно неработающих средствах аналитики, подмены номера и эквайринга. Зато бал был наивысший!
Раньше для вытягивания цифр можно было делать поэтапную загрузку страницы: сначала текст, потом стили — всё появляется за доли секунд, но постепенно. Сейчас Гугл хочет, чтобы первый экран пользователя был загружен и готов к взаимодействию мгновенно. Всё, что ниже первого экрана видимости, — допустимо к загрузке с задержкой. Один из вариантов решения данной задачи — разделять ресурсы, необходимые для загрузки первого экрана и остального сайта, и, соответственно, в первую очередь грузить только первый экран, отдавая его пользователю целиком, и только потом всё остальное.
Во главе угла — скорость загрузки, и она разбита на 6 пунктов.
- Время загрузки первого контента — загрузка первого экрана сайта, готового к взаимодействию.
- Индекс скорости загрузки — общая загрузка отображения всей страницы.
- Время загрузки для взаимодействия — время полной загрузки сайта, после которой пользователь может целиком с ним взаимодействовать.
- Время загрузки достаточной части контента — загрузка текста, картинок, css, js, относится к времени загрузки первого экрана.
- Время окончания работы ЦП — серверные настройки.
- Приблизительное время задержки при вводе — тоже серверные настройки.
Более подробно узнать о том, что какой пункт значит, можно непосредственно после проверки любого сайта в PageSpeed Insights, подсказка появляется при наведении на соответствующий пункт.
Старый Google PageSpeed Insights требовал улучшать цифры по модифицированию css, js, html и всех остальных ресурсов, необходимых для корректного отображения сайта. Хотя на практике подобная модификация, согласно рекомендациям Гугла, наоборот, приводила к задержке загрузки страницы. Сейчас это не влияет на ранг оценки и носит лишь рекомендательный характер.
Появилась раскадровка экранов — 10 штук. На ней можно посмотреть очередность отображения контента при загрузке и, соответственно, быстроту его появления. Показывает, как быстро пользователь, зайдя на сайт, увидит хоть что-то. Наглядно и занимательно. Найди пять отличий, как говорится :–)
Появилась новая рекомендация относительно использования новых форматов изображений: JPEG 2000, JPEG XR и WebP. Это более современные и лёгкие форматы изображений, которые позволяют серьёзно оптимизировать скорость загрузки, особенно на нагруженных картинками сайтах. Ну и Google любит всё новое, так что вот :–)
Самые часто встречающиеся проблемы, с которых нужно начать.
-
Загружены большие картинки (размер и/или вес), хотя пользователь видит их в миниатюре и в маленьком разрешении — оптимизируйте картинки, начните переход на более современные форматы. Вот несколько сервисов, которые могут вам в этом помочь: tinypng (просто переобжать и облегчить картинки) и online-convert (конвертируем из png в современный WebP).
-
Бездумно подключены сторонние плагины и/или библиотеки, которые не нужны на самом деле (используете жутко красивые слайдеры или оставляете в исходном коде функции из бэкэнда, не участвующие в отображении страницы сайта).
-
Перенесите в футер сайта подключение всех скриптов, css и так далее, которые не являются необходимыми при отображении первого экрана и сайта в общем (всевозможные анимации, слайдеры, карусели и прочие украшательства).
И напоследок: помните, что нужно регулярно мониторить скорость загрузки сайта, так как даже небольшие на первый взгляд изменения в его вёрстке или функциональности могут привести к критическому понижению оценки и, как следствие, к потере позиций в поисковой выдаче.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.